Конспект занятия «Звук [Ш]» в подготовительной группе.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Тема: Звук [ш].

Цель: Создание условий для формирования у детей фонетико – фонематической стороны речи.

Задачи:

Коррекционно - обучающие:

закреплять правильное произношение звука [Ш], в слогах, словах, предложениях;                упражнять в согласовании существительных с числительными;

подбирать правильно рифмующие слова в предложениях.

Коррекционно - развивающие:

развивать артикуляционный аппарат;

фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, мелкую

 моторику рук.

Коррекционно - воспитательные:

формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_sh.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная   деятельность с детьми подготовительной группы.

Тема: Звук [ш].

Цель: Создание условий для формирования у детей фонетико – фонематической стороны речи.

Задачи:

Коррекционно - обучающие:

закреплять правильное произношение звука [Ш], в слогах, словах, предложениях;                упражнять в согласовании существительных с числительными;

подбирать правильно рифмующие слова в предложениях.

Коррекционно - развивающие:

развивать артикуляционный аппарат;

фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, мелкую

 моторику рук.

Коррекционно - воспитательные:

формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

Пособия, материал: зеркало, Мишка, мешочек, картинки для артикуляционной гимнастики, картинки с изображениями предметов со звуком [ш], волшебная машинка, башмачок, шишки, компьютер, аудио материал для выполнения физкультминутки.

Время: 20 мин.

Ход организованной деятельности:

 Организационный момент:

Логопед: Здравствуй!

 - Посмотри, кто сегодня пришёл к нам на занятие?

Ребёнок: Мишка.

Логопед: Он мне рассказал о том, что по дороге к нам он что – то потерял. (Показываю картинки мешочек и шишки).

- Что он потерял?

Ребёнок: Мешочек и шишки.

Логопед: Мы поможем Мишке найти мешочек и шишки?

Ребенок: Да.

Логопед: А как ты думаешь! На чём мы отправимся в путешествие на лодке или на машине?

Ребёнок: На машине.

Логопед: Да, правильно.  Для того чтобы найти мешочек, мы с тобой отправимся в путешествие на Волшебной машинке.

- Посмотри, а шишки не простые. В них задания волшебные.

- Нужно выполнить задание, а затем положить шишку в нашу Волшебную машинку.

1. Артикуляционная гимнастика, артикуляционная поза.

  1. Накажем непослушный язычок.

Логопед: Приоткрой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя».

  1. Лопаточка.

Логопед: Открой рот. Положи широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занеси «лопатку» в рот стараясь не напрягать язык.

  1. Вкусное варенье.

Логопед: Рот открыт. Широким язычком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

  1. Чашечка.

Логопед: Открой рот.  Широкий расслабленный язык подними к верхней губе. Нужно прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.

Мы чаек горячий.
Будем пить на даче. 
Чашечку мы держим 
Крепче, крепче, крепче.

  1. Фокус.

      Логопед: Открой рот, язык «чашечкой» выдвини вперёд и приподними, плавно выдохни на    ватку, лежащую на кончике носа.

Артикуляционная поза:

- Губу слегка округлены и вытянуты «рупором»;

- Зубы заборчиком со щелью;

- язык поднят вверх, к твёрдому нёбу, образует с ним щель, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам – «Чашечка»;

- Воздух тёплый, воздушная струя направлена по середине языка вверх.

Логопед: Молодец!

- Какую шишку нашли?  

Ребёнок: Первую шишку нашли.

Логопед: У Мишки было 8 шишек, нам осталось найти ещё 7 шишек. Отправляемся дальше.

 2.  Сообщение темы занятия.

 2.1. Характеристика звука [Ш].

Логопед: Какой звук встречается чаще других в словах: Мишка, шишка, мешочек?

Ребёнок: Звук [Ш].

Логопед: Сегодня, мы вместе с Мишкой, какой звук будем повторять?

Ребёнок: Звук [Ш].

Логопед: Какой это звук: гласный или согласный?

Ребёнок: Согласный.

Логопед: Давай вместе проверим он звонкий или глухой! Нужно положить ручку на горло, если горлышко не вибрирует, значит, звук глухой, если есть вибрация, то он звонкий. Какой звук?

Ребёнок: Глухой.

Логопед: Послушай, как звучит твердо или мягко: ша – шо - шу

Ребёнок: Твёрдый звук.

Логопед: Произносить звук [Ш] нужно длительно на одном выдохе.

Проедешь по дороге на машине, нигде не останавливайся и произноси: «Ш-ш-ш…».

Логопед: Молодец, ты и с этим заданием справился!

- Вторую шишку нашли. Давай посмотрим, какое задание нас ждёт дальше?

2.2. Произношение звука [Ш] в прямых слогах

-  Услышали мышки про то, что мы помогаем Мишке и зашептались
Логопед: Произнеси слоги радостно.                

1 Вариант:                         2 Вариант:

ша - шо                                                                ша – шо – шу                                                  

шо -шу                                                                 шо - шу – ша                                                      

шу - шо                                                                шу – шо – шу                                                      

ши - шо                                                                ши  - шо – ша                                                        

Произношение звука [Ш] в прямых слогах
Логопед: Произнеси слоги грустно.          

1 Вариант:                        2 Вариант:

аш - уш                                                               аш – уш – щш                                                      

ош - аш                                                               ош – аш – уш                                                      

уш - ош                                                               уш – ош – уш                                                

эш - аш                                                                эш – аш – ош                                                    

Логопед: Молодец! Мы с тобой очень хорошо произносили звук [Ш] слогах.

- Третью шишку нашли, отправляемся дальше.

2.3. Игра Башмачок. Произношение звука ш в словах.

Определение позиции звука.

Логопед: Посмотри, какой красивый башмачок!   В нем, наверное, кто – то живет?

Ребёнок достаёт картинки и называет самостоятельно … (кошка, мышь, шмель)

- Кто живет в башмачке? А давай – ка мы с тобой вместе назовём первое слово, в названии которого звук [Ш] слышится в начале слова.

- Шмель.

Логопед: А теперь со звуком [Ш] в середине слова.

Ребенок: Кошка

И еще назови животного, в названии которого звук [Ш] слышится в конце слова.

Ребенок: Мышь.

Логопед: Рассели наших гостей в домики. Слова со звуком [Ш] начале слова посели в домик в начале улицы, если в середине слова звук [Ш] – домик в середине улицы, в конце звук [Ш]- то в домик в конце улицы.

Логопед: Я хочу подарить тебе эту игру. Дома вместе с мамой ты можешь поиграть в неё ещё раз.

- Четвёртую шишку нашли, отправляемся дальше.

3. Знакомство с новым словом

Логопед: Какое Новое слово ты узнал?

Ребёнок: Шмель.

Логопед: Шмель – это насекомое, которое относится к виду настоящих пчел. Его можно считать близкими родственником медоносных пчел.

Логопед: Давай придумаем предложение со словом шмель по картинке.

Ребёнок: Шмель сидит на цветке.

Логопед: Давай посмотрим вместе, сколько слов в предложении?

- В предложении четыре слова.

Логопед: Давай его обозначим. Одна черта обозначает одно слово. Первое слово обозначается не простой полоской, а полоской с уголком, в конце предложения ставят точку.

Логопед: Сколько полосок нам нужно?

Ребёнок: Нам нужно 4 полоски.  

Логопед: Произнеси предложение ещё раз по схеме.

Ребёнок: Шмель сидит на цветке.

Логопед: Молодец!

- А вот и пятая шишка, отправляемся дальше.

3.1. Физкультминутка. Полет шмеля. Музыка Н.А. Римского-Корсакова.

Шмель штанишки замарал,

(Руки положить на щёки, наклоны головы влево - вправо)

Шмель штанишки постирал.

(Тереть кулачок о кулачок – «стирать»)

А пока штаны сушились –

(Взмахи руками вправо - влево)

В шалаше он сладко спал.

(Руки над головой «домиком», затем сложить ладошки вместе и положить на них голову.)

- Вот и шестая шишка наша.

3.2. Составление предложений по опорной картинке.  Игра «Посчитай».

Логопед: Посмотри на полянке много предметов со звуком [Ш], назови их. А теперь посчитай предметы от 1 до 6. Чтобы тебе было легче считать, указывай пальчиком на картинки (например, одна мышка, две мышки, три мышки и т.д.). Отвечать нужно полным предложением.

Логопед: Сколько на полянке мышек?

Ребёнок: На полянке одна мышка.

Логопед: Сколько на полянке ландышей?

Ребёнок: На полянке два ландыша.

Логопед: Сколько на полянке ромашек?

Ребёнок: На полянке три ромашки.

Логопед: Сколько на полянке лошадей?

Ребёнок: На полянке четыре лошади.

Логопед: Сколько на полянке шмелей?

Ребёнок: На полянке пять шмелей.

Логопед: Сколько на полянке лягушек?

Ребёнок: На полянке шесть лягушек.

- Семь шишек собрали осталась последняя.

3.3.  Подбор рифм.

- Мишка хочет поиграть с тобой в слова – рифмы. Подбери к его словам другие слова с похожими окончаниями: шина ...(машина), кошка …(мошка), мышка … (мишка). Он будет читать тебе «перепутанные» стихи, а ты слушай и сразу же исправляй ошибки.
Вылезла из норки шишка … (мышка).
На нее упала мышка…(шишка).

Под кустом сидели шишки … (мышки).

На сосне висели мышки… (шишки).

В воздухе летала кошка … (мошка).

Молоко лакала мошка … (кошка).

- Вот мы все8 шишек и собрали. Молодец!

  1.  Итог занятия:

Логопед: С каким звуком мы сегодня упражнялись?

Ребёнок: Со звуком [Ш].

Логопед: А кто к нам приходил на занятие?

Ребёнок: Мишка, шмель, кошка, мышь.

Логопед: Посмотри! Мы с тобой выполнили все задания, и нашли все шишки! Ведь весной для Мишки будут полезны шишки.

Какой ты молодец, очень старался! Так держать! Теперь Мишка очень рад и благодарен нам за то, что мы с тобой помогли ему и хочет тебе подарить мешочек с орешками! А Мишка пойдет, угостит своих медвежат шишками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспект занятия "Звук и буква У"

Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...

Конспект занятия "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...

Конспект занятия "Звуки вокруг нас"для детей 6-7 лет

На данном занятии дети знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками....

Конспект занятия: Звук «Х». Части тела.

Фронтальное логопедическое занятие (для детей старшей группы) с элементами фольклора.   Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые ...

Конспект занятия "Звук и буква О"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе  компенсирующей направленностиТЕМА: «ЗВУК И БУКВА О»...