Система коррекционной работы по профилактике оптической дисграфии.
методическая разработка по логопедии

План работы по профилактике дисграфии; игры и упражнения по предупреждению ошибок письма и чтения на уровне буквы; игры с гласными звуками и буквами; игры с согласными звуками и буквами

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

  Как уже отмечалось в теоретической части акустической дисграфии, как правило, сочетается с оптической дисграфией.

        Дети с ОНР имеют, как правило, несформированность пространственных представлений, зрительно-пространственного гнозиса, зрительного анализа и синтеза. При отсутствии ранней профилактической работы преодолению этих проблем в начальной школе и возникает оптическая дисграфия – искаженное воспроизведение букв на письме, замены и смешения графически сходных букв. Поэтому знакомство с буквами и следует начинать как можно раньше и проводить работу.

        Именно поэтому работу по профилактике оптической дисграфии необходимо начинать в дошкольном возрасте.

        Работа строится по следующему плану:

  1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов. Развитие зрительного гнозиса:
  1. Развитие восприятия цвета;
  2. Развитие восприятия формы;
  3. Развитие восприятия размера и величины.
  1. Развитие, уточнение и расширение объема зрительной памяти (зрительного мнезиса):
  1. Развитие запоминания формы предметов;
  2. Развитие запоминания цвета;
  3. Развитие запоминания последовательности предметов и букв (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом – геометрические фигуры и лишь затем – буквы).
  1. Формирование пространственного восприятия и представлений:
  1. Ориентировка в схеме собственного тела;
  2. Дифференциация правой и левой частей предмета;
  3. Ориентировка на листе бумаги;
  4. Ориентировка в окружающем пространстве.
  1. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.
  2. Развитие зрительно-моторных координаций.
  3. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

В своей работе хочу остановиться на предупреждении ошибок чтения и письма на уровне буквы.

В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывают затруднения из-за свойств зеркальности. Поэтому прежде чем преступить к работе по развитию правильной буквы и ее зеркального двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги. Дети должны четко усвоить понятия «верх», «низ», «право», «лево».

Для осуществления этой цели можно проводить разные игры на ориентировку в квадратной сети («Будь внимателен», «Муха», графические диктанты, «Срисуй по клеточкам», «Буквенные поля», «Цветные коврики»). После такой подготовки детям предлагаются диктанты для рисования букв в тетради в клеточку: надо поставить точку и от нее вести карандашом линии по клеточкам под диктовку: 5-вниз, 1-вправо, 4-вверх, 2-вправо, 1-вверх, 3-влево. Если нет ошибок, то получается буква Г, которую дети штрихуют.

Игры и упражнения по предупреждению ошибок письма и чтения на уровне букв:

  1. Рисуем буквы в воздухе, на манке, выкладываем из палочек, из бус, гороха по пластилину, шнурка, лепим из пластилина, находим в песке, в тазу с крупой и т.д.
  2. Ощупывание и называние букв из ковролина с закрытыми глазами.
  3. Найди недостающие элементы буквы – буква сломалась.
  4. На что похожа буква.
  • А – «плач» Алёнушки, ее рот открыт так же широко, как расставлены концы буквы А – ааа;
  • О – у ребенка «болят зубы», он «стонет»,его губы по форме напоминают букву О –ооо;
  • У – гудок паровоза, дети гудят, открыв рот и вытянув губы трубочкой, их внимание обращается на форму буквы У, которая тоже вытянута и похожа на трубочку (кулечек);
  • И – две вертикальные палочки изображают верхнюю и нижнюю губы в улыбке, рот приоткрыт, дети подражают крику жеребенка – иии;
  • Э лицо с опущенной нижней челюстью, даже виден во рту язык (у буквы Э в середине тоже видна волнистая перекладина), Э – отдаленное эхо;
  • Ы опираясь на зрительный образ буквы И (рот открыт «на палец»), предложить детям открыть рот еще шире, чтобы внутри был виден закругленный конец языка, ведь и у буквы Ы, в отличии от буквы И, внизу есть тоже закругление, овал. Ы – звукоподражание улетающему самолету;
  • Ё точки над буквой, как игрушки на новогодней ёлке – это буква Ё. В начале слова ёлка тоже буква Ё;
  • Ю – у юлы большой животик, как у буквы Ю и начинается слово ЮЛА с буквы Ю;
  • Е ем что-то вкусное, нижняя челюсть опущена, виден во рту язык. В слове ЕМ первая буква Е.

Игры с гласными звуками и буквами (А, О, У, Э, И, Ы):

  1. Изобразим и споем.

По заданию обучающего  ребенок, глядя в зеркало, придает губам форму гласных букв, а затем поет их: А – открывает широко рот, И – губы в улыбке, рот открыт на палец и др.;

  1. Что я хочу спеть.

Дети отгадывают буквы по немой артикуляции;

  1. Что надо сделать?

Чтобы правильно произнести Э, надо опустить нижнюю челюсть, во рту будет виден конец языка. На Ы рот откроем пошире, чем при И и улыбнемся, во рту тоже виден язык;

  1. Сравни и найди букву.

Обучающий говорит, например: «Аленушка плачет», - ребенок произносит звук ааа, затем находит букву А;

  1. Назови и покажи.

Один ребенок произносит гласный звук, а другой произносит звукоподражание и находит букву. Пример: О – «болят зубы» (поет звук и находит букву);

  1. Назови часть букв.

В каких гласных буквах есть палочки, перекладины, овал?

  1. Отгадай по описанию.

Две палочки наверху соединились, внизу разошлись в стороны, образуя шалаш, в середине перекладина – это буква А; овал, бублик – О; длинная наклонная палочка, а впереди к ней присоединяется короткая – У; полуовал, открытый слева, в середине волнистая перекладина – Э; две палочки и косая перекладина от нижнего конца первой палочки к верхнему концу второй – И; две палочки, на первой справа внизу овал – Ы;

  1. А что иначе?

Маленькая буква а пишется не так, как большая: палочка с закруглением внизу, слева наверху еще закругление, а внизу – овал;

  1. Опиши букву.

Дети дают описания заданных букв, взяв их с наборного полотна;

  1. Сравни буквы.

Пример сравнения написания букв О, Э: О – полный овал, Э – половина овала (неполный овал) и в середине перекладина.

На что похожи согласные буквы:

  • Б внизу круглый барабан, наверху палочка, она «опуститься» вниз: бам-бам-бам;
  • В – Вова поджал губки;
  • Г – гусь вытянул длинную шею с клювом, а сам спрятался;
  • Д – домик на курьих ножках, где живет, наверное, Баба-Яга;
  • Ж – жук, в центре – тело, а по бокам – лапки;
  • З – зайчик делает большие прыжки, взбираясь на горку;
  • К – кукла подняла руку и выставила с той же стороны ногу, давайте и мы изобразим эту букву;
  • Л – ложка (слева) висит на подставке, ею наливают суп;
  • М – наверху был мостик, а потом сломался;
  • Н – двое (палочки) несут носилки, чтобы положить больного;
  • П – папа. Малыш начал рисовать папу, пока нарисовал две ноги, а вы дома дорисуете до конца;
  • Р – руль в машине, покрутим его ррр (дети руками «крутят руль»);
  • С – санки хорошо катятся с горы;
  • Т – трубка лежит на телефоне;
  • Ф – фонарик не елке, таких игрушек разного цвета бывает много на новогоднем празднике;
  • Х – хлеб (толстая палочка), его режут ножом (другой палочкой);
  • Ц – цыпленок, у него очень короткий хвостик, как у буквы Ц;
  • Ч – чайник спрятался, видна только его часть с носиком;
  • Ш – шумят, качаются деревья от сильного ветра в лесу (палочки), слышится шорох листьев – гишга (все поднимают руки и качают ими;
  • Щ – щетка зубная получится, если продолжить внизу перекладину или щука с хвостиком (но дети часто забывают название и произносят общее слово РЫБА).

Игры с согласными звуками и буквами:

  1. От предмета к букве.

Называются похожие на буквы предметы, а дети называют букву (в начале слова): зайчик бежит на горку – З, домик на курьих ножках – Д;

  1. От буквы к предмету.

К названной букве дети подбирают похожий предмет: Т – труба на телефоне, Р – руль в машине, С – санки;

  1. Назови предмет и букву.

Дети отвечают на вопрос, называя предмет и букву и, по возможности, показывают ее на наборном полотне. Примерные вопросы:

- Какой музыкальный инструмент похож на букву? (барабан похож на букву Б)

Далее для краткости пишем только названия предметов и букв.

- У какой птицы длинная шея? (гусь, Г)

- Кто прыгает на горку? (заяц, З)

- Кто поджал губы? (Вова, В)

- Что построили на курьих ножках? (дом, Д)

- Какое насекомое похоже на букву? (жук, Ж)

- Кто выставил руку и ногу? (кукла, К)

- Что из посуды похоже на букву? (ложка, Л)

- Произошла авария, машина в реку упала. Что случилось? (мост сломался, М)

- Что нужно для управления машиной? (руль, Р)

- На чем больного несут к машине «Скорая помощь»? (носилки, Н)

- Кого рисует малыш? Правильно ли он начал? (папа, П. Рисовать надо начинать с головы)

- Что нужно, чтобы прокатиться с горы? (санки, С)

- Как мы можем говорить с родными, живущими в другом городе? (телефон, Т)

- На новогодней елке висят разноцветные…(фонарики, Ф)

- Что всегда на столе во время обеда? (хлеб, Х)

- У кого маленький хвостик? (цыпленок, Ц)

- Что нужно, чтобы почистить зубы? (щетка зубная, Щ)

- Мы кипятим воду в посуде с носиком, что это? (чайник, Ч)

- Что бывает слышно в лесу? (шум деревьев, шорох листьев, Ш).

4.  Отгадай по описанию.

Б – палочка, справа внизу овал, а сверху перекладина;

В – палочка, справа два овала, вверху и внизу;

Г – палочка, справа сверху перекладина;

Д – почти прямоугольник, под ним перекладина на коротких ножках;

Ж – в середине палочка, по бокам лапки;

З – два полуовала друг над другом, открытые слева;

К – палочка, справа две подставки, направленные вверх вниз;

Л – две палочки, одна из них с закруглением внизу, сверху перекладина;

М – две палочки, наверху сломанная перекладина;

Н – две палочки, в середине перекладина;

П – две палочки, наверху перекладина;

Р – палочка, справа наверху овал;

С – полуовал открытый справа;

Т – палочка, наверху по центру перекладина;

Ф – палочка, в середине по бокам полуовалы;

Х – косой крест;

Ц – две палочки, внизу перекладина, а справа хвостик;

Ч – палочка, слева сверху крючок, носик;

Щ – три палочки, внизу перекладина, а справа хвостик;

Ш – три палочки, внизу перекладина (хвостика нет).

  1. Опиши букву.

Детям называют букву, они дают ее описание, находят на наборном полотне и, показывая всем, говорят: «Это буква…».

  1. Чем различаются?

Чем различаются буквы Н и П, Б и Г, Ш и Щ, Щ и Ц, и другие пары.

  1. Демонстрация букв в разном положении.
  2. Определение буквы «написанной» на спине, на ладони.
  3. Нахождение букв в геометрических фигурах.
  4. Поиск букв, наложенных друг на друга.
  5. Реконструирование букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув 1 палочку.
  6. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, У, К) и из двух (Т, Г, Х) палочек.
  7. Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.
  8. Нахождение нужной буквы среди других букв (пластмассовые буквы) с опорой на зрение, тактильно (Чудесный мешочек).
  9. Дописать букву по заданным элементам.
  10. Изографы.
  11. Буквенные ряды, корректурные пробы (задание с выделением заданной буквы из ряда букв, слогов, слов, предложений).
  12. Шифровка слов с помощью буквы. Например: по гласным, по первым и последним звукам (кот – О; мак – М  К).
  13. Шифровка слова по числовой позиции звука в слове. Например: Маша – [А] – 2-4.
  14. Допиши слово: ЕКА, ЕПКА, ЯЧ, УБА.
  15. Вставь нужную букву в слово (с опорой на наглядность, без опоры на наглядность). Например: Ц или Щ - ули…а, …апля, …енок, я…ик.
  16. Составить как можно больше слов из предложенных букв: И, Р, Г, У, А, Ш, К.
  17. Слово рассыпалось (с цифровым обозначением последовательности букв в слове и без) Т, У, А, К – утка

                                     2  1   4   3

24.Шифруем буквы стрелками (профилактика зеркальности написания    букв) К   З   Я   Ю   Э

25.Чтение слов по полубуквам.

26.Найти букву в рисунках, предметах.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционной работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста

Речь является важнейшей психической функцией человека. Любое речевое расстройство отражается на деятельности и поведении ребёнка. Недостатки речи обнаруживаются при обучении в...

Презентация системы работы по профилактике оптической дисграфии

Что такое оптическая дисграфия, что нарушено, как проявляется, направления коррекционной работы...

Система коррекционной работы по профилактике оптической дисграфии

План работы по профилактике дисграфии; игры и упражнения по предупреждению ошибок письма и чтения на уровне буквы; игры с гласными звуками и буквами; игры с согласными звуками и буквами...

Приёмы работы по профилактике оптической дисграфии в работе с детьми с ОВЗ

В статье представлен опыт работы по профилактике дисграфии....

Работа по профилактике оптической дисграфии со старшими дошкольниками в дистанционном формате

Представленный материал поможет в работе по профилактике оптической дисграфии со старшими дошкольниками в дистанционном формате...

Статья "Коррекционная работа по профилактике оптической дисграфии у детей с общим недоразвитием речи старше-подготовительного возраста"

Профилактика оптической дисграфии в дошкольном возрасте позволит предотвратить большое количество ошибок при письме школьников, связанных с неустойчивостью зрительных представлений. Повысить уровень г...