СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
статья по логопедии

Корытко Ольга Игоревна

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Этап дошкольного детства – время вхождения ребёнка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему – систему дошкольного воспитания и обучения.

Государственные гарантии Российской Федерации на достойную жизнь и свободное развитие человека без какой-либо дискриминации должны быть обеспечены приведением российских законов в соответствие с требованиями Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной РФ, и разработкой первоочередных мероприятий по ее реализации.  Одним из приоритетных направлений является развитие современных образовательных моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях совместного образования со сверстниками [правительство СПб ком.по обр.распоряж.]. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_dis.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Этап дошкольного детства – время вхождения ребёнка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему – систему дошкольного воспитания и обучения.

Государственные гарантии Российской Федерации на достойную жизнь и свободное развитие человека без какой-либо дискриминации должны быть обеспечены приведением российских законов в соответствие с требованиями Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной РФ, и разработкой первоочередных мероприятий по ее реализации.  Одним из приоритетных направлений является развитие современных образовательных моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях совместного образования со сверстниками [правительство СПб ком.по обр.распоряж.].  

В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

В нашей стране ежегодно рождается 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами. В Ханты-Мансийском автономном округе –Югре, как и в целом по России, неуклонно возрастает численность детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в округе проживают более 8,5 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 0-18, в том числе более 4,5 тысяч детей-инвалидов. В городе Сургуте проживает около 70 тысяч детей, из них – более трех тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья,  в том числе 750 детей-инвалидов [статья СурГПУ].  

Главными задачами современного общества являются нахождение путей решения трудностей социально незащищенных групп населения, а это в свою очередь значит, что необходимо уделять внимание их нуждам и заботам, подлинно гуманно относиться к этим людям, реальными шагами подтверждать, что лица с ограниченными возможностями здоровья могут жить активной, полной жизнью, творить, созидать. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

Дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть включены в общий образовательный процесс, в свою очередь, массовые дошкольные организации должны создать необходимые условия для успешной интеграции детей данной категории. В связи с этим возрастает роль и значение педагога, увеличивается возлагаемая на него ответственность, так как теперь он становится участником процесса интеграции, участником от которого зависит его успех. Педагогу необходимо найти новые пути сотрудничества с командой специалистов, администрации и родителями, для этого необходима модернизация психолого-педагогических кадров: система подготовки, переподготовки и повышение квалификации педагогов.

Социально-педагогические и психологические подходы к проблеме адаптации, позитивной интеграции детей-инвалидов в социальную среду отражены в трудах А.В. Батовой, Д.А. Быковой, Л.Н. Кошелевой, Э.И. Леонгард, Н.Н. Малофеева, Н.М. Назаровой, Н.Д. Шматко.

Нарушения физического и психического развития влияют непосредственно на ограничение освоения детьми социального опыта, включение в систему общественных отношений, обучение.  

Разработка новых специальных программ, создание специальных условий в рамках существующей системы обучения, обеспечение качественным оказанием коррекционной, психологической помощи – будет являться шагом для создания эффективной модели интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников.

К категории "ребенок-инвалид" относятся дети в возрасте до 18 лет, имеющие "значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дизадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению.

В детском возрасте "инвалидность" можно определить, как состояние стойкой социальной дизадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем, возникает необходимость в социально-психологическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Современные дошкольные образовательные учреждения остро нуждаются в поддержке и развитии системы социально-психологического сопровождения дошкольников и их родителей.

Семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья, необходима комплексная психологическая помощь. Социально-психологическое сопровождение в условиях ДОУ для таких семей очень значимо. Оно предусматривает большую просветительскую деятельность, направленную на повышение психологической культуры всех участников образовательного процесса, на формирование социально развитой личности. Совместная работа администрации ДОУ, воспитателей, педагога-психолога, родителей дает возможность воспитать личность, соответствующую требованиям современного общества.

Социально-психологическая служба ДОУ, должна стать связующим звеном между дошкольниками, их родителями, педагогами и администрацией, а если рассматривать более глобально, то между семьей, образовательной организацией и в некоторой степени и государством. Работа по социально-психологическому сопровождению должна начинаться с первых дней пребывания ребенка в ДОУ.

Целью работы социально-психологического сопровождения является получение ребенком комплексной помощи специалистов ДОУ, направленной на индивидуальное развитие для успешной адаптации, реабилитации ребенка в обществе; социально-психологическое содействие семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Перед педагогами ставится решение следующих задач:

- своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

- анализ детско-родительских отношений семей воспитанников;

- создание комфортной предметно-развивающей среды для творческого развития детей и компенсации имеющихся недостатков;

- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-психологической комиссии).

Работа с детьми и их родителями должна строиться на следующих принципах:

  1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
  2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе.
  3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога, дефектолога, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, родителей.
  4. Принцип деятельностного подхода –психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

Наиболее эффективными методами и формами работы с детьми, по-нашему мнению, являются:

  • Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа.
  • Игротерапия – занятия могут быть организованы незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.
  • Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна.
  • Песочная терапия – занятия проводятся с применением центром песка и воды.
  • Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.
  • Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве.

Методы и формы работы с родителями:

  • Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей ребенка с ОВЗ. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для вас.
  • Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалиста.
  • Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные навыки на практике.
  • Проведение совместных праздников – где родитель может видеть достижения своего ребенка.
  • Консультативный пункт – информативная помощь и рекомендации специалистов ДОУ родителям и детям, не посещающим дошкольное учреждение.

Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогами-дефектологами, психологами, социальными работниками и социальными педагогами, включенными в систему сопровождения,  расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания.

Реализация интегрированного образования остро необходима, так как является гуманистической альтернативой специальному (коррекционному) обучению. Такой интегративный подход будет способствовать соблюдению прав детей с ограниченными возможностями здоровья на человеческое достоинство и равноправие в получении образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все ее сферы диктует, нам, педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспи...

Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.

В презентации освещены цель, задачи и направления психологического сопровождения детей с ОВЗ в ДОО в рамках введения ФГОС ДО....

Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях.

Данное пособие содержит методические рекомендации по  организации  интегрированного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, осуществлению психолого-медико-педагогического сопров...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Методические рекомендации

В методических рекомендациях представлены нормативные и методические основания разработки адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возрас...

Перечень нормативных правовых актов по вопросам организации образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации (Свердловская область)

В документе представлен перечень нормативных правовых актов федерального и регионального уровней по вопросам организации образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья...