«Азбука безопасности на дороге»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Надежда Викторовна Асауленко

Тема: «Азбука безопасности на дороге»

Задачи: расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице; формировать умение детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья; закрепить знания детей о правилах перехода через дорогу  и  правило светофора; систематизировать знания детей о дорожных знаках; развитие логического мышления, сообразительности; развитие связной речи; развитие зрительной памяти; узнать эмоциональное состояние каждого ребенка в конце занятия.

Ход ОД

Организационный момент

-  Ребята, к нам в группу пришло письмо. Давайте посмотрим от кого оно. (Сложить картинку Незнайка) Оказывается письмо от Незнайки. 

- Здравствуйте, дорогие ребята. Я попал в беду. Никогда не учил правила дорожного движения, думал, что они мне не понадобятся. Собрался к вам в гости. Но Волшебник дорожных наук отправил меня в страну Неразбериха. Помогите выбраться мне отсюда. Я обещаю, что все правила дорожного движения обязательно выучу. (Незнайка.)

- Согласны помочь Незнайке вернуться? Как вы думаете, что происходит в стране Неразбериха, где нет ни одного дорожного знака?

Основная часть

-  Чтобы помочь Незнайке вернуться, мы должны с вами выполнить задания волшебника дорожных наук.

1.Задание

На какие группы делится транспорт? (водный , воздушный, наземный, подземный)

- Что относится к водному транспорту?

- Что мы отнесем к воздушному?

- Что относится к подземному транспорту?

- Назовите наземный транспорт?

2. Задание

- Ребята, как только вы выходите на улицу, кем вы становитесь?  - Пешеходами.

-  Как называется та часть улицы, по которой ходят пешеходы?  - Тротуар.

-  А как называется часть улицы, по которой ездят машины? -  Проезжая часть.

-  По какой стороне улицы или тротуара нужно ходить? - Надо придерживаться правой стороны.

-  Ребята, сейчас вам нужно быть внимательными и правильно отвечать 

Игра «Разрешается - запрещается».

- Бегать по тротуару…

- Ходить по тротуару группой и загораживать весь тротуар…

- Играть и прыгать на остановке…

- Громко разговаривать в автобусе..

- Уступать место старшим…

- Высовываться из окна…

- В автобусе вести себя спокойно…

- Толкаться…

- Отвлекать водителя…

- Оплатить проезд…

- Сорить…

- Пропускать вперед…

- Облокачиваться на двери…

- Держаться, чтобы не получить ушибы…

- Заранее приготовиться к выход.

3. Задание. -  (Отгадать загадки.)

В два ряда дома стоят – Десять, двадцать, сто подряд.

Квадратными глазами друг на друга глядят. (Улица)

 

Маленькие домики

По улице бегут,

Мальчиков и девочек

Домики везут. (Машины)

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус)

 

Что за лошадь, вся в полоску,

На дороге загорает?

Люди едут и идут,

А она не убегает. (Зебра)

 

Три разноцветных круга

Мигают друг за другом.

Светятся, моргают –

Людям помогают. (Светофор)

-  Ребята, для чего нужен светофор?

-  Светофор нужен для того чтобы регулировать дорожное движение.

- Так что обозначает красный сигнал светофора? ( Красный сигнал запрещает движение.)

-  Что обозначает желтый длительно горящий и постоянно мигающий сигнал?

- Желтый сигнал запрещает движение и предупреждает о смене красного сигнала на зеленый и наоборот.

- Что обозначает зеленый сигнал светофора? ( Движение разрешено.)

Физкультминутка  Игра «Мы - шоферы»

«Едем, едем на машине, (движение рулем)

Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)

Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)

Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу)

Дворники считают капли («дворники»)

Вправо, влево чистота!

Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)

Мы – шоферы хоть куда!

4. Задание  Самомассаж с помощью карандашей и гимнастика для глаз  «Такси»

Бегут по городу такси

Катать карандаши между ладонями

Куда бегут? Ты их спроси.

Поморгать глазами.

Мы  все спешим на помощь вам, когда спешите по делам.

Посмотреть влево-вправо.

Чтобы никто не опоздал на самолёт или вокзал.

Посмотреть вдаль.

 

-  Ребята, что еще может помочь при передвижении по улицам пешеходам и водителям?

-  Дорожные знаки.

Все водителю расскажет,

Скорость верную укажет.

У дороги, как маяк,

Добрый друг - …. (Дорожный знак)

-  Ребята, как называются эти знаки?

 

- Молодцы, ребята, выполнили правильно все задания Волшебника Дорожных наук, и он должен отпустить Незнайку.

Итог. - Ребята, скажите, вам понравилось занятие?

А теперь на листочках нарисуйте выражение лица человечка, если понравилось – улыбку, если не понравилось – грусть. Давайте посмотрим, сколько радостных личиков у нас получилось?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Конспект занятия   «Службы 01,02,03 всегда на страже»

Цель: познакомить со службами спасения 01,02,03; учить детей рассказывать по предложенным картинкам, по впечатлениям из личного опыта; воспитывать нравственные качества, вызывать желание помогать людям в беде, вызывать чувство сострадания и ответственности; познакомить детей со звуком [ У], его артикуляцией и понятием «гласный звук»; выделять начальный ударный гласный звук в слогах и словах; развивать дыхание и голос; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

                                                        

 

                                                        Ход занятия

Организационный момент.

«Запомни, повтори»  (ритмические хлопки руками)

Игра «Поймай звук» - у, а, и, у, у, а, о. у.

Игра «Вспомни, назови» (припоминание картинок на звук  [ У])

Составление предложений: слова - утка, узор

Утка плавает. Утка ловит рыбу. Дети рисуют узор.

Беседа на тему: «Службы 01,02,03 всегда на страже»

-Ребята, у кого из вас дома есть телефон? А вы умеете пользоваться телефоном? Куда вы звоните? (бабушке, дедушке, сестре, знакомым).

-Есть номера телефонов, которые знают все люди, и очень важно, чтобы эти номера знали все дети. Сейчас мы попробуем догадаться, какие это номера телефонов. Послушайте, какая ситуация произошла с девочкой. (Читаю отрывок из стихотворения С. Маршака «01».)

Мать на рынок уходила,

Дочке Лене говорила:

«Печку, Леночка, не тронь-

Жжется, Леночка, огонь..»

-Как вы думаете, что могло случиться с девочкой?(ответы детей) Какая спасательная служба может помочь в такой ситуации? По какому телефону можно вызвать пожарную службу? Правильно, по телефону «01». (Прикрепляю на доску карточку с «01», и хором дети проговаривают этот номер телефона, чтобы его запомнить.)

-А теперь посмотрите другие картинки.(девочка стоит на улице и плачет)

-Что случилось с девочкой? Как помочь девочке? Какая служба необходима? По какому номеру телефона можно вызвать милицию? Правильно, по номеру «02»(Прикрепляю на доску карточку с «02».)

-Ребята а вы можете вспомнить случай из своей жизни, когда вы сильно болели? (рассказы детей) А случалось ли вам болеть так, что с вашей болезнью не могла справиться даже мама? Часто бывает, что человек так плохо себя чувствует, что необходимо вызвать «скорую помощь». По какому телефону нужно вызвать «скорую помощь»?(Прикрепляю на доску карточку с «03»).

-Эти службы работают круглосуточно, то есть и днем, и ночью. Потому что в любой момент с людьми может произойти беда.

-А как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, который работает в службах спасения? Давайте соберем в мои ладони много-много слов, обозначающих эти качества. (Мужественность, выносливость, доброта, милосердие, нежность, любовь, жалость, ум, профессиональность и т.д.) - Ребята, помните, мы с вами делали макет большого города, где могут произойти разные происшествия. Вот и в нашем городе случилась беда. Поступили важные сообщения, что: 1- Мальчик 5 лет разжег дома костер. 2- потерялась девочка 3 лет. 3- Мальчик 6 лет сломал руку.

-Ребята, мы сможем им помочь? Нам необходимо разбиться на три команды: «01», «02», «03». Прежде чем собраться в дорогу, надо надеть специальную одежду, собрать необходимые инструменты в чемоданы. И не забудьте взять с собой в дорогу самое главное – те качества, которые вы собирали в мои ладони. Дети по сигналу ищут по лабиринту место, где необходима помощь пострадавшему (Игра-эстафета «Чья команда быстрее соберет чемодан к выезду».)

-Молодцы, ребята, вы правильно собрали свои инструменты к выезду. Вам это пригодится. Но не забудьте взять с собой в дорогу самое главное – те качества, которые вы собирали в мои ладони. (дети ищут по лабиринту место, где необходима помощь пострадавшему. Развивается сюжетно-ролевая игра.

 

В свободное время почитать детям рассказы «Пожар», «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Пожар», «Дым», «Пожар в море» Б. Житкова, В. Гальченко «Первая тревога», Ю.Л. Смирнов «Огонь»

Итог занятия

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_bezopasnosti_na_doroge.docx179.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Азбука безопасности на дороге»

Задачи: расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице; формировать умение детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья; закрепить знания детей о правилах перехода через дорогу  и  правило светофора; систематизировать знания детей о дорожных знаках; развитие логического мышления, сообразительности; развитие связной речи; развитие зрительной памяти; узнать эмоциональное состояние каждого ребенка в конце занятия.

Ход ОД

Организационный момент

-  Ребята, к нам в группу пришло письмо. Давайте посмотрим от кого оно. (Сложить картинку Незнайка) Оказывается письмо от Незнайки. 

- Здравствуйте, дорогие ребята. Я попал в беду. Никогда не учил правила дорожного движения, думал, что они мне не понадобятся. Собрался к вам в гости. Но Волшебник дорожных наук отправил меня в страну Неразбериха. Помогите выбраться мне отсюда. Я обещаю, что все правила дорожного движения обязательно выучу. (Незнайка.)

- Согласны помочь Незнайке вернуться? Как вы думаете, что происходит в стране Неразбериха, где нет ни одного дорожного знака?

Основная часть

-  Чтобы помочь Незнайке вернуться, мы должны с вами выполнить задания волшебника дорожных наук.

1.Задание

На какие группы делится транспорт? (водный , воздушный, наземный, подземный)

- Что относится к водному транспорту?

- Что мы отнесем к воздушному?

- Что относится к подземному транспорту?

- Назовите наземный транспорт?

2. Задание

- Ребята, как только вы выходите на улицу, кем вы становитесь?  - Пешеходами.

-  Как называется та часть улицы, по которой ходят пешеходы?  - Тротуар.

-  А как называется часть улицы, по которой ездят машины? -  Проезжая часть.

-  По какой стороне улицы или тротуара нужно ходить? - Надо придерживаться правой стороны.

-  Ребята, сейчас вам нужно быть внимательными и правильно отвечать 

Игра «Разрешается - запрещается».

- Бегать по тротуару…

- Ходить по тротуару группой и загораживать весь тротуар…

- Играть и прыгать на остановке…

- Громко разговаривать в автобусе..

- Уступать место старшим…

- Высовываться из окна…

- В автобусе вести себя спокойно…

- Толкаться…

- Отвлекать водителя…

- Оплатить проезд…

- Сорить…

- Пропускать вперед…

- Облокачиваться на двери…

- Держаться, чтобы не получить ушибы…

- Заранее приготовиться к выход.

3. Задание. -  (Отгадать загадки.)

В два ряда дома стоят – Десять, двадцать, сто подряд.

Квадратными глазами друг на друга глядят. (Улица)

Маленькие домики

По улице бегут,

Мальчиков и девочек

Домики везут. (Машины)

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус)

Что за лошадь, вся в полоску,

На дороге загорает?

Люди едут и идут,

А она не убегает. (Зебра)

Три разноцветных круга

Мигают друг за другом.

Светятся, моргают –

Людям помогают. (Светофор)

-  Ребята, для чего нужен светофор?

-  Светофор нужен для того чтобы регулировать дорожное движение.

- Так что обозначает красный сигнал светофора? ( Красный сигнал запрещает движение.)

-  Что обозначает желтый длительно горящий и постоянно мигающий сигнал?

- Желтый сигнал запрещает движение и предупреждает о смене красного сигнала на зеленый и наоборот.

- Что обозначает зеленый сигнал светофора? ( Движение разрешено.)

Физкультминутка  Игра «Мы - шоферы»

«Едем, едем на машине, (движение рулем)

Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)

Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)

Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу)

Дворники считают капли («дворники»)

Вправо, влево чистота!

Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)

Мы – шоферы хоть куда!

4. Задание  Самомассаж с помощью карандашей и гимнастика для глаз  «Такси»

Бегут по городу такси

Катать карандаши между ладонями

Куда бегут? Ты их спроси.

Поморгать глазами.

Мы  все спешим на помощь вам, когда спешите по делам.

Посмотреть влево-вправо.

Чтобы никто не опоздал на самолёт или вокзал.

Посмотреть вдаль.

-  Ребята, что еще может помочь при передвижении по улицам пешеходам и водителям?

-  Дорожные знаки.

Все водителю расскажет,

Скорость верную укажет.

У дороги, как маяк,

Добрый друг - …. (Дорожный знак)

-  Ребята, как называются эти знаки?

- Молодцы, ребята, выполнили правильно все задания Волшебника Дорожных наук, и он должен отпустить Незнайку.

Итог. - Ребята, скажите, вам понравилось занятие?

А теперь на листочках нарисуйте выражение лица человечка, если понравилось – улыбку, если не понравилось – грусть. Давайте посмотрим, сколько радостных личиков у нас получилось?

Картинки по запросу незнайкаКартинки по запросу дорисуй мимику

Картинки по запросу светофорКартинки по запросу дорисуй мимику

 Конспект занятия   «Службы 01,02,03 всегда на страже»

Цель: познакомить со службами спасения 01,02,03; учить детей рассказывать по предложенным картинкам, по впечатлениям из личного опыта; воспитывать нравственные качества, вызывать желание помогать людям в беде, вызывать чувство сострадания и ответственности; познакомить детей со звуком [ У], его артикуляцией и понятием «гласный звук»; выделять начальный ударный гласный звук в слогах и словах; развивать дыхание и голос; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

                                                       

                                                        Ход занятия

Организационный момент.

«Запомни, повтори»  (ритмические хлопки руками)

Игра «Поймай звук» - у, а, и, у, у, а, о. у.

Игра «Вспомни, назови» (припоминание картинок на звук  [ У])

Составление предложений: слова - утка, узор

Утка плавает. Утка ловит рыбу. Дети рисуют узор.

Беседа на тему: «Службы 01,02,03 всегда на страже»

-Ребята, у кого из вас дома есть телефон? А вы умеете пользоваться телефоном? Куда вы звоните? (бабушке, дедушке, сестре, знакомым).

-Есть номера телефонов, которые знают все люди, и очень важно, чтобы эти номера знали все дети. Сейчас мы попробуем догадаться, какие это номера телефонов. Послушайте, какая ситуация произошла с девочкой. (Читаю отрывок из стихотворения С. Маршака «01».)

Мать на рынок уходила,

Дочке Лене говорила:

«Печку, Леночка, не тронь-

Жжется, Леночка, огонь..»

-Как вы думаете, что могло случиться с девочкой?(ответы детей) Какая спасательная служба может помочь в такой ситуации? По какому телефону можно вызвать пожарную службу? Правильно, по телефону «01». (Прикрепляю на доску карточку с «01», и хором дети проговаривают этот номер телефона, чтобы его запомнить.)

-А теперь посмотрите другие картинки.(девочка стоит на улице и плачет)

-Что случилось с девочкой? Как помочь девочке? Какая служба необходима? По какому номеру телефона можно вызвать милицию? Правильно, по номеру «02»(Прикрепляю на доску карточку с «02».)

-Ребята а вы можете вспомнить случай из своей жизни, когда вы сильно болели? (рассказы детей) А случалось ли вам болеть так, что с вашей болезнью не могла справиться даже мама? Часто бывает, что человек так плохо себя чувствует, что необходимо вызвать «скорую помощь». По какому телефону нужно вызвать «скорую помощь»?(Прикрепляю на доску карточку с «03»).

-Эти службы работают круглосуточно, то есть и днем, и ночью. Потому что в любой момент с людьми может произойти беда.

-А как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, который работает в службах спасения? Давайте соберем в мои ладони много-много слов, обозначающих эти качества. (Мужественность, выносливость, доброта, милосердие, нежность, любовь, жалость, ум, профессиональность и т.д.) - Ребята, помните, мы с вами делали макет большого города, где могут произойти разные происшествия. Вот и в нашем городе случилась беда. Поступили важные сообщения, что: 1- Мальчик 5 лет разжег дома костер. 2- потерялась девочка 3 лет. 3- Мальчик 6 лет сломал руку.

-Ребята, мы сможем им помочь? Нам необходимо разбиться на три команды: «01», «02», «03». Прежде чем собраться в дорогу, надо надеть специальную одежду, собрать необходимые инструменты в чемоданы. И не забудьте взять с собой в дорогу самое главное – те качества, которые вы собирали в мои ладони. Дети по сигналу ищут по лабиринту место, где необходима помощь пострадавшему (Игра-эстафета «Чья команда быстрее соберет чемодан к выезду».)

-Молодцы, ребята, вы правильно собрали свои инструменты к выезду. Вам это пригодится. Но не забудьте взять с собой в дорогу самое главное – те качества, которые вы собирали в мои ладони. (дети ищут по лабиринту место, где необходима помощь пострадавшему. Развивается сюжетно-ролевая игра.

В свободное время почитать детям рассказы «Пожар», «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Пожар», «Дым», «Пожар в море» Б. Житкова, В. Гальченко «Первая тревога», Ю.Л. Смирнов «Огонь»

Итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука безопасности на дороге"

 Конспект образовательной деятельности по дорожной безопасности                                   ...

Презентация по ПДД "Азбука безопасности на дороге"

Обучающая презентация по правилам дорожного движения  для детей старшего дошкольного возраста...

План по самообразованию "Азбука безопасности на дороге"

план по самообразованиютема : "Азбука безопастности на дороге"воспитатель :Воронина Нина Владимировнаучебный год:2013-2014литература:1.Основная общеообразовательная программа МКДОУ2.Програм...

Образовательный проект с детьми младшей группы по теме "Азбука безопасности на дороге"

Цель проекта - ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения....

Азбука безопасности на дороге.

Основная задача бесед на тему безопасности на дороге заключается в том, чтобы выработать у детей стереотип безопасного поведения. Они должны применять правила и легко ориентироваться на улице. Дети до...

"Азбука безопасности на дороге"

Цель: совершенствовать знания о правилах дорожного движения и сформировать у детей необходимые навыки безопасного поведения на дорогах...

Тема недели: «Азбука безопасности на дороге»

Тема недели: «Азбука безопасности на дороге». Старшая группа...