Методическая разработка конспекта занятия по мотивам сказки Колобок с элементами логоритмики
методическая разработка по логопедии (средняя группа) на тему

Дмитриева Екатерина Сергеевна

Методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

по мотивам сказки «Колобок»

с элементами логоритмики

для детей среднего дошкольного возраста

Разработали и провели занятие

учителя - логопеды ГБДОУ № 105 Невского района Санкт - Петербурга:

                                        Дмитриева Екатерина Сергеевна                         Шаврина Светлана Гаврииловна

Санкт-Петербург, 2013

Коррекционно – образовательные цели:

- Обобщать и систематизировать знания об овощах, фруктах, диких и домашних животных;

- Упражнять в  согласовании местоимений с существительными;

- Упражнять в образовании существительных в единственном и множественном числе;

- Упражнять в правильном употреблении предлогов;

- Автоматизировать звук С в прямых и обратных слогах.

Коррекционно – развивающие цели:

- Совершенствовать навыки  звукового и  слогового  анализа;

- Координировать речь с движениями;

- Развивать зрительное внимание и память, слуховое внимание, мышление;

- Развивать зрительно – пространственные представления;

- Развивать общую, ручную и артикуляционную моторику;

- Работать над  просодической стороной речи: голосом, интонацией, мимикой.

Воспитательные цели:

- Формировать взаимопонимание, самостоятельность, активность, инициативность, ответственность;

- Воспитывать эстетические чувства, любовь и бережное отношение к живой природе.

Оборудование:

Мольберт, символы Ткаченко Т.А., разрезные картинки,  цветные и черно – белые картинки по теме «Овощи», «Фрукты», мяч, «пеньки»,  разноцветная дорожка, компьютер, проектор, экран.

Ход занятия:

Логопед

Дети

I. Введение.

Логопед с детьми заходят в зал под музыку «В гостях у сказки»

- Ребята,давайте поздороваемся с гостями!

       - Давайте сядем на стульчики.

На экране изображение русской избы.

                В деревушке, рядом с речкой,

                В тёплом доме с русской печкой

                Жили-были много лет

                Бабка старая и дед.

- Ребята! Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся?Что начинается со слов «Жили-были», «В некотором царстве…»?

- А вы любите сказки?

    - Какие сказки вы знаете? Назовите.

II. Основная часть.

1.Упражнение "Звуковая лесенка".

Перед детьми стоит мольберт с символами Ткаченко  (ас, ос, ус, ис, ыс; са, со,су, си, сы).

     - Для того чтобы попасть в сказку нам надо подняться по лесенке. Но лесенка эта не простая, а звуковая. Будьте внимательны.

 

- Молодцы! Закройте глазки и отдохните.

(В это время логопед на первое место ставит звук С)

  - Ребята! Откройте глаза, посмотрите, что изменилось?

 

-Давайте споём то, что у нас получилось.

  - Молодцы!

  - А теперь придумайте слова, которые начинаются на этот звук (показывает символ звука А)

Далее логопед предлагает детям придумать слова на звуки О, У, И.

2. Работа с разрезными картинками. Игра "Один - много".

На экране  «Сказочные ворота».

Логопед по «лесенке» ведет детей к воротам.

      - Мы с вами подошли к сказочным воротам. Для того, чтобы открыть их нам нужен ключ. Вот он, а ключ не простой. Он с заданием.  Надо сложить картинки. Подходите к столу , попробуем сложить картинки .

На столе лежат разрезные картинки: лиса, волк, медведь, заяц, колобок, дедушка, бабушка.

-  Давайте посмотрим, что у вас получилось.

- А если много?

- Вы догадались в какую сказку мы отправимся?

3. Координация речи с движениями.

На экране появляется сюжет сказки «Колобок»(под сопровождение музыки)

Затопив однажды печь,

Просит бабку дед напечь

Булочек да пирожков,              

Да румяных крендельков.        

Та в ответ: -Да, что ты, дед,    

Аль забыл-муки-то нет.            

Дед затылок почесал                

И старухе наказал      

По амбарам помети,    

По сусекам поскреби  

И колобок мне испеки.  

4. Артикуляционная гимнастика.

 - Ребята! Давайте поможем бабушке испечь Колобок.

Звучит музыка "В гостях  у сказки".

  1. «Месим тесто» (язык толкаем в щеку, левую-правую)
  2. «Раскатываем тесто» (язык просовываем сквозь зубы)
  3. «Заворачиваем начинку»(язык вверх-вниз)
  4. «Печка пыхтит» (надуваем щеки и произносим П-П-П)
  5. «Вкусно» (двигаем языком по часовой стрелке)

5. Координация речи, движения с музыкой.

- Бабка колоб испекла

На окошко унесла.

Облежался Колобок

И скатился под кусток,

Пыль дорогой поднимая,

Покатился напевая:

    - Давайте вместе с Колобком споём и покажем песенку.

Звучит музыка.

Я Колобок, Колобок                          

Подрумянен правый бок.                  

По амбару метён, по сусекам скребён.

Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл.

6. Активизация и обогащение словарного запаса по темам "Овощи", "Фрукты". Развитие зрительного внимания. Развитие слогового анализа.

На экране появляется изображение зайца, который сидит на пеньке и плачет.Звучит грустная музыка (Чайковский П.И. "Детский альбом.Старинная французская песенка").

Вдруг из леса - скок-поскок-

Прыгнул заяц на пенёк.

 - Посмотрите, а заяц-то какой?

 - Давайте покажем, как ему грустно.

 - Грустно зайчику потому, что шел он из магазина, нес полный мешок продуктов. Мешок у него порвался, а все продукты рассыпались.

-  Давайте поможем собрать всё то, что он растерял и положим на своё место.

Перед детьми «Разноцветная дорожка». Дети должны по контуру узнать, что это за предмет, отхлопать название по слогам, вспомнить цвет и положить на дорожку нужного цвета.

(Детям предложены контуры: моркови, груши, чеснока, перца, огурца, баклажана).

7. Подвижная игра "Зайка".

На экране появляется изображение веселого зайца.   -  Молодцы! Зайке мы помогли. Какой теперь заяц?

- Покажите, какой он веселый.

- Зайка довольный поскакал домой, давайте и мы с вами с ним поскачем.

Звучит веселая музыка (Тухманов Д., Энтин Ю. "Храбрый зайчик"). Прыжки под музыку в разных направлениях.

8. Работа с предлогами.

Играет тревожная музыка. На экране появляется ВОЛК.

  - Неожиданно под ёлкой, Колобок увидел….

  Кто-то спать мне не даёт,

                 Песни на весь лес поёт,

                 Проглочу тебя дружок,

                 Да посплю ещё часок.

  - Волк какой?

  - Покажите, как он сердится.

- Ребята! А вы знаете, почему волк такой сердитый?

Целый день бродил волк по лесу, устал, решил отдохнуть под деревом, вздремнуть немного. А кто-то ему мешает.

-Давайте посмотрим, кто же это?

На экране появляются изображения: птица чирикает В гнезде, яблоко падает С дерева на макушку волку, бабочка летает НАД цветком, ежик громко топает ножками, бежит  ПОД деревом, заяц дразнит волка ИЗ-ЗА  пенька.

-  Молодцы! Волку понравилось с вами играть.

Но Колобку надо катиться дальше.

9. Работа над общими речевыми навыками. Развитие слухового внимания.

- Устал Колобок, присел на пенек, к лесным звукам прислушивается.

- Давайте и мы послушаем.

 (Слышны звуки: кукушка - ку-ку, ку-ку; волк -  у-у-у; комар - з-з-з-з-з; лягушка - ква-ква).

10. Игра с мячом "Мой, моя, моё, мои".

На экране появляется медведь, сидящий на пеньке.

- Ребята, посмотрите, кто-то сидит рядом с нами на пенёчке.

- Как вы думаете, что он делает?

-Значит, медведь какой?

- Давайте покажем, какой он задумчивый.

-А думает он вот о чем. Не знает медведь, как правильно слова говорить. Давайте ему поможем, научим.

Логопед бросает ребёнку мяч и называет слово:

Тыква, она чья?

Яблоко, оно чьё?

Яблоки, они чьи?

Помидор, он чей? И т.д.

- Медведю мы помогли. Пора нам с Колобком дальше в путь отправляться.

11. Подвижная игра "Идем по лесочку"

С кочки на кочку -3 раза

Идём по лесочку.

Мы деревья обойдём,

Много ягод наберём,

Дальше по лесу пойдём.

Кочка раз, кочка два

Видим, к нам бежит ...

12.  Игра "Кто чем питается?"

На экране появляется изображение лисы.

  - Лиса, какая?

  - Покажем, какая она хитрая.

 

- Лиса нам уже и задания приготовила. Если мы не сможет их сделать, она съест колобка!

Будьте внимательны!

На экране - игра «Кто, что ест?» (медведь, белка, заяц; мёд, побеги, орехи)

- Молодцы!

III. Заключение. Координация речи с движениями и музыкой.

-Наша сказка подошла к концу. Давайте споём песенку Колобка и вспомним от кого он ушёл.

Звучит музыка.

Я Колобок, Колобок

Подрумянен правый бок.

По амбару метён,

По сусекам скребён,

На сметане мешён.

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл,

От медведя ушёл,

От лисицы ушёл.

Я к вам в садик пришёл.

 - Вот и сказки конец, а кто слушал….

 -  Пора в садик возвращаться!

Дети под музыку выходят из зала.

- Здравствуйте!

Дети садятся.

- Сказки.

- Да, мы любим сказки.

Дети называют.

Дети «поднимаются» по ступенькам, пропевая сначала: АС-ОС-УС-ИС-ЫС.

- Карточки поменялись местами.

СА-СО-СУ-СИ-СЫ

АСТРА-АНЯ-АРБУЗ- АЗБУКА-АВСТРАЛИЯ

Выполняют.

Дети подходят к столу складывают картинки.

        

У меня лиса. А если много-лисы.

У меня волк. А если много-волки. И т.д.

Колобок.

загибают пальцы

грозят пальцем разводят руками чешут затылок указывают пальцем метут руками

скребут руками рисуют круг руками

Дети под музыку выполняют артикуляционные упражнения.

Дети поют и выполняют соответствующие движения.

Грустный

Дети мимикой изображают грусть.

Выполняют.

Веселый.

Дети мимикой показывают веселье.

Выполняют.

Волка.

Сердитый

Показывают сердитого волка мимикой, движениями рук.

Нет.

Дети отвечают, используя предлоги.

Дети подражают голосам зверей и птиц, изменяя, по заданию логопеда, силу и высоту голоса.

Медведь.

Думает.

Задумчивый.

Показывают задумчивого медведя мимикой, движениями рук.

Она моя

Оно моё

Они мои

Он мой.

Дети произносят слова и выполняют соответствующие движения.

Лиса.

Хитрая.

Показывают хитрую лису мимикой, движениями рук.

Дети называют угощение для каждого животного.

Дети поют песенку и выполняют соответствующие движения.

Молодец.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта занятия "Здравствуй, Новогодняя сказка"для детей 2-й младшей группы

Актуальность темы: недостаточность знаний у младших дошкольниках о  праздновании Нового года и разновидностях ёлочных украшений...

методическая разработка интегрированного занятия "Встреча со сказкой "Колобок"

мететодическая разработка познавательное развитие,лепка из теста. В конспекте используется сравнение геометрических фигур: куб,круг,шар....

Методическая разработка конспекта занятия по мотивам сказки Колобок с элементами логоритмики

Конспект логопедического занятияпо мотивам сказки «Колобок» с элементами логоритмикидля детей среднего дошкольного возраста     Проводят за...

Конспект занятия по мотивам сказки «Колобок»

Конспект физкультурного занятия в средней группеЦель: повышение двигательной активности.Задачи:Учить детей прокатывать мяч между предметами, перебирая его пальцами.Упражнять в подбрасывании мяча верхи...

Методическая разработка. Конспект занятия "Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Театрализованная игра по мотивам сказки "Теремок."".

Тема: «Театрализованная  игра по мотивам сказки Теремок».Образовательные области:  "Социально-коммуникативное развитие".Цель - Развитие эмоционального интеллекта детей ...

Конспект открытого занятия по мотивам сказки «Колобок» для детей младшего дошкольного возраста.

Конспек открытого занятия по мотивам сказки "Колобок"  для детей младшего дошкольного возраста....

Методическая разработка: "Конспект занятия с использованием нейроигр «Путешествие по сказке «Колобок» в старшей группе.

Нейроигры-это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов....