КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР «Здравствуй, Зимушка-зима».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Габдуллина Альфина Рифкатовна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno-razvivayushchee_zanyatie_dlya_detey_s_onr.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

«Здравствуй, Зимушка-зима».

Коррекционно - образовательные задачи: обобщать и уточнять знания детей о зиме и зимних забавах. Активизировать и расширить словаря за счет слов-действий, слов-признаков. Обучать составлять описательные рассказы по схеме описания времен года. Обучать объяснять смысл пословиц. Совершенствовать грамматический строй речи, формировать навыки словоизменения и словообразования (образование родственных слов, образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за»; согласование прилагательных с существительными).

Коррекционно-развивающие задачи: развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Развивать личностные качества: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способность к самооценке и самоанализу. Развивать предпосылки к учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции. Развивать чувство ритма.

Воспитательные задачи: воспитывать устойчивый интерес к занятиям, инициативу, стремление к активной деятельности, внимание к собственной речи, самостоятельности в принятии решений.

Оборудование:

  • Доска магнитная
  • Магниты
  • Ноутбук
  • Мяч
  • Сюжетные картинки «Зима»
  • Схема описательного рассказа Ткаченко
  • Презентация «образование однокоренных слов СНЕГ»
  • Конверты с заданиями
  • Волшебная коробка
  • Звуковые символы и картинки для звукового анализа

Словарная работа:

  • Номинативная лексика: зима, снег, мороз, ветер, лед, декабрь, январь, февраль.
  • Адъективная лексика – снежная, серебристая, долгожданная, пушистый, серебристый, мягкий, искристый, жгучий, леденящий, сильный, трескучий, слова-антонимы.
  • Предикативная лексика: заморозила, замела, заледенела, завьюжила, запорошила

Методические приемы.

Сюрпризный момент

Презентация «Зима»

Игра «Что наделала зима?».

Игра «Назови как можно больше красивых слов» с мячом.

Составление рассказа о зиме с помощью мнемотаблицы.

Музыкальная пауза «Танец снеговиков».

Игровое упражнение «Исправь письмо».

Презентация «Образование однокоренных слов СНЕГ».

Гимнастика для глаз «Зима. Снежинка».

Звуковой анализ слов: лето, зима, осень, белка, лось, волк.

Пословицы о зиме (объяснение смысла пословицы).

Заключительная часть: сюрпризный момент, рефлексия.

Вводная часть.

Организационный момент

Логопед:

Звонка погода,

Снега кутерьма,

Это время года

Мы зовем….

Дети: Зима!

Логопед: Назовите месяцы зимы.

Дети: декабрь, январь, февраль.

Логопед: Правильно, молодцы

Основная часть.

Зима нам прислала видео-письмо. Хотите его прочитать?

Презентация «Приветствие Зимы»

Зима: «Здравствуйте, ребята! Я Зимушка-зима. И мои сестрицы.

Метель гоняет снег, падающий с неба или поднятый с земли. Все дорожки заметает.

Вьюга – это сильная метель. Сильный ветер поднимает снег с поверхности земли и кружит его в воздухе. Завьюжила.

Поземка-метель без снегопада, поднимающий снег с поверхности земли.

Пороша – это выпавший ночью и переставший к утру снег, на котором отпечатываются свежие следы животных. Пороша все запорошила.

Логопед: Ребята, кто запомнил помощниц Зимы?

Дети: Метель, вьюга…

Зима: Слышала я, что вы веселые, любознательные и находчивые. Захотелось мне узнать, нравится ли вам зимнее время года. Я предлагаю по схемам найти интересные задания. На схеме вы видите номер конверта, который вы найдете. За правильно выполненное задание я подарю вам снежинки. Когда вы соберете все снежинки, свершится зимнее чудо! Желаю успехов!

Логопед: вот и чудо-коробка. В ней лежат схемы (дети ищут конверты, ориентируясь по схеме). Разложите конверты (в конвертах задания Зимы) по порядку от 1 до7.

Задание 1.  Игра «Что наделала зима?» (образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за»).

Логопед: Зима рассказала о своих помощниках. Придумайте слова-действия с приставкой «За».

Зимушка-зима, что же ты наделала?

Зима пришла с морозами и все... – (заморозила).

Метель мела и все тропинки – (замела).

Река покрылась льдом и вся…  – (заледенела).

Зима позвала вьюгу и все… – (завьюжила).

Снежная пороша дорожки все…  – (запорошила).

Логопед: вы справились с первым заданием, вручаю вам первую снежинку.

Задание 2. Дидактическая игра с мячом «Назови как можно больше красивых слов».

Дети отвечают на вопросы: какой? какая? какое?

Погода какая? – снежная, холодная, морозная.

Снег какой? – пушистый, белый, легкий, мягкий, серебристый, липкий.

Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.

День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.

Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.

Зима какая? – морозная, снежная, ветреная, холодная.

Солнце какое? – низкое, неяркое.

Логопед вручает вторую снежинку.

Задание 3. Составление рассказа о зиме с помощью мнемотаблицы Ткаченко.

Логопед: Ребята, хочется Зиме услышать рассказы о себе, и чтобы рассказы получились красивые, рассмотрите зимние картинки и нашу схему-помощницу ( у каждого ребенка своя часть рассказа). Глядя на картины и схему, вы без труда вспомните все, что знаете о зиме.

Рассказы детей.

1 ребенок. Солнце. Какое зимой солнышко? (Зимой солнце низкое, неяркое, оно светит, но не греет).

2 ребенок. Небо и осадки. Какое небо зимой, какие осадки выпадают? (небо серое, низкое, часто идет снег, он покрывает землю белым ковром).

3 ребенок рассказывает нам о земле, есть ли трава, цветы, зелень. (Зимой земля замерзает, нет ни травки, ни цветов, а реки часто покрыты людом до весны).

4 ребенок. Жизнь деревьев. Что происходит с деревьями зимой? (листья на деревья и кустарниках уже опали; только когда выпадет снег, деревья одеваются в белоснежный наряд; одни елочки стоят зелененькие, им мороз не страшен, они стали еще красивее в снежном наряде).

5 ребенок. Одежда людей. Кто расскажет, как одеваются люди зимой? (зимой люди надевают самые теплые одежды: шубы, шапки, шарфы, теплые сапоги и обязательно варежки, чтобы не мерзли руки).

6 ребенок. Напоминает нам о жизни диких зверей и птиц. (Медведь всю зиму спит в берлоге. Зайцы, белки поменяли свой мех, чтобы быть незаметнее, так они спасаются от врагов. Белки запаслись на зиму орехами, желудями, шишками, развесили их на веточках, на разных деревьях и помнят о всех своих запасах. Зайцы зимой едят кору деревьев, лисы охотятся за зайцами и выкапывают из-под снега мышей. Многие птицы улетели на юг зимовать в тепле, а у нас остались воробьи, вороны, синички, сороки. Они стараются перезимовать рядом с человеческим жильем, так легче прокормиться и не замерзнуть).

7 ребенок. Рассказывает нам о зимних забавах и праздниках (самый веселый зимний праздник – Новый год. Дети наряжают елку, приходит Дед Мороз с подарками. Зимой дети катаются на санках с гор, на коньках и лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки).

Рассказы детей.

Логопед вручает третью снежинку.

Музыкальная пауза. Танец снеговиков.

Логопед: Что бы Вы хотели подарить Зиме?

Дети: конфетки, игрушки, танец.

Зима: какой веселый и замечательный танец! Спасибо!

Задание 4.

Игровое упражнение «Исправь письмо».

Логопед: «Первый зимний месяц называется сентябрь. Как наступает зима, так наступают холода, и люди сразу одевают теплую одежду: шубы, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы. Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в речке, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость готовятся  к празднику – Маминому дню. Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта: хоккеисты клюшками забивают шайбы в ворота; фигуристы танцуют на лыжах, лыжники съезжают с горки на санках, конькобежцы бегают на лыжах. Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке. Зима – чудесное время года!».

Дети исправляют ошибки.

Логопед вручает четвертую снежинку.

Задание 5. Презентация «Образование однокоренных слов СНЕГ».

Тихо-тихо, как во сне, падает на землю СНЕГ

С неба все скользят пушинки-серебристые СНЕЖИНКИ

Вот веселье для ребят – все сильнее СНЕГОПАД

Снежный ком на снежный ком, все украсили СНЕЖКОМ (снег уменьшительно-ласкательно)

Будто глыбы вековые здесь фигуры СНЕГОВЫЕ

Словно для холодной королевы они СНЕЖНОЙ

Кто же это? СНЕГОВИК

Рядом снежная фигура – это девочка СНЕГУРКА

На снегу то просмотри с красной грудкой СНЕГИРИ

На хороший снежный скат нужен быстрый СНЕГОКАТ

Набирая быстрый ход в лесу мчится СНЕГОХОД

Словно в сказке как во сне землю всю украсил СНЕГ

Логопед: какие слова похожи на слово снег? (ответы детей)

Логопед вручает пятую снежинку.

Гимнастика для глаз «Зима. Снежинка».

Речевое сопровождение:

Снежинка-пушинка кружится, летает.

Снежинка-пушинка не тает, не тает.

Вот вниз опустилась почти до земли,

Вот вверх поднялась, посмотри, посмотри!

Вот слева кружится и справа кружится,

То в небо летит, то на землю ложится.

Подставь-ка ладошку, смотри, не зевай,

Подуй на неё и скажи: «Улетай!»

Зрительные упражнения: дети выполняют движения глазами по тексту

Задание 6. Звуковой анализ слов «Лето. Зима. Весна. Осень. Белка. Лось. Волк» (индивидуальная работа, логопед просит проверить выполненную работу друг у друга).

Логопед вручает шестую снежинку.

Задание 7. Пословицы о зиме (объяснение смысла пословицы).

  • Снег холодный, а от стужи укрывает.
  • Мороз не велик, да стоять не велит.

Логопед вручает седьмую снежинку.

Заключительная часть.

Волшебный сундучок с сюрпризом.

Логопед: Зима, ребята справились со всеми заданиями.

Зима: Положите снежинки в сундучок и произнесите волшебные слова: «Раз, два, три снежинки в сюрприз преврати» (сладкий сюрприз). Понравился вам мой сюрприз? Я благодарю Вас. Мне очень приятно, что вы много знаете про зимнее время года. Спасибо! До новых встреч!

Логопед: Ребята, кому какие задания Зимы понравились? Ответы детей. А мне приятно слышать, как Ваня правильно произносил букву Р, Матвей был очень внимательным, а Сережа приходил на помощь друзьям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в старшей группе детского сада для детей с ФФНР "Здравствуй, Зимушка-зима".

Занятие включает в себя разнообразные виды работы по расширению и активизации словарного запаса, формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Игровая форма занятия делает его...

Разработка занятия по художественно-эстетическому развитию «Здравствуй, зимушка – зима»

Разработка занятия по художественно-эстетическому развитию«Здравствуй, зимушка – зима»...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности "Здравствуй, зимушка - зима"

Расширение и уточнение словаря по теме. Закрепление представлений о зиме, её приметах....

Интегрированное занятие с детьми с ОВЗ "Здравствуй, зимушка-зима"

Интегрированное занятие учителя-логопеда и воспитателя с использованием мнемотаблиц....

Конспект занятия в подготовительной группе ТЕМА: «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА».

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.Задачи:   Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложени...

Конспект занятия в подготовительной группе ТЕМА: «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.Задачи:   Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложени...