ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПИКТОГРАММ В СОСТАВЛЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ТЕКСТОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по логопедии на тему

Шагалина Наталья Викторовна

Методика «Пиктограммы» была разработана в начале тридцатых годов Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной.и использовалась в психологических исследованиях. 

В 60-70 годы применение данной методики расширилось.

 Актуальность использования пиктограмм заключается в том, что мышление ребенка развивается через наглядную и доступную форму.

Данный метод использовали Д.Б Эльконин и Л.Е.Журова для обучения дошкольников грамоте.

  • пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ,

посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце),

  • пиктограммы «схемы предложения» – помогают  определять количество слов.

Этот метод совершенствует речемыслительную деятельность, дети овладевает операциями анализа и синтеза.   

  • Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПИКТОГРАММ  В СОСТАВЛЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ТЕКСТОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

СТАТЬЯ

Районное методическое объединение учителей-логопедов

Коломенского муниципального района


  1. Пиктограмма, как одно из средств развития связной речи у дошкольников

Пиктогра́мма (от лат. Pictus — рисовать и греч. Γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Методика «Пиктограммы» была разработана в начале тридцатых годов Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной.и использовалась в психологических исследованиях.  

В 60-70 годы применение данной методики расширилось.

 Актуальность использования пиктограмм заключается в том, что мышление ребенка развивается через наглядную и доступную форму.

Данный метод использовали Д.Б Эльконин и Л.Е.Журова для обучения дошкольников грамоте.

  • пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ,

посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце),

  • пиктограммы «схемы предложения» – помогают  определять количество слов.

Этот метод совершенствует речемыслительную деятельность, дети овладевает операциями анализа и синтеза.    

  • Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у

детей.

Методика  способствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание), активизации связной речи, ориентировке в пространстве, облегчает ознакомление детей с природой и с явлениями окружающей действительности (дорожные знаки, экологические знаки и т.д.). При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.        

                                         

  1. Использование пиктограмм при пересказе сказок

или небольших рассказов

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это, в какой-то мере, отраженная речь с известной долей самостоятельности.

Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов деятельности на логопедических занятиях.

 Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а затем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.

Этапы обучения:

1. Подготовка к пересказу (необходимо учитывать требования к литературному произведению):

  • доступное и полноценное содержание;
  • четкая композиция;
  • небольшой размер;
  • изложение на простом, но богатом языке;
  • жанровое разнообразие.

Не следует пересказывать произведение, не исследовав его.

2. Первое чтение текста без установки на запоминание и пересказ. Оно предназначено для целостного эмоционального и художественного восприятие текста детьми.  

3. При повторном чтении произведения акцент идет на запоминание с последующим пересказом. После этого прочтения необходимо побеседовать с детьми по содержанию, опираясь на наводящие вопросы. Вопросы должны быть тщательно подобраны и поставлены так, чтобы дети могли сделать анализ прочитанного произведения, осмыслить связи и сделать самостоятельные выводы.

Цель беседы – усвоение содержания произведения.

В этом помогут  следующие приемы работы над текстом:                                                                                

  • рассматривание иллюстраций, картинок;
  • выкладывание в последовательности серии сюжетных картинок к рассказу, сказке;
  • выделение из текста фраз к каждой картинке;
  • знакомство с пиктограммой, сличение пиктограмм с сюжетной картинкой, иллюстрацией;
  • нахождение пиктограммы согласно тексту.

4. После третьего прочтения детям дают возможность пересказать текст, используя пиктограммы.

При использовании пиктограмм у детей формируются:

  • умения замещать персонажей заместителями (моделью);
  • передавать текст с опорой на предметное моделирование;
  • умение составлять внутренний план действий;
  • формируется речевое высказывание, умение делать умозаключения;
  • развивается воображение для составления модели для самостоятельных рассказов.  

3. Пиктограммы для пересказа русских народных сказок

          Использование пиктограмм для пересказа очень помогает в работе с детьми с нарушением речи (а также с ОНР)  т.к. психические процессы (мышление, воображение) развиваются только на основе различных видов восприятий и ощущений. А значит, чем больше каналов восприятия информации педагог может задействовать, тем лучше и быстрее дети смогут прочувствовать, проанализировать и систематизировать в содержательном и речевом аспекте поток поступающей информации.  

           Использование моделей (пиктограмм) лучше начинать со знакомых сказок: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка» и т.д. со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение.

4. Игры с пиктограммами

  • «Не зевай, нужную пиктограмму поднимай»

Логопед читает рассказ,  ребенок поднимает пиктограмму согласно тексту.

  • «Продолжи рассказ»

Логопед раздает пиктограммы, читает рассказ, а ребенок продолжает, опираясь на пиктограмму.

  • «Расставь правильно».

Логопед расставляет пиктограммы в произвольном порядке, читает рассказ.

Затем предлагает расставить пиктограммы, согласно тексту.  В случае затруднений задает вопросы.

  • «Составь свой рассказ»

ребенку предлагают пиктограммы, с помощью которых он самостоятельно составляет рассказ.


Пиктограмма сказки «Колобок»


Пиктограмма сказки

«Машенька и медведь»


Литература:

1. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.

2. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.

3.Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50-53.

4. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7-12.

5. Лингвистический энциклопедический словарь (1990).

6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.// М., 1991.

7. Ельцова О.М. Методика обучению пересказу.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009, №№1, с.27-34.

8. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детям дошкольного возраста.// М., Владос, 2003.

9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. //М., Просвещение,1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука Ж в предложении и тексте

Презентация по автоматизации звука Ж в предложениях и тексте...

Конспект логопедического занятия Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».

Конспект логопедического занятия "Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения" предназначен для групповой работы.  Цель: развиват...

Автоматизация шипящих звуков в словах, предложениях и тексте у детей с дислалией

Современные образовательные  технологии:- игровые (дидактические игры);- здоровье сберегающие (физкультминутка, дыхательная гимнастика)- личностно-ориентированные;- метод наглядного моделирования...

«Полевые цветы. Автоматизация звука [р] в словах, предложениях и тексте»

Цель:- автоматизация правильного произношения поставленного звука [р] в словах, предложениях и тексте.ЗадачиКоррекционно-образовательные:- совершенствовать навык составления и чтения слов;- развивать ...

"Работа над фразой: Составление предложений из трёх слов. Четырёхсловные предложения с добавлением определения".

Тема: «Работа над фразой: Составление  предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».Цель: сформировать навык составления предложений из трех слов, н...

Пособие для составления предложений и схем предложений по картинкам для детей 6-7 лет

Пособие для составления  предложений и схем предложений по картинкам  для детей 6-7 лет...

"Текст. Связь предложений в тексте. Дифференциация [с]-[ш]

Технологическая карта фронтального занятия для 7го класса ...


 

Комментарии

Шагалина Наталья Викторовна

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ, ПРИ СКАЧИВАНИИ МАТЕРИАЛА ПИКТОГРАММЫ К СКАЗКАМ ОТОБРАЖАЮТСЯ.