Логопедический тренинг "Искусство говорить правильно"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Голубева Елена Геннадьевна

В разработке представлено мероприятие для родителей "Искусство говорить правильно".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический тренинг для родителей «Искусство говорить правильно»

     Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Сегодня мы хотим поговорить с вами о культуре речевого общения. Как правильно употребить то или иное слово, какую конструкцию следует выбрать? Также вопросы постоянно возникают у каждого из нас. Каким должен быть тон общения? Давайте вместе подумаем, что же такое культура речи?

     Культура речи – сложное понятие. В быту под ним понимают грамотность. Но ещё и целая отрасль языкознания. В энциклопедии русского языка культура речи трактуется как владение нормами устного и письменного литературного языка, т.е. правилами произношения ударения, грамматики и словоупотребления. Обычно с этих позиций речь оценивают как правильную или неправильную, допустимую или недопустимую. Класть – ложить, пара носков – пара носок, из школы – со школы. Возможны, и допустимые варианты: творог – творог, свёкла – свекла.

    Правильной речи человек обучается всю жизнь. В дошкольный период особенно возрастает внимание детей к речи взрослого. Ребёнок воспринимает не только обращенные к нему высказывания, но и беседы взрослых. Вероятно, многим родителям знакомы случаи, когда ребенок, казалось бы, занятый своим делом, оказывается в курсе происходившего в это время разговора близких. Когда ребёнок подрастет, родители заметят, что он может и ругаться, и кричать на них, и задавать отнюдь не детские вопросы.

    Взрослые должны строго следить за своей речью, обращая внимание не только на её грамотность, внятность, но и на тон, тематику, выбор слов и выражений. Не существует волшебных таблеток, которые если вложить в уста ребёнка, сделают его красноречивым. Нельзя сердиться на тех, кому искусство свободной живой речи не даётся. Не стоит приходить в отчаянье, если ваш сын или дочь вырастут людьми немногословными, предпочитающими слушать, а не говорить.

    Это тоже неплохо. Но каждому из них мы должны привить вкус к хорошей речи, и отвращение к речи грубой, вульгарной, безграмотной.  

Дошкольник подражает речи родителей, заимствуя у взрослых и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить.

Если вы хотите научиться красиво и правильно говорить, необходимо обратить внимание на технику речи.

Техника речи – это, прежде всего, правильно поставленная дикция, речевое дыхание, артикуляция, поставленный голос.

1. Правильное дыхание – это основа красивой речи.  От правильного дыхания зависит чистота, правильность и красота голоса.

Специальные дыхательные упражнения способствуют развитию силы голоса, формированию правильного тембра речи и предупреждают заикания и запинки.

Дыхание животом идеально для расслабления.

  1.  Вот один из самых простых методов снятия напряжения – сделать

несколько глубоких вдохов и выдохов (вдох носом, выдох ртом).

Одновременно с дыханием животом можно выполнять "незаметные" упражнения, например, сжимать-разжимать кулаки.

2. Произнести слоги на одном выдохе (СПА – СПО – СПУ – СПЫ – СПЭ);

        - Слова на одном выдохе (дни недели, счёт до 10, названия месяцев);

        - Фразы на одном выдохе.

2.Наверняка каждому в жизни встречались люди с приятным по тембру голосом. При этом зачастую даже не важно было, что говорит человек, начинаешь слушать именно его завораживающий голос.

Уже доказан тот факт, что низкие тембры голоса воспринимаются на слух гораздо лучше, нежели высокие, а у слушателя низкий голос вызывает больше симпатии и доверия. Поэтому, когда разговариваете, старайтесь не смеяться визгливым резким смехом и не повышать тон.

Голос должен как бы литься из грудной клетки. Очень помогают приобрести приятный тембр голоса и некую певучесть, мелодичность уроки вокала. Можно самому почаще петь. Наличие музыкального слуха в данном случае неважно, но чтобы пощадить чувства окружающих, можете громко включать любимые песни и подпевать. Если делать это достаточно часто и регулярно, довольно скоро ваш голос начнет звучать лучше. Это поможет также научиться правильно дышать во время разговора, и при длительных выступлениях вы не будете задыхаться.

Вот такая несправедливость – чем больше мы стараемся докричаться, тем меньше нас слышат.

Если вы хотите научиться красиво говорить, ни в коем случае не пропускайте гласные звуки – не надо говорить вместо «я пошел», «япшел». Не надо удваивать и утраивать согласные – не стоит говорить «зелленный», «иззъящный». Не проглатывайте звуки: например, не стоит говорить вместо «сколько» слово «скоко».

3. Кроме того, речь не должна быть монотонной. Она обязательно должна быть окрашена интонациями..

Этому способствует простое упражнение – чтение вслух стихов, сказок, рассказов с различной интонацией, «по ролям» - меняя голос, в зависимости от того, чьи реплики читаете.

4. Кроме того, если вы хотите научиться красиво и правильно говорить, необходимо обратить внимание на правильную дикцию.

Проблемы с дикцией, как правило, бывают из-за неправильного произношения некоторых звуков (шипение, подсвистывание, проглатывание, произношение одного звука вместо другого). Обычно это происходит из-за неправильной постановки артикуляционного аппарата, и необходимо развивать мышцы губ, языка. Но даже если дикционные дефекты связаны с такими недостатками, как неправильный прикус, щербинка между передними зубами и др., добиться четкой, внятной, выразительной речи возможно. Для более четкого произнесения звуков существует множество различных упражнений из дикционной гимнастики.

5. Например, гимнастика для губ 

Положение 1 - Вытяните губы «для поцелуя» (до крайнего положения). Положение 2 – Растяните губы в улыбке (до крайнего положения, максимально). Упражнение следует делать, увеличивая темп.

Вытяните губы «для поцелуя» и делайте движения губами вверх, вниз, влево, вправо.

Вытяните губы «для поцелуя» и делайте круговые движения.

Фэйс-билдинг

Гимнастика для языка – артикуляционные упражнения.

«Почистим зубы», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «На лошадках» и т.д.

Для того, чтобы добиться улучшения дикции, необходимо выполнять специальные упражнения на артикуляцию и научиться правильно проговаривать звуки, создавая красивое течение речи. Подойдет вот такое упражнение: на протяжении некоторого времени проговаривайте вслух - рлы-рлы-рлы, рлу-рлу-рлу, рло-рло-рло, рла-рла-рла, рлэ-рлэ-рлэ, рли-рли-рли.

Скороговорки, чистоговорки также помогут сделать вашу речь чистой, внятной и четкой.

Вспомните знакомые скороговорки.

Старайтесь тренироваться в произношении тех скороговорок, звуки в которых у вас произносятся хуже всего.

6. Правильная осанка также способствует формированию уверенного, свободного голоса. Поэтому, сидя на рабочем месте, старайтесь держать спину ровно, прямо, не горбитесь, опирайтесь на спинку стула. Держите голову прямо, смотрите перед собой во время разговора (поворот головы, наклон головы вниз зажимает, сдавливает голос). Улыбайтесь. Улыбка поможет Вам не только расслабить мышцы, освободить голос, но и сделает речь эмоционально-выразительной, создаст хорошее настроение Вам и Вашим детям. 

7. Чтобы насытить речь новыми словами, старайтесь каждый день запоминать хотя бы одно новое слово. Русский язык так богат, что за этим занятием можно провести всю жизнь. Поэтому не бойтесь заглядывать в словари толковые, этимологические и фразеологические.

Тренинг  «Произнеси правильно» .

  • «Перефразирование», направлен на развитие вербальной коммуникации:

Каждая команда должна вспомнить какое-нибудь четверостишье из знакомого стихотворения и перефразировать его так, чтобы каждая строфа передавалась в нем иным словом или словосочетанием. (7-10 минут). По итогам выполнения задания каждая команда должна рассказать то, что получилось, а остальные – догадаться о каком четверостишье идет речь.

У какой команды перефразирование было наиболее удачным и почему? (совпадение ритмов, близость синонимов, соответствие уровней пафоса

  • Вспомните пословицы, в которых встречаются слова «речь», «слово».
  • Произнесите слова с правильным ударением:

1 команда – звоним, баловать, досуг, документ, искра, комбайнер, облегчить, предложить, статуя

2 команда – квартал, щавель, красивее, коклюш, петля, столяр, месяцами, алфавит, километр

3 команда - верба, ворота, нет волка, нет гуся, возьму доску, давнишний, завидно, задолго, инструмент

Произнесите правильно:

1 команда - конечно, Ильинична, рейс, яичница, купе, булочная, сердечник, пара (чулки, сапоги, гетры, носки)

2 команда – теннис, фанера, горчичник, прачечная, пюре, молочный, скворечник, заполнены (договор), несколько (грузин, узбек, болгар, киргиз)

3 команда – декан, артезианский, порядочный, супермен, рекорд, сердечный, конгресс, крем, сонет, стакан (чай), килограмм (сахар), много (шум)

Прочтите правильно:

- Что такое паронимы? (родственные слова, имеющие разные приставки или суффиксы, отличаются оттенками в значении)

1 команда.

Это ваша (роспись или подпись) на справке?

Поставьте свою (роспись или подпись) под картиной.

2 команда.

Я (надеваю, одеваю) шапку

Воспитатель (надевает, одевает) Машу

3 команда

Мальчик (надел, одел) свою младшую сестру

Я (надела, одела) пальто на Свету

Умение говорить красиво и правильно – это важный навык, которым обязательно нужно овладеть. Излагать свои мысли последовательно и убедительно - это не какой-нибудь врожденный талант. Этому можно научиться.

В заключении, хотелось бы зачитать несколько рекомендаций по данному вопросу.

Рекомендации

  1. Чтобы говорить грамотно, нужно быть грамотным. Необходимо учить родной язык!
  2. Заглядывайте чаще в словари, особенно в орфоэпический и толковый. Словари помогут вам избавиться от косноязычия.
  3. Читайте книги. Тем самым вы не только обогатите словарный запас, но и значительно расширите кругозор и повысите уровень эрудиции.
  4. Избавляйтесь от слов-паразитов. Если вы боитесь, что вас перебьют, то старайтесь избегать общения с такими людьми.
  5. Будьте уверенными в себе. Старайтесь также избегать вопросительных предложений вроде «Ну вы же понимаете?» и оправданий.
  6. Совершенствуйте технику речи.
  7. Работайте над дикцией, голосом и правильным дыханием.
  8. Импровизируйте, упражняйтесь в остроумии, занимайтесь словотворчеством! Разрабатывайте свой собственный, неповторимый и индивидуальный стиль.
  9.  Ваша речь должна быть внятной, четкой, содержательной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ Ч] с использованием компьютерной программы «Учимся говорить правильно».

Тема. Автоматизация звука (Ч)  в словах, применяя компьютерную программу «Учимся говорить правильно».Цель:- закрепление правильного употребления звука (Ч) в словах;- совершенствование работ...

План-конспект логопедического досуга с детьми подготовительной и старшей группы по ПДД «Говорим правильно и запоминаем правила»

Оборудование: жезл, кубик с эмблемами игр, разрезные картинки с изображением различного вида транспорта для игры «Угадай- ка», пособие «Угадай по первым звукам» для игры «Умники и умницы», разре...

Программа логопедического кружка " Учусь говорить правильно"

Программа логопедического кружка " Учусь говорить правильно"...

Семейный логопедический досуг «Хочу говорить правильно!» в средне - старшей группе

 Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, привели  к идее проведения логопедических досугов как итоговых занятий после изучения определенных тем. Кроме...

Логопедическая минутка "Будем говорить правильно!" Для детей старшего дошкольного возраста.

Логопедическая минутка "Будем говорить правильно!" Для детей старшего дошкольного возраста....

Логопедическое лото «Говори правильно!»

Четкая правильная речь необходима ребенку не только для полноценного общения и получения новых знаний. Дети с дефектами произношения страдают от неуверенности в себе и насмешек сверстников, им сложнее...

Программа логопедического кружка «Говорим правильно» для детей 4 – 5 лет

Кружковая логопедическая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю гр...