Мастер - класс "Удивительный волшебный песок"
методическая разработка по логопедии

Голуб Оксана Николаевна

Пескотерапия в работе логопеда

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер- класс

Педагог: Голуб О.Н.

Тема: «Удивительный волшебный песок».

Образовательная области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Цель мастер-класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов в процессе активного игрового взаимодействия по освоению эффективных развивающих методов работы с кинетическим песком.

Задачи:

Образовательные: познакомить педагогов с кинетическим песком и приемами его использования в работе с дошкольниками. Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях.

Развивающие: способствовать расширению знаний о кинетическом песке,

развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.

Воспитательные: воспитывать умение работать в группе, формировать доброжелательность и отзывчивость.

Ожидаемый результат:

  • активизация познавательной деятельности участников мастер класса;
  • практическое освоение методов работы с кинетическим песком и вариативность его использования для реализации задач образовательных областей программы.

Оборудование: буклеты с картотекой игр, кинетический песок, подносы.

  1.Вступительная часть:

Приветствие: 

Логопед: - Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на моем мастер-классе, который называется «Удивительный, волшебный песок». И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Логопед: - Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей очень любите? Да или нет? (да)

И чтобы детей вам своих развивать,

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Прошу Вас, коллеги, активными быть.

И я Вас прошу мне во всём помогать,

Приветствие закончилось, разрешите начать!

2. Введение в тему

         Логопед: - В стремительно меняющемся мире, опираясь на накопленный опыт, каждый педагог находится в поиске новых форм и методов работы. Так, однажды, в область моих профессиональных интересов вошло освоение инновационного метода работы с кинетическим песком. И сегодня я хочу поделиться этим опытом с вами.

Логопед: – Ни один дидактический материал не сравниться с песком по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка. Игры с песком позволяют детям открыто выражать свои эмоции: радость, восторг, удовольствие, но с наступлением зимы, которая во многих регионах, в том числе и в нашей республике, составляет большую часть года, уличная песочница становится недоступной. Дети скучают по играм с песком, вспоминают свои постройки, рисунки на песке, и здесь нам на выручку приходит кинетический песок.

 (демонстрирую и комментирую свойства кинетического песка, предлагаю всем участникам прикоснуться к песку)

Логопед: – Кинетический песок — состоит на 98% из чистейшего кварцевого песка. Абсолютно нетоксичен, не вызывает аллергии, бактерии в нем не живут поэтому он безопасен для детей с трех лет. На первый взгляд напоминает влажный морской песок, но когда берешь его в руки, проявляются его необычные свойства:

  •  Он течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим.
  •  Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры.
  • Он приятный на ощупь, не оставляет следов на руках.

 Логопед: - Преимуществом кинетического песка является то, что он универсальный,  его можно применять во всех образовательных областях.

Из всего многообразия игр с песком, я составила картотеку и распределила их по образовательным областям, с ней вы сможете ознакомиться позже, а сейчас я хочу рассказать и показать, как я использую данный метод в своей работе и какие получаю результаты.

Демонстрация слайдов с фото детей играющих песком в разных образовательных областях (музыкальное сопровождение)

Слайд.   Социально-коммуникативное развитие.

На занятиях с использованием песка дети получают возможность развития коллективного взаимодействия, учатся слушать и слышать друг друга, усваивают первичные нравственные нормы.  У них совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Слайд. Познавательное развитие.

Игры с песком стимулируют познавательные интересы и расширяют кругозор. Это замечательный сенсорный материал, непревзойдённая по своим возможностям предметно – игровая среда. Во время игры с песком у детей развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта», существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать, конструировать, работать самостоятельно.

Слайд. Художественно-эстетическое развитие.

Слайд. В процессе освоения песка, как художественного материала, дети приобретают технические навыки и умения. При создании образов на песке у дошкольников появляются успешность и уверенность в себе, развивается пространственное мышление; чувство композиции, ритма; творческие способности, воображение и фантазия.  На данном этапе я использую обыгрывание образов с помощью: художественного слова, чтения художественной литературы, прослушивания музыкальных произведений. 

Слайд. Речевое развитие.

Игры с песком позволяют развивать мелкую моторику рук; обогащать и активизировать словарь детей, развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую), пространственную ориентацию; ребенок может комментировать сюжет, тем самым обогащая свое речевое мастерство, его речь становится более сложной и развернутой.

Слайд. Физическое развитие

Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние, помогают раскрепоститься, пересыпание из одной руки в другую или между пальцами вызывают приятные тактильные ощущения, создавая условия для психологической разгрузки, а наблюдение за процессом оказывает успокаивающее действие.  

Слайд. Возможность создания новых форм, разрушения, реконструкции, а также многократного создания новых персонажей и сюжетов - аналог моделирования в песочнице реальной жизни: один эпизод жизни завершается, уступая место чему-то новому. Проживая это состояние через игру многократно, ребёнок получает определённый опыт, достигает состояние равновесия.

Слайд. Этот «чудо-песок» прекрасно подходит для работы с младшими дошкольниками в период адаптации, игры с кинетическим песком помогают малышам быстрее адаптироваться к новой среде.  

Опыт работы в данном направлении убедительно доказал, что кинетический песок можно использовать как отдельную методику, а можно сочетать с другими методами.  Применяя данный метод в своей работе, я увидела различные варианты здоровьесберегающего и коррекционно-развивающего воздействия песка.

Конец показа презентации.

Логопед:  - Дети такие удивительные, они каждый день совершают открытия, заставляя нас, взрослых, взглянуть на мир по - иному. Когда перед ребенком появляется что-то новое, первое что начинает делать ребенок - играть. Вот и я, предлагаю вам поиграть.

Логопед:  – Сейчас я предлагаю поиграть в игру с учётом этно-составляющей, идею для которой подсказали мне сами дети, называется она «Путешествие по Туве» и в процессе игры, подумать, какие задачи может решать данная игра в выбранной вами образовательной области.

Игра: «Путешествие по Туве»

Цель: Сформировать исследовательский интерес детей, с помощью моделирования различных форм из песка.

Задачи:

Образовательные – познакомить с разными вариантами   игр с песком;

Развивающие – развитие речи, тактильной чувствительности, творческих способностей и фантазии детей, с помощью самостоятельной деятельности ребят;

Воспитательные – воспитание положительного отношения к своей работе и работе своих товарищей; воспитывать традиции гостеприимства, уважительное отношение к старшим, пробуждать эмоциональную отзывчивость; закреплять культурно-гигиенические навыки.

Ход игры:

Логопед:  – Наша республика Тува славится  гостеприимством, и я приглашаю вас к нам в гости. Для того, чтобы попасть в Туву, нужно преодолеть Саянские горы.

1. Сначала, из большей части песка, сформируем невысокую гору (участникам предлагается собрать ладошками песочную массу и сформировать небольшую горку, а потом пальчиками «прошагать» на воображаемую гору) 

Логопед:  – поднимемся на ее вершину и спустимся с нее, оставляя следы.

2.  А теперь сформируем высокую гору и  так же поднимемся  на  её вершину, остановимся и посмотрим вокруг. (пальчиками «прошагать» до вершины воображаемой горы).

Логопед:  – С такой высоты можно увидеть много интересного, например, чабанскую стоянку с юртой. ( показ и объяснение, как сформировать из песка юрту)

Логопед:  – Юрта-это круглый дом. Чтобы сделать юрту, придавите сверху «вершину горы» ладошкой, а затем прихлопывая ладошками по бокам сформируйте стены, а чтобы сделать вход в юрту, приёмом надавливания сделаем углубление пальцем.  Украсить стены юрты можно тувинским орнаментом с помощью штампов. Вот какая замечательная получилась юрта!

 Логопед: – Как вы думаете, кто может жить в юрте? (ответы участников)

 Логопед: – А в моей юрте живет – семья чабанов. Пока хозяин пасёт скот, хозяйка стряпает тувинское угощение - боорзак, мы тоже постряпаем боорзак. (Сформируем колбаску и стекой разделим её на части, а затем круговыми движениями сформируем шарики, получился боорзак).

Логопед:  – А вот и хозяйка юрты (появляется хозяйка юрты – кукла).

- Экии! Здравствуйте! Я очень рада, что пришли ко мне в гости!

Логопед: – Когда в юрту приходят гости, они высказывают свои благопожелания хозяевам. Чтобы вы хотели им пожелать?  Участники высказываются. В конце игры хозяйка юрты благодарит гостей и дарит им на память тувинские сувениры.

Рефлексия.

Логопед: Вот наше путешествие и подошло к концу. Вам понравилось путешествие? Как вы считаете, какие задачи решаются в этой игре из вашей образовательной области? (Участники делятся своими впечатлениями, ведущий мастер-класса комментирует, дополняет)

Вывод: Я думаю, что убедила вас, что этот песок, действительно, удивительный и волшебный, что его можно использовать в разных образовательных областях и режимных моментах. 

Логопед:  – В заключение, я   хочу поблагодарить вас за участие в моём мастер-классе и подарить вам картотеку игр с песком. Желаю вам, чтобы всё - волшебное, теплое и полезное вы унесли с собой и обязательно поделились этим со своими детьми. Творческих успехов вам и вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для родителей. «Волшебный песок в руках ребенка»

Мастер класс для родителей.«Волшебный песок в руках ребенка»Чудеснее песка нет для детей забавы,Его всегда имеется ...

План-конспект мастер-класса для родителей детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"Волшебный песок"

Представленный мастер-класс ориентирован на родителей детей среднего дошкольного возраста с ятжелыми нарушениями речи, но может быть использован и для воспитанников общеразвивающих групп....

Мастер-класс "ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК"

Мастер-класс для родителей «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»подготовила воспитатель группы №1Чекурова Е.Е.      Цель:Расширить знания родителей о нетрадиционных с...

Мастер-класс для родителей воспитанников 2 младшей группы «Волшебный песок»

Мастер-класс для родителейвоспитанников 2 младшей группы«Волшебный песок»Цель: познакомить родителей с опытно-экспериментальной деятельностью в младшем дошкольном возрасте, раскрыть её зна...

Мастер - класс для родителей воспитанников дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «Волшебный песок»

Цель данного мастер -класса - повышение педагогической  компетентности родителей детей дошкольного возраста  в вопросах использования песочной терапии с детьми в совместной деятельности с де...

Мастер - класс для родителей детей с тяжелыми нарушениями речи "Волшебный песок"

Цель данного мастер - класса: повышение педагогической компетентности родителей детей  с тяжелыми нарушениями речи  в вопросах использования песочной терапии в совместной деятельности с деть...

Мастер – класс «Волшебный песок»

Песочная терапия – возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного во...