Логоритмическое занятие «Путешествие в сказку Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Исмагилова Эльмира Мазитовна

 

Логоритмическое занятие «Путешествие в сказку Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логоритмическое занятие «Путешествие в сказку Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»».

Лексическая тема: «Домашние птицы».

Логопедическая тема: «Звук[ш]».

Цель: коррекция речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.

Образовательные задачи.

Активизировать словарный запас по теме «Домашние птицы».

Развивать координацию движений.

Работать над развитием способности согласовывать движения с музыкой.

Развивать творческое воображение и подражательность, переключаемость движений, чувство ритма и темпа, логическое мышление.

Работать над развитием диафрагмального дыхания.

Коррекционные задачи.

Автоматизировать звук [ш] в чистоговорках и предложениях.

Работать над развитием артикуляционной и общей моторики и слухового внимания. Развивать мелкую моторику и способность к раслоблению.

Воспитательные задачи: воспитывать уважение детей друг к другу, чувство любви к природе.

Оборудование: иллюстрации к сказке (утята, лебедь), предметные картинки с изображением домашних птиц, музыкальное сопровождение, пособие для развития диафрагмального дыхания, лента.

Ход занятия.

Сегодня мы отправимся в «Страну сказок», нам нужен транспорт, хорошо, если он будет волшебный (ковер – самолет).

Наш ковер самолет перенесет нас в сказочную страну, если мы дружно скажем слова: «Чики – брики, карамба – барамба).

Ведущий. Вы, ребята, смелые?

Дети.         Да!

Ведущий. Вы, ребята, умелые?

Дети.         Да!

Ведущий. Находчивые?

Дети.         Да!

Ведущий. Сказки любите?

Дети.        Да!

Ведущий. А вы их знаете?

Дети.        Да!

Ведущий. Какие же сказки вы читали?

Итак, мы прибыли на место. Смотрите, ребята, а ворота сказочной страны закрыты. Оказывается, сказки просят, чтобы мы их узнали.

А дорога – далека, а корзинка – нелегка,

Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.

Ах ты Петя – простота, сплоховал немножко,

Не послушался кота, выглянул в окошко.

Красна девица грустна, ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко, слезы льет, бедняжка.

Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться?

Очень вкусная вода – в ямке от копытца.

Отворили дверь козлята, и пропали все куда – то!

Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел,

Отгадайте без подсказки из какой ушел я сказки?

Ведущий. Страна сказок – самая удивительная и чудесная из всех стран на свете. Есть сказки народные, а есть авторские. Чем они отличаются?

Послушайте диалог лисы и петушка.

А сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Горелки».

Гори – гори ясно, чтобы не погасло.

И раз, и два, и три, последняя пара беги!

А теперь мы с вами отправляемся в гости в одну из сказок Г. Х. Андерсена. Мы побываем на птичьем дворе и посмотрим какие птицы там живут.

Жила была утка. Вылупились у утки 9 утят. 8 утят были похожи друг на друга и на свою маму, а 1 был большой и совсем не похож на остальных. И прозвали его за это Гадким утенком. Ой, ребята, посмотрите – кто это? Это бедный гадкий утенок. Настало время познакомить утят с другими жителями птичьего двора.

Игра «Птичья семья».

Дети собирают семью: селезень – утка – утенок,

Гусь – гусыня – гусенок,

Индюк – индюшка – индюшонок,

Петух – курица – цыпленок,

Назови семью этой птицы (показываю птицу). Назови этих птиц. Дети повторяют.

Ребята, давайте вспомним, как ходят разные птицы, и попробуем из изобразить.

Наши уточки с утра – кря – кря – кря! Кря – кря – кря!

Дети идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток.

Наши гуси у пруда – га – га – га! Га – га – га!

Дети идут, вытянув шею вперед и отставив руки – «крылья» назад.

Наши курочки в окно – ко – ко –ко! Ко – ко –ко!

Останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам.

А как Петя – петушок рано – рано поутру нам поет: ку – ка – ре – ку!

Встают спиной в круг, вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки.

Пальчиковая гимнастика.

Логопед. Тут утка решила пойти учить птенцов плавать, отправимся вместе с ними.

Шла уточка бережком, вела утят гуськом,

Дети «идут» двумя пальчиками по руке.

А шли они гурьбой

 Руки на колени.

Большой своей семьей:

Поднимают руки вверх

И малый, и большой,

Загибают безымянный палец, бобольшой палец.

И средний и меньшой.

Зегибают средний палец, мизинец.

И самый дорогой.

Загибают указательный палец.

Развитие диафрагмального дыхания.

Логопед. Стали птенцы отряхиваться после купания, и полетели перышки. Давайте соберем перышки и подуем на них. (Дети дуют на перышки под тихую музыку.)

Все птенцы играли, а один сидел никому не нужный, никто не обращал на него внимания. Это был Гадкий утенок.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Логопед. Ему было очень грустно, и он мечтал научиться летать.

И. п. Дети стоят за стульями. На первую часть музыки – напрячься, встать; на вторую часть музыки – плавные, без напряжения, движения руками в стороны и вперед. Упражнение повторяется 4 раза.

Логопед. Все его только обижали. Ребята, а можно обижать других?

Дети. Нельзя!

Логопед. Гадкому утенку стало очень обидно, и он решил убежать.

Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель читает, логопед выполняет вместе с детьми.

Воспитатель. Гадкий утенок побежал куда глаза глядят. Пробегая мимо дома, Гадкий утенок увидел девочку, качающуюся во дворе на качелях, вверх – вниз взлетали качели (поднимаем язычок на верхнюю губу – опускаем на нижнюю), и девочка от радости улыбалась (разводим уголки губ в стороны, обнажив зубы). В доме за обеденым столом сидели ее мама и папа и пили чай из чашек (кладем широкий язычок на нижнюю губу и загибаем его «чашечкой») с вареньем. Мама испачкала вареньем верхнюю губу и стала ее облизывать (облизываем кончиком языка верхнюю губу слева на право и обратно). Гадкий утенок посмотрел на все это, ему стало грустно, и он побежал быстрее. По дороге ему поподались горы – он поднимался на горку (упираем кончик языка в нижние зубы и выгибаем его среднюю часть «горкой») и спускался с горки. На одной высокой горе дул сильный ветер (дуем на высунутый язык) и завывал «у – у – у» (трубочка). Потом Гадкий утенок добежал до леса, где росло много грибов и на орешнике много орехов (упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку изнутри). Гадкий утенок осмотрелся вокруг (часики), посмотрел налево и направо – и увидел большое круглое озеро (кладем широкий закругленный язык на нижнюю губу). Гадкий утенок улыбнулся и подумал, как хорошо ему будет там жить. Но по дороге к озеру он встретил преграду – пропасть.

Чистоговорка.

Логопед. Тем временем на птичий двор пришла птичница покормить птиц.

Ша-ша-ша – наша каша хороша.

Шо-шо-шо – кушать надо хорошо.

Шок-шок-шок – покушай, петушок.

Аш-аш-аш – вот и домик ваш.

Еш-еш-еш – зернышки поеш.

Развитие общей моторики и равновесия.

Логопед. Все продолжали заниматься своими делами, и никто не заметил отсутствия Гадкого утенка. Гадкий утенок добежал до пропасти. Надо перейти пропасть по узкому мостику, чтобы попасть к большому красивому озеру. А сможете ли вы перейти на другую сторону?

Дети идут по ленте, руки в стороны.

Развитие логического мышления.

Логопед. Ребята, давайте узнаем, кто живет на озере?

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшимно на воду садятся.

На воду сели, посидели и снова полетели.

Дети.  Это лебеди!

Звучит радостная музыка. Логопед показувает картинку.

Логопед. Кто живет на озере?

Дети. На озере живут лебеди.

Логопед. Кого встретил Гадкий утенок на озере?

Дети. Гадкий утенок встретил лебедей.

Развитие мелкой моторики и логического мышления

Логопед. Ребята, соберем такую картинку из деталей на доске.

Воспитатель раздает детали, и дети собирают картинку на доске.

Танец.

Логопед. Лебеди такие грациозные птицы, они двигаются, будто танцуют.

Медленный танец лебедей.

Логопед. Лебеди пригласили утенка жить с ними. Прошло время, Гадкий утенок вырос и превратился в прекрасного… лебедя. Пролетал он над птичьим двором, посмотрел вниз и увидел птиц. Те тоже посмотрели на небо и подумали: «какая красивая птица летит!» - и никто не узнал в ней Гадкого утенка.

Отгадывание загадок.

Логопед. Давайте вспомним, какие птицы живут на птичьем дворе?

Дети загадывают загадки.

Квохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает.

(Курица)

Не ездок, а со шпорами,

Не караулит, а кричит.

Не сторож, а всех будит.

(Петух)

Явился в желтой шубке,

Прощайте две скорлупки.

(Цыпленок)

Надуется, натужится,

Начнет болтать,

По-чудному лепетать.

(Индюк)

На красных ногах,

Кричит: «Га-га-га!»,

Воды не боится,

Что это за птица?

(Гусь)

Пестрая крякушка

Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку –

Спотыкалочку.

(Утка)

Подведение итогов.

Логопед. Понравилась вам сказка? Как называлась сказка, в которой мы с вами побывали? Кто вам в ней больше всех понравился? (Ответы детей)

Дети уходят из зала под спокойную музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-диагностическое занятие с детьми подготовительной группы по сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»

Цель- диагностика знаний, умений и навыков детей подготовительной группы по развитию зрительного восприятия....

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи посредством художественной литературой. Тема: «Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок». (Пересказ от лица героев сказки). (два занятия)

1) Обучать детей связному последовательному пересказу текста сказки с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.   2) Формировать связную монологическ...

Конспект открытого педагогического мероприятия по ознакомлению с художественной литературой с элементами интеграции (развитие речи, рисование) на тему «Пересказ сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Пейзаж к сказке «Гадкий утенок»

Тема. Пересказ сказки Г.Х. Андер­сена «Гадкий утенок». Пейзаж к сказке «Гадкий утенок».Цель: выявить уровень усвоения программного материала по направлениям: ознакомление с...

Логоритмическое занятие в средней группе "Путешествие в сказку Г.Х.Андерсена "Гадкий утенок"

профилактика речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словами...

Конспект занятия по развитию речи через ознакомление с художественной литературой в старшей группе «Пересказ сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»»

Обучать связному последовательному пересказу текста сказки с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....

Открытое занятие "Путешествие по сказке Г.Х. Андерсена "Гадкий утенок""

Открытое занятие "Путешествие по сказке Г.Х. Андерсена "Гадкий утенок""...