Методическая разработка по лексической теме "Игрушки"для старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Спирина Жанна Владимировна

Логопедические коррекционные занятия для детей с общим недоразвитием речи - это комплексные занятия, направленные на развитие всех разделов развития речи и неречевых психических процессов. Они включают в себя набор дидактических игр и упражнений в едином сюжете по лексической теме, что делает занятие увлекательным, интересным. Постоянная смена деятельности не даёт детям устать и потерять интерес к занятию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе.

Учитель-логопед Спирина Ж.В.

 ГБДОУ детский сад №11 Калининского р-на г.Санкт-Петербург

Лексическая тема: «Игрушки»

Цели и задачи:

Коррекционные:

1.Развивать связную речь;

2.Развивать зрительное внимание, умение ориентироваться в пространстве;

3.Развивать общую и мелкую моторику;

4.Развивать слуховое внимание, память;

5.Развивать ритмическое чувство;

6.Развивать просодические компоненты речи: силу голоса, звуковысотность, выразительность;

7.Развивать координацию речи с  движением.

Обучающие:

1.Учить правильно употреблять предлоги;

2.Учить словоизменению: употреблению формы родительного падежа множественного числа;

3.Учить словообразованию: образование относительных прилагательных;

4.Учить складывать целое из частей.

Воспитательные:

1.Воспитывать у детей умение слушать других;

2.Побуждать детей к самостоятельному высказыванию.

Ход занятия.

1.Организационный момент. Развитие слухового внимания, памяти.

Ребята, мы сегодня отправляемся в гости к игрушкам. На чём можно поехать?

Игра «Запомни, повтори, дополни» (транспорт). Ребята по очереди называют различный транспорт. Каждый последующий ребёнок повторяет транспорт, который назвали предыдущие дети. Отправляемся на поезде.

2.Развитие чувства ритма, общей моторики, звуковысотного слуха.

Игра «Скоро поезд отойдёт…» Формируется поезд из «вагончиков»-детей. Дети, ритмично топая с продвижением, произносят слова: «Тут и там, тут и там на перроне шум и гам. Вот гудок нас зовёт, скоро поезд отойдёт». Ребёнок отхлопывает предложенный логопедом ритмический рисунок и встаёт сзади, положив руки на пояс впереди идущему.

3.Развитие зрительного внимания, ориентировки в пространстве, обучение правильному употреблению предлогов.

«Поезд» из детей подъезжает к полкам, на которых стоят игрушки.

Игра «Внимательные глазки». Логопед задаёт вопросы детям, добиваясь от них полных ответов. Вопросы: «Какая игрушка справа от…? Слева от…? Между … и …?»

Дети берут с полок названные ими игрушки.

4.Формирование грамматического строя речи.

Дети садятся в круг с игрушками. Игра «Много чего?» (много мячей, мишек, самолётиков..)

5.Формирование грамматического строя речи, активизация пассивного словаря.

Игра «Назови какая игрушка» (относительные прилагательные: плюшевая, резиновая, деревянная…)

6.Развитие пространственного гнозиса и праксиса.

Логопед предлагает детям сфотографировать игрушки игрушечным фотоаппаратом. Фотографии моментальные, сразу получают дети конверты с картинками игрушек. Но с фотоаппаратом что-то случилось и фотографии оказались разрезанными.

Игра «Собери картинку».

7.Развитие фонематической стороны речи.

Игра «Внимательные ушки». Каждому ребёнку логопед задаёт вопрос: «Назови первый (последний) звук в названии игрушки». Логопед записывает за детьми буквы (названные звуки), намеренно не дописывая их.

8.Развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики.

Игра «Допиши букву». Логопед объясняет детям, что карандаш плохо писал , буквы оказались недописанными и просит ребят дописать буквы.

9.Развитие звуко-слоговой структуры слов.

Игра «Телеграф»: деление хлопками названий игрушек на слоги.

10.Развитие связной речи, активизация пассивного словаря.

Логопед задаёт детям вопросы: «Для чего нужны игрушки? Какие они бывают по назначению? Кто с чем любит играть?...»

11.Развитие пальчиковой моторики, ритмического чувства, слуховой памяти, внимания, координации речи с движением. 

Логопед предлагает детям поиграть с грецкими орехами. Дети сидят в кругу, перед каждым ребёнком лежат два грецких ореха.

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Заиньке усатому,

Мишке толстопятому.

Кому – в платок,

Кому – в зобок,

Кому – в лапочку.

Дети стучат ритмично орешками на ударный слог. Кладут орешки перед собой.

Двумя пальцами обеих рук (по очереди большой и указательный, большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец) берут орехи и кладут обратно на каждую строчку.

Стучат ритмично орешками на ударный слог.

 

12.Развитие воображения, согласованных движений с речью, закрепление правильной их последовательности, развитие умения детей выражать эмоции в мимике и пантомимике.

Перед детьми игрушечный ослик. Логопед: «Мы с вами играем, а кто-то грустит (ослик). Может он заболел?» Дети встают в круг и рассказывают про ослика стихотворение, имитируя  движения:

Наш бедный ослик болен. Болит у него голова.

Хозяйка ему сшила наколку в кружевах.

Наколку в кружевах и сапоги на каблучках.

Ах! Ах!

Наш бедный ослик болен. Болит у него холка.

Хозяйка ему сшила воротничок из шёлка.

Воротничок из шёлка, наколку в кружевах.

И сапоги на каблучках.

Ах! Ах!

Наш бедный ослик болен. Болит у него грудка.

Хозяйка ему сшила фланелевую куртку.

Фланелевую куртку, воротничок из шёлка,

Наколку в кружевах и сапоги на каблучках.

Ах! Ах!

Наш бедный ослик болен. Болят у него ляжки.

Хозяйка ему сшила штанишки на подтяжках.

Штанишки на подтяжках, фланелевую куртку,

Воротничок из шёлка, наколку в кружевах

И сапоги на каблучках.

Ах! Ах!

Логопед: «Ну а теперь, когда хозяйка так нежно позаботилась о своём ослике, он обязательно поправится! Правда, ребята?» Дети соглашаются.

13.Развитие продолжительного речевого выдоха.

Игра «Повтори-ка»(удлинение фразы на одном выдохе).

Логопед: «Попрощаемся с осликом: До свидания, ослик!» (дети повторяют)

«До свидания, милый ослик!» (дети повторяют)

«До скорого свидания, милый ослик!» (дети повторяют)

14.Итог занятия.

Логопед подводит итог занятия, интересуется у них: в какие игры они играли, что понравилось и т.д. Логопед благодарит ребят за занятие.

Игра «Скоро поезд отойдёт…» «Поезд» отправляется обратно в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка"Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала "

«Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорн...

Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

АннотацияВ данной  методической  разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...

Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

АннотацияВ данной  методической  разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...

Методические разработки по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром Пермского края на основе проектной деятельности»

Пояснительная записка. Дошкольное детство – время рождения личности. Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольни...

Методическая разработка по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Методическая разработкапо теме«Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»...

Методическая разработка по художественному творчеству для старшего дошкольного возраста

Актуальность данной методической разработки состоит в том, что она стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, а также организовыв...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет). Сборник конспектов образовательной деятельности по лексическим темам»

Способность к речи не дается человеку при рождении, а развивается в процессе жизнедеятельности параллельно с умственным и физическим развитием ребёнка и служит главным критерием его общего развития.Ес...