Работа с алаликами
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

информация для логопедов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_alalikami.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование речи у детей с моторной алалией

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ   УПРАЖНЕНИЯ С   РЕЧЕВЫМ  СОПРОВОЖДЕНИЕМ

Звукоподражательные и речедвигательные упражнения предполагают начало работы по развитию фонематического слуха. Первый этап в этой многообразной работе — упражнения по вслушиванию в речь, ответные двигательные или звуковые реакции ребенка. Одновременно эти упражнения преследуют цель формирования подражательности движений, наиболее часто употребляемых в жизни детей и в быту.

РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

При развитии моторики артикуляционного аппарата надо работать над развитием губ, языка.

Упражнение для губ. Вытягивание губ вперед трубочкой. Крепкое сжатие губ. Растягивание губ в улыбку. Вытягивание губ трубочкой и дутье на бумажку. Образование смычки и взрыва.

Открывание и закрывание губ. Губы вытягиваются вперед, и проделываются сосательные движения.

Всасывание верхней губы под нижнюю, чмоканье вытянутыми губами.

Вибрация  губ   (подражание фырканью  лошади).

Упражнения для языка. Движение языком вперед и назад при умеренно открытом рте (как кошка лакает молоко).

Высунутый язык двигать вправо-влево (как маятник у часов), вниз-вверх.

Высунутым языком захватить сначала верхнюю губу, а потом нижнюю, попеременно.

Язык лежит плашмя и находится в спокойном состоянии, рот в это время открывается и закрывается.

Язык лопатой, иголкой, чашечкой.

Присасывание языка к нёбу (подражание цоканью копыт лошади).

Присасывание языка к нёбу с последующим задуванием воздуха на кончик языка, издавая шепотный звук трр.

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ

Звуки с-з-ц

1.  Свист в пузырек — ссс...

2.  Накачивание воздуха насосом — ссс...

3.  Полет осы — ззз...

4.  Поманить рукой цыплят — цып-цып-цып.

Звуки ш-ж-ч-щ

1.  Звук лопающегося пузыря — шшш...

2.  Мама спит — шшш...

3.  Кукла спит — шшш...

4.  Гусь шипит — шшш...

5.  Жук жужжит — жжж...

6.  Паровоз пыхтит — ччч... (чу-чу-чу).

Звуки р-л

1.  Болтушка — блблбл...

2.  Остановить лошадку — тпр   (язык между губами — язык вибрирует).

3.  Щелканье кончиком языка у верхних альвеол.

4.  Подражание игре на балалайке, кончик языка у альвеол, произносить дын... дын... дын... и одновременно производить вибрацию языка пальцем.

5.  На язык, просунутый между губами, кладется длинная полоска бумаги. Вибрирующий язык вызывает дрожание полоски. Можно также на кончик языка положить мелко нарезанные полоски бумаги, и вибрирующий язык сдувает их.

Звуки к-г-х

1.  Покашливание для вызывания звука к.

2.  Подражание крику кукушки для вызывания звука к.

3.  Подражание крику гуся для вызывания звука г: га-га-га.

4.  Подуть на озябшие руки для вызывания звука х.

5.  Подражание рубке дров с произнесением междометия ух. 6.  Изображение зубной боли с произнесением междометия ох.

7.   Подражание смеху ха-ха-ха.

Звуки в-ф-б-д

1.  Подражание вою ветра — ввв...

2.  Потушить свечу, подуть на ушибленное   место   руки,   подуть на горячий чай — ффф...

3.  Вибрация губ пальцем при надутых щеках для вызывания звука б.

4.  Игра в бирюльки: при произнесении :шука ввв... производить вибрацию губ пальцем для вызывания звука б.

ВОСПИТАНИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

ВОСПИТАНИЕ   СЛУХОВОГО   ВНИМАНИЯ

Воспитание слухового внимания можно проводить, используя звучание музыкальных инструментов, игрушек или различных предметов. Вначале ребенок должен определить, какой инструмент звучал; затем указать направление звука звучащего инструмента, игрушки; воспроизвести ритм звучания.

Воспитание слухового внимания на музыкальных инструментах проводится так: логопед сначала знакомит ребенка с звучанием, например, гармошки, балалайки. Ребенку завязывают глаза или предлагают отвернуться в сторону, после чего логопед играет на одном из этих инструментов, а затем предлагает ребенку найти тот инструмент, на котором он играл.

Воспитание слухового внимания на звучащих игрушках (барабан, дудочка, горн и т. д.) и на издаваемых различными предметами звуках (свист в пузырек, в ключ, удары молотком по дереву, по стеклу и т. д.) проводится так же, как и на музыкальных инструментах.

Определение направления звука инструмента или игрушки проводится так: в кабинете, кроме ребенка, могут быть еще несколько детей, которые рассаживаются в разных местах кабинета. Логопед выбирает водящего, а остальным завязывает глаза. Водящий играет на каком-нибудь инструменте, затем логопед снимает повязку у детей и просит их указать, откуда был слышен звук.

Воспроизведение ритма (хлопки в ладоши, стук об стол карандашом и т. д.) проводится следующим образом: логопед ударяет в ладоши два раза и просит ребенка сделать столько же хлопков; стучит по столу один раз, делает паузу и опять стучит один раз и просит ребенка повторить.

Воспитание слухового внимания к речи проводится так: логопед прикрывает рот листом бумаги и просит ребенка дать кошку (мяу), собаку (ам-ам или гав-гав).

Правильное выполнение задания логопеда ребенком будет говорить о том, что он научился внимательно слушать чужую речь.

ВОСПИТАНИЕ    ФОНЕМАТИЧЕСКОГО    СЛУХА

Фонематический слух — это представление ребенка о звуковом составе слова.

Основные этапы воспитания фонематического слуха — различение и выделение слов в предложении; слогов в слове; звуков в слоге и слове с указанием их последовательности и количества, а также дифференциация или сопоставление смыслоразличительных фонем в слоге, слове.

Различение, выделение слов в предложении должно проводиться в игровой форме, например, дать ребенку ряд картинок и составить по ним предложения в два-три слова. Проговорить ребенку эти предложения и предложить ему сосчитать в нем слова. При назывании каждого слова ребенок может хлопать в ладоши или сопровождать проговариваемые слова ударом мяча об пол.

Выделение слогов в слове также проводится в игровой форме под хлопки в ладоши, под удары мяча об пол или подбрасыванием его вверх и притопыванием ноги. Например, логопед показывает картинку и, называя первый слог, хлопает в ладоши; ребенок, заканчивая слово, тоже хлопает в ладоши.

Дети бросают друг другу мяч и произносят по слогам имена. Подающий мяч говорит первый слог имени, принимающий — второй.

Дети самостоятельно называют предметы, отстукивая слоги руками, ногой или сопровождая броском мяча каждый слог в слове.

Выделение звуков надо начинать с гласных звуков а, о, у в слогах (ау, уа), и в словах (Аня, аист,), а затем переходить к выделению согласных сначала на звукоподражаниях (му, ам), затем в начале и конце слова (ммама, домм, ммука, дымм).

Дифференциация или сопоставление смыслоразличительных фонем проводится с детьми на конкретном игровом материале — на игрушках, картинках. Логопед показывает игрушки, картинки: сани —шуба, зайка —жук, лопата —рама; ребенок называет эти картинки.

Ребенок самостоятельно отбирает картинки на требуемые звуки, например на л-р, с-ш, з-ж, б-п, д-т, называет их.

В период обучения ребенка грамоте воспитание фонематического слуха увязывается с работой по составлению слогов, слов из разрезной азбуки.

Хорошо также повторять за логопедом элементарные мелодии и напевы: «Баю-баю-баю-бай...», «Люли-люли-люли...», «Аи лю-ли, ай люли, люли, люли...» и т. д.

РАЗВИТИЕ ПРОИЗНОСИМОЙ РЕЧИ НА ЗВУКОПОДРАЖАНИЯХ

Звуки:  у,  а, о, и .

Слоги:  ау, уа, ам-ам, му-му, мяу-мяу, га-га, ко-ки, пи-пи, мэ-мэ, бе-бе,  ку-ку, кря-кря, ку-ка-ре-ку!

Слоги ду-ду, бум-бум, би-би, динь, тук-тук, ах, ох, ух, но-но, тпр.

РАЗВИТИЕ ПРОИЗНОСИМОЙ РЕЧИ НА ИМЕЮЩЕМСЯ СЛОВАРЕ РЕБЕНКА

Слова ау, уа, бай-бай, на, дай  в предложении.

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

Прыжки на обеих ногах на одном месте, держась за руку логопеда, матери, за стол, стул.

Прыжки на правой, на левой ноге, поочередно, на одном месте, держась за стол, стул, за руку, так как на первых порах без поддержки эти упражнения не всегда удаются детям.

Прыжки на правой, на левой ноге по прямой от стола к двери и обратно, самостоятельно пли держась за руку логопеда, матери. При выполнении этих упражнений логопед отмечает, на какой ноге ребенку легче прыгать, и при дальнейшей работе но моторике больше внимания уделяет развитию этой конечности.

Ходьба шаг на месте, на носочках, как зайчики, на, пятках, маршировка по кругу.

Ходьба с подниманием и опусканием рук, как птички машут крылышками, с покачиванием рук над головой, как колоски по ветру.

Ходьба по узкой доске, положенной на пол, самостоятельно или держась за руку логопеда.

Прыжки через низко натянутую веревочку, самостоятельно или держась за руку логопеда.

Прыганье через веревочку (игра в скакалки).

Легкие физкультурные упражнения в виде зарядки, соответствующей возрасту ребенка.

Игры с мячом (мяч величиной с детскую голову): ловить мяч обеими руками, подбрасывая его вверх, ударяя об пол, в стену, перебрасывая его логопеду, матери.

Катание мяча по полу с попаданием его в ворота (воротами могут служить две пирамиды, кубики, ножки стула).

Игра в городки — попадание мячом в расставленные на полу игрушки (мишка, зайка, собачка, птичка, кубики и др.).

Попадание можно производить в любую игрушку, а потом, по указанию логопеда, попасть мячом в зайку или петушка. Игрушки надо брать резиновые, неломающиеся.

Катание по полу обруча.

Лазанье по гимнастической стенке.

Построение домиков, столиков, скамеек из кубиков и строительного материала по образцу, потом по памяти. (Логопед, давая образец, говорит: «Я сейчас построю домик для зайки. Вот кубик, я на него поставлю крышу». Потом предлагает построить по такому образцу домик для киски, мишки самому ребенку.)

Сначала ребенок учится строить домики из одного кубика, потом двух, трех и т. д. (имеются в виду кубики из строительного материала). На этом материале попутно надо знакомить ребенка с цветами кубиков, с понятиями большой, маленький домик, высокая, низкая башня и др.

Складывание из кубиков простых картинок по образцу: рыбки, мячика, кошки, собачки и т. д.

Укладывание кубиков в коробку.

Складывание гармошек из книжек-ширмочек, из толстой бумаги.

Раскладывание и вкладывание разборных игрушек: матрешек, шаров, яичек, чашечек; нанизывание пирамид.

Составление предметных разрезных картинок: зайчика, мишки, лисички, петушка. Сначала даются картинки, разрезанные на две части, потом на четыре; складываются прежде по образцу, а потом по памяти.

Складывание из палочек, шпателей, спичек геометрических фигур, элементов простых букв (П, Т, X, Ш), образцы которых приводятся в приложении.

Раскрашивание фигурок по контурам цветными карандашами.

Вырезывание по прямой линии цветных полосок, а также фигурок по контурам.

Раскрашивание рисунков по контурам. При раскрашивании на первых порах ребенок плохо координирует свои движения и выходит за рамки контуров, но потом постепенно овладевает согласованностью движений пальцев рук и все правильнее рисует штрихи, зарисовывая легкие фигурки.

Многократное сжимание и разжимание руки в кулак.

Сильное пожимание в своей руке руки логопеда, ребенка и притягивание к себе.

Растягивание рук, положенных пальцы в пальцы, в стороны (разрывание цепи).

Сжимание и разжимание резиновой груши.

Поочередное сгибание и разгибание пальцев обеих рук.

Сделать решетку из двух пальцев (средний и указательный) каждой руки и попеременно укладывать их: правая сверху, левая снизу и наоборот, проделывая это упражнение многократно.

Сделать из двух пальцев козу.

Приложить ладони друг к другу, прикасаясь пальцами: мизинец к мизинцу, безымянный к безымянному и т. д.

Работа с мозаикой.

Шитье на ручной игрушечной машинке.

Проведение подвижных игр без речевого сопровождения и с речевым сопровождением.

Навыки самообслуживания: одевание и раздевание кукол, расстегивание пуговиц на платье, пальто, завязывание шнурков на ботинках, мытье рук, подметание пола щеткой и др.

Работа с пластилином — лепка. 1. Скатывание шариков — орешков.

2.   Расплющивание шариков в лепешки, нажимая на шарики пальцами то правой, то левой руки.

3.  Скатывание жгутиков, свертывание из них баранок, нанизывание их на ленточку.

4.  Лепка не по заданию логопеда (самостоятельное творчество детей).

Перед занятиями лепкой пластилин слегка подогревают. Всю работу по лепке надо связывать с игровыми моментами; например: давайте слепим морковку зайчику, яблочко брату, грибок маме и т. д.

РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКИХ ОЩУЩЕНИЙ

Развитие тактильно-кинестетических ощущений проводится на узнавании свойств предмета: мягкий - твердый; веса: тяжелый - легкий; термических свойств: холодный - теплый.

Если речевые возможности ребенка ограничены, то логопед называет признаки предмета сам, и эти понятия должны войти в словарь ребенка.

Понятие о мягкости-твердости предмета можно дать на таком материале:

мягкий пластилин, мягкая шапочка... твердый орех, твердый сахар... тяжелый молоток, тяжелый стол... легкий кубик, легкий шарик и т. д.

Понятие о тепловых ощущениях дается на таких сравнениях: холодная вода, холодный лед; холодный снег, холодный день; теплая батарея, теплая вода и т. д.

Понятия мягкий —твердый, тяжелый легкий, холодный теплый даются по следующему плану:

1)   Логопед дает пощупать вату и говорит: «Вата  мягкая». Потом дает пощупать кусок дерева и говорит: «Дерево твердое».

2)  Логопед кладет на стол пластилин, орех, шапочку, кусок дерева, вату и просит дать ему все мягкое. Ребенок подает требуемые мягкие предметы и кладет в одну сторону. Затем логопед просит ребенка подать ему нее твердое. Ребенок   берет сахар, орех, кусок дерева и кладет в другую сторону.

ИГРЫ

«Ку-ка-ре-ку». Игра богата звукоподражаниями голосам животных («ку-ка-ре-ку», «га-га», «му-му», «ме-ме-ме», «мяу-мяу», «вау-вау», «ква-ква», «кар-кар», «хрю-хрю»).

Логопед раскладывает картинки, затем дает ребенку рассмотреть их. После этого показывает на одну из картинок и спрашивает: «Кто это? Как кричит?»

Угадай, чего не стало. Логопед кладет на стол три-четыре картинки или игрушки. Ребенок запоминает эти картинки или игрушки, потом ему предлагают отвернуться от стола или закрыть глаза. В это время логопед убирает один из показанных предметов.

Отгадывающий должен сказать, чего не стало. Количество предметов или картинок можно увеличивать до пяти, до шести.

Игра  воспитывает  наблюдательность  и  память.

Угадай, что в руке. Всё дети достают из мешочка мелкие предметы, мягкие игрушки, подобранные на определенный звук. Зажимают их в кулачок, чтобы никто не видел, и каждый загадывает загадку про свой предмет, известную или собственную, импровизированную, называя какой-либо один признак предмета. Например, ребенок достал кошку и загадывает «Ловит мышек».

Остальные отгадывают.

Улитка. Один из детей — улитка, улитке завязывают глаза, дети по очереди подходят к улитке и измененным голосом произносят:

«Улита, улита, высунь рога, Дам тебе пирога, угадай, кто я?»

Узнанный становится улиткой.

Вот солдатики идут. Все играющие, взявшись за руки, образуют круг и водят хоровод то вправо, то влево, сопровождая слова каждого куплета движениями:

«Вот солдатики идут,                                                                                                                                                                          Вот несут, несут.

Вот идут, идут,                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Тра-та-та, тра-та-та,

Ружья на плечах несут,        

Тра-та-та, тра-та-та-та».

Вот охотник в лес идет. Все маршируют по кругу, при словах «пиф-пиф, паф-паф» дети останавливаются и подражают выстрелам из ружья.

«Вот охотник в лес идет,                                                                                                               Пиф-пиф-паф,

Он идет, идет,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      пиф-пиф-паф!

Волка серого убьет,                                                                                                                                                                                                                                 Пиф-пиф-пиф,

Он убьет.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              паф-паф-паф!»

Зайчик. Дети становятся в круг, держась за руки. Посередине круга сидит грустный зайка. Дети поют:

«Зайка, зайка! Что с тобой?

Ты сидишь совсем больной,

Ты вставай, вставай, скачи!

Вот морковку получи! (2 раза)

Получи и попляши!»

Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берет морковку, делается веселым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши, потом выбирают другого зайку.

Часы. Все играющие становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга, держа руки на поясе. Все хором произносят текст и выполняют движения, подражая качанию маятника, наклоняют туловище вправо, влево:

«Тик-так, тик-так,                                                                                                                          

Влево шаг, вправо шаг,

Я так привык.                                                                                                                                                                                                    и день и ночь

тик-так, тик-так».

Прыг-скок. Дети хором или один ребенок произносят текст игры я выполняют соответствующие тексту движения:

«Прыг-скок — низко! Прыг-скок — низко! Прыг-скок — высоко, высоко!»

Игра с флажками. Дети стоят в кругу, имея в каждой руке по флажку. Хором или каждый в отдельности произносят текст и выполняют соответствующие движения:

«Правой вверх,

левой вверх,

В стороны,

Накрест

В стороны,

 Вниз».

Прыг-скок, прыг-скок. На пол кладут флажок, примерно в семи шагах от него становится ребенок. Прыгая по направлению к флажку, он произносит слова текста:

«Прыг-скок, прыг-скок, вот мой флажок».

При последнем слове «флажок» ребенок должен быть. у флажка.

Пузырь. Дети образуют круг, держась за руки. Под слова воспитательницы или логопеда: «Раздувайся, пузырь, раздувайся,. большой»—дети растягивают круг, отходя от центра. Когда круг растянулся максимально, логопед говорит: «Пузырь лопнул!» Дети разрывают круг и произносят: «Уф!»

Перед проведением игры логопед должен продемонстрировать, перед детьми, как надувается настоящий мыльный пузырь (можно заменить воздушным шариком), как он увеличивается, надуваясь, и как он лопается.

РАЗВИТИЕ   ВОСПРИНИМАЕМОЙ И   САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ   РЕЧИ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ ИЗ ОКРУЖАЮЩЕЙ ЖИЗНИ

Темы: СЕМЬЯ, ИГРУШКИ, ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПОСУДА, КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ, МЕБЕЛЬ, ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ, ФРУКТЫ, ОВОЩИ, ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ, ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ, ВИДЫ ТРАНСПОРТА.

ФОРМИРОВАНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОЧИСЛОВОЙ ПЕРИОД

Прежде чем приступить к обучению детей счету, пересчету предметов и формированию счетных операций, необходимо:

1)   обучить детей составлению групп   из   однородных предметов, дроблению на отдельные предметы, а также формированию у детей понятий контрастных величин (большой маленький, длинный короткий, высокий низкий);

2)   научить ориентироваться   в   пространстве  (вперед-назад, вверх-вниз),  во  времени   (вчера,   сегодня,  завтра,  утро,  день, ночь);

3)   сформировать понятие об основных цветах (красный, зеленый, желтый, синий, коричневый, черный);

4)   научить выделять из окружающего быта   предметы или детали, имеющие форму круга, шара, квадрата.

Этот период, предшествующий формированию счетных операций, можно назвать дочисловым периодом обучения.

При формировании у детей счетных операций необходимо выделить понятия много, мало, ничего, одинаково, поровну (столько же), понятия 1, 2, 3 и увеличение на один.

В дочисловой период логопед проводит работу по определению сходства и различия предметов. И лишь потом можно перейти к упражнениям в сходстве и различии по количеству: на этом этапе отрабатываются и понятия один, много. Затем проводятся занятия по выработке пространственных представлений: вверх-вниз, вверху-внизу, справа-слева, сзади. Только после усвоения этих представлений и понятий можно переходить к формированию счетных операций.

Так как данное пособие рассматривает первоначальный период обучения счету, Для формирования сравнительно-логических операций  предлагается следующий набор игр:

1)   «Учись считать»;

2)   счетный мешочек;

3)   детская алюминиевая посуда с набором ложек, вилок, ножей, тарелок, двух размеров;

4)   набор   чайной   посуды,   цветные   кубики,   мозаика,   солдатики и т. д.

После того как отработаны элементарные представления о понятии сходства и различия, логопед переходит к формированию простейших количественных представлений: одинмного, многомало ничего (пусто) одинаково поровну. При первоначальной работе по формированию количественных представлений счетный материал должен быть объемный и движимый (передвигаемый).

Давая для сравнения понятия один много, первоначально

берутся понятия много и ничего (пусто). В понятие много может

^входить до 10 предметов, можно снижать количество предметов.

Ограничение количества нацеливает на расположение предметов

в пространстве: на столе, в куче, в ряду, в кругу и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Б.М. Гриншпун О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов

Среди детей — моторных алаликов дошкольного возраста (5—6 лет) значительную часть составляют дети так называе­мого первого уровня речевого недоразвития. При относитель­ной сформированности импре...

Индивидуальный план работы с ребенком-алаликом

                         ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ...

Игры Лото в работе с моторными алаликами.

Представлен личный опыт использования игр по типу  Лото для вызывания,  активизации и стимулирования экспрессивной речи у детей с  моторной  алалией....

Наглядность в работе c алаликами

Файл содержит наглядный материал (З.Е. Агранович), который поможет учителя-логопедам, учителям-дефектологам в работе с алаликами, а так ж е при знакомстве дошкольников со звуками русского яыка, обучен...

Доклад на ГМО Организация логопедической работы с алаликами

Доклад на ГМО Организация логопедической работы с алаликами...

Картотека для работы с алаликами

Картотека создана в помощь логопедам и дефектологам, работающим с детьми с ЗРР, алалией, с комплексными нарушениями и др. В картотеке собран материал известных логопедов практиков Нищевой, ,Архиповой ...

Картотека для работы с алаликами

Картотека создана в помощь логопедам и дефектологам, работающим с детьми с ЗРР, алалией, с комплексными нарушениями и др. В картотеке собран материал известных логопедов практиков Нищевой, Архипо...