Преемственность в работе учителей-логопедов ДОУ и школы.
статья по логопедии на тему

Преемственность в работе учителей-логопедов ДОУ и школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_logopedov.docx18.24 КБ
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность учителей – логопедов в системе «дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа»

Категория: Развитие универсальных учебных действий, способностей и компетентностей.

Просмотров: 5514

Авторы:   Дельфин Е.В., учитель-логопед (I квалификационной категории) дошкольного отделения ГБОУ СОШ №2005

  Данная работа посвящена взаимосвязи и преемственности  учителей – логопедов в системе «дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа».

            В научной литературе преемственность рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка. «В этом смысле преемственность есть, во-первых, определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построение содержательной единой линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую степень образования, во-вторых, связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации).

На начальном этапе, то есть при поступлении в дошкольное образовательное учреждение, учителю - логопеду необходимо своевременно выявить речевые нарушения и провести коррекционную работу, что дает возможность не допустить их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения. Далее, когда дети покидают стены дошкольного учреждения очень важно выработать единый подход  к коррекции развития учащихся учителю - логопеду школы. Для того чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб. Их тесное взаимодействие поможет логопедам дошкольных учреждений, с одной стороны, более четко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе, и познакомиться с направлением и методами коррекционной работы логопедической службы школы, а  с другой – наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу, чтобы предупредить эти трудности и свести их до минимума.

Таким образом, непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения в системе «дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа».

Цель единой системы преемственности:

Непрерывное, целостное и систематичное создание комплекса условий, обеспечивающих формирование речевой готовности ребенка к школе. Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования.

Объект преемственности: дети дошкольного и школьного возраста.

Задачи:

1.                        Координация и согласование целей совместной работы учителей-логопедов на дошкольном и начальном школьном уровнях.

2.                        Усовершенствование форм организации и методов логопедического воздействия, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в начальной школе.

3.                        Совершенствование образовательного содержания коррекционных программ в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе.

Общая цель непрерывного логопедического воздействия на детей дошкольного и младшего школьного возраста в единой системе преемственности: развитие, сохранение и поддержка речевой индивидуальности ребенка по максимальному развитию его возможностей, устранению имеющихся у него речевых нарушений и профилактике вторичных нарушений.

Непрерывность дошкольной и начальной коррекционно-образовательных программ предполагает достижение следующих коррекционных задач:

Задачи логопедического воздействия на дошкольной ступени:

- Выявление причин, характера и структуры речевых нарушений у детей;

- Разработка эффективных дифференцированных методов профилактики и коррекции выявленных речевых нарушений;

- Разработка дифференциальных и индивидуальных программ логопедического воздействия;

- Реализация вопросов логопедической помощи.

Задачи логопедической коррекции на ступени начальной школы:

- Диагностика нарушений устной и письменной речи учащихся;

- Разработка дифференциальных и индивидуальных программ логопедической реабилитации с учетом деятельностного подхода;

- Оказание квалифицированной логопедической реабилитации детям с различными видами речевых нарушений;

- Проведение мониторинга эффективности логопедической работы с целью адекватной корректировки образовательного маршрута.

Для реализации общей цели непрерывного коррекционного (логопедического) воздействия реализуется план работы по осуществлению преемственности в работе учителей – логопедов:

1.      Составление координационного плана совместной работы учителей – логопедов.

2.      Целеполагание и постановка задач на данный учебный год.

3.      Выбор действенных педагогических технологий обучения и успешного сопровождения детей с речевыми нарушениями.

4.      Осуществление планирования коррекционного воздействия с целью успешного усвоения учебного материала детьми с речевыми нарушениями.

Принципы отбора содержания непрерывного коррекционного (логопедического) воздействия и образования детей дошкольного и младшего школьного возраста с речевыми нарушениями:

1.      Принцип развития предполагает эволюционно-динамический анализ возникновения речевого нарушения. Анализ речевого нарушения с позиции развития позволяет выделить ведущий дефект и связанные с ним речевые нарушения.

2.      Принцип системного подхода основывается на системном строении и системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой стороны; фонематических процессов и лексико-грамматического строя. Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии.

3.      Принцип целостности требует такого содержания коррекционного образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время – сформированность умения видеть с разных сторон один и тот же предмет.

4.      Принцип содержания образования предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по-разному осуществляющих реализацию целей образования с учетом развития современной науки, потребностей общества. Кроме этого вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития каждого ребенка. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ребенка - гражданина РФ на получение равного с другими дошкольного и начального школьного образования.

Эти принципы предполагают ориентацию содержания коррекционного образования на стимулирование и поддержку речевого, интеллектуального, эмоционального и духовно-нравственного развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний, овладения умениями и навыками как средства всестороннего развития ребенка, а не самоцель дошкольного и начального школьного образования.

Формы и методы взаимодействия учителей – логопедов в единой системе «дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа» предоставляют широкие возможности:

- использования многообразных форм развития и обучения детей с речевыми нарушениями на интегрированной основе, включая детские виды деятельности;

- использования цикличности, методов и условий содержания обучения, обеспечивающих востребованность «предыдущего в настоящем» для коррекции речевых нарушений;

- поддержания развивающей предметной среды, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в начальной школе, функционально моделирующую содержание детской деятельности.

Взаимодействие учителей - логопедов в единой системе осуществляется:

- в ознакомление с анамнезом, планом сопровождения, индивидуальным образовательным маршрутом и речевой картой детей с речевыми нарушениями в ходе работы совещания «Круглого стола»;

- в составление плана работы по устранению речевых нарушений на основании заключений психолого-медико-педагогической комиссией;

- в посещении и проведении занятий в рамках программы «Адаптация», участие в родительских собраниях, консультировании будущих первоклассников в единой системе «дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа».

Прогнозируемый результат совместной работы учителей - логопедов:

- Прогноз уровня усвоения учебного материала по результатам диагностики, составление плана сопровождения детей с речевыми нарушениями.

- Возможность отслеживания результатов обучения с целью совершенствования коррекционной работы.

- Мягкое прохождение периода адаптации детей с речевыми нарушениями.

- Успешное завершение работы по коррекционным (логопедическим) программам.



Предварительный просмотр:

Преемственность в работе учителей-логопедов ДОУ и школы.

Среди дошкольников, поступающих в первые классы общеобразовательных учреждений, с каждым годом увеличивается количество  детей с недостатками речевого развития. Различные недостатки речевого развития становятся серьезным препятствием для формирования на начальных этапах обучения полноценных навыков письма и чтения, а в дальнейшем блокируют успешность освоения школьной программы.

  Для того, чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб.

Тесное взаимодействие поможет логопедам дошкольных учреждений, с одной стороны, более четко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе, и познакомиться с направлением и методами коррекционной работы на школьном логопункте, а с другой – наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу, чтобы предупредить эти трудности и свести до минимума.

                Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

                   Цель данной системы преемственности – реализовать единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

     Взаимодействие логопедов ДОУ и школы осуществляется в:

- ознакомлении со списочным составом детей-логопатов;

- ознакомлении с дефектами речи у детей-логопатов согласно списку;

- составлении плана работы по устранению речевых нарушений;

- посещении занятий в ДОУ логопедами школы;

- участии в проведении родительского собрания, проведении занятий, консультировании будущих первоклассников (март);

- составлении подробной характеристики детей-логопатов в ходе работы совещания «круглого стола» (май);

- передаче сопроводительных карт воспитанников ДОУ (май);

- ознакомлении с планом сопровождения учеников-логопатов;

- посещении занятий в школе логопедами ДОУ.

  Логопедическое сопровождение первоклассников включает в себя следующие мероприятия:
  

  • Обследование выпускников с использованием речевой диагностики Т.А. Фотековой (в условиях детского сада);
  • Индивидуальное и групповое консультирование родителей по результатам речевого обследования;
  • Посещение итоговых логопедических и комплексных занятий, выпускных праздников для воспитанников детского сада;
  • Выступление   на   родительском   собрании   для   родителей    будущих первоклассников   по  теме  «Речевая   подготовка  ребёнка  к  школе»  (в условиях  школы).  
  • Обсуждение с учителем-логопедом  основных направлений коррекционной работы с выпускниками её группы, которые нуждаются в продолжении коррекционных занятий, уточнений индивидуальных и психологических особенностей этих детей.

Вместе с тем единая система логопедической работы по устранению речевых нарушений в детском саду и начальных классах массовой школы позволила бы в значительной мере повысить эффективность коррекционного обучения, направленного на повышения грамотности.

Приложение 1

Карточка по выпуску

Ф.И. ребёнка _______________________________________   Дата рождения _________________

ДОУ № _____, срок обучения в логопедической группе __________________________________

Диагноз при поступлении _____________________________________________________________

Состояние речевых и двигательных функций на момент выпуска

сформировано

не сформировано

недостаточно сформировано

а) звукопроизношение

б) фонематическое   восприятие

в) лексико-грамматический строй                          

д) слоговая структура

е) связная речь

ж) общая и мелкая моторика

Рекомендации _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Примечания _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

                                                                       Учитель-логопед _________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ. ПЛАН РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА НОЯБРЬ.

В плане представлены комплексы артикуляционой гимнастики, упражнения на развитие речевого дыхания, пальчиковая гимнастика. Логопед проводит упражнения на индивидуальных занятиях, а воспитатель закрепл...

Преемственность в работе учителя - логопеда и воспитателя в логопедической группе детского сада.

Статья:  "Преемственность в работе учителя - логопеда и воспитателя в логопедической группе детского сада"...

Проблема взаимосвязи и преемственности в работе учителей-логопедов ДОУ и школы в рамках реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования

ДОКЛАД на семинаре для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений и работников ДОУ «Преемственность в работе ДОУ и начальной школы в условиях введения  ФГОС» в Ресурсно...

Доклад: «Преемственность в коррекционной работе учителей - логопедов детского сада и школы »

Цель системы преемственности – развитие всех детей, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка независимо от социального положения, его развития, материального уровня жизни. Проблема преемс...

Преемственность в работе учителей-логопедов в системе "Дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа» как одно из условий непрерывного образования ребенка

Рассмотрены цели и задачи преемственности учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения и общеобразовательной школы. Описаны способы осуществления данной преемственности.Ключевые слова: п...