Проект "Использование дыхательной гимнастики для профилактики фонематических нарушений речи у дошкольников"
проект по логопедии (подготовительная группа)

Савина Екатерина Александровна

Использование дыхательной гимнастики для профилактики фонематических нарушений речи у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение МКДОУ «Детский сад №162»

Паспорт проекта

«Использование дыхательных упражнений для профилактики фонематических нарушений у детей»

Выполнила: учитель – логопед

 Савина Екатерина Александровна

Сухиничи, 2019г.

Актуальность
Многие дети, занимающиеся на логопедической группе, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.

Цель дыхательных упражнений: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.

Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба.

Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя — в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата) звучать по-разному: «м, мь», «н, нь» — при прохождении воздуха через носовую полость; «б, бь», «д, дь» — при выходе воздушной струи через рот. При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя.

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения.

Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.

Образовательная область – «Речевое развитие».

Тип проекта – игровой.

По числу участников – подгрупповой.

По времени продолжения – долгосрочный.

Участники   проекта: дети логопедической группы, воспитатели   группы, учитель-логопед, родители.

Цель: формирование у детей умения управлять органами дыхания, развитие диафрагмального дыхания.

Задачи:

  1. Развитие дифференцированного речевого и ротового выдоха у детей.
  2. Развитие сильного, плавного, направленного выдоха без участия речи.
  3. Развитие сильного плавного выдоха:
  • на материале гласных звуков,
  • на материале согласных звуков
  • на материале слогов, слов
  • на материале предложений и фраз.
  1. Формирование и закрепление диафрагмального дыхания

Ожидаемый результат: дети научатся правильному дыханию при речи, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.

Этапы реализации проекта

№ п/п

Мероприятия

Сроки

1 этап Организационный

1.

Изучение литературы по вопросу развития речевого

дыхания

сентябрь

2.

Составление перспективного плана работы над дыханием.

октябрь

3.

Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания

октябрь

2этап Практический

Работа с детьми:

1.

Выработка длительного плавного выдоха,

Дифференциация ротового и носового выдоха

октябрь

2.

Выработка глубокого вдоха

ноябрь

3.

Формирование физиологического дыхания, развитие его силы

декабрь

4.

Развитие силы голоса и речевого дыхания

январь

5.

Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков

февраль, март

6.

Закрепление диафрагмального дыхания на материале слогов, слов и предложений

апрель, май

Работа с родителями:

1.

Консультация тренинг «Развитие речевого дыхания детей – дошкольников»

ноябрь

2.

Индивидуальные консультации  для родителей

В течение года

3.

Оформление памятки для родителей

«Упражнения для развития речевого дыхания»

февраль

4.

Консультация «Речевое дыхание – энергетическая основа речи»

март

3 этап Итоговый

1.

Разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания

В течении года

Месяц

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания

сентябрь

«Сдуй жука, бабочку с цветка»

«Подуй на бабочку»

 октябрь

 «Подуй на листочки»

«Ветерок»

«В лесу»

ноябрь

 «Подуй   на   облака»

«Подуй на листья»

«Улетай тучка»

декабрь

 

 «Подуем на пушинку»

январь

 

«Подуй на снежинку»

«Погреем ручки»

февраль

«Подуй на вертушку»

«Забей гол»

«Снег идёт!»

«Вьюга»

март

«Подуй на чай»

 «Чья птичка дальше улетит»

апрель

«Насос»

«Змейка»

май

 «Забей мяч в ворота»

«Чья птичка дальше улетит»

Вывод:

Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по теме "Игра как средство по преодолению фонетико-фонематических нарушений речи у дошкольников"

Умение сосредоточится на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из...

Дыхательная гимнастика для детей с нарушением речи

Предлагаю Вашему вниманию, комплекс дыхательной гимнастики для детей с нарушением речи. Данный материал будет полезен учителям - логопедам и воспитателям детских садов....

Особенности развития произносительной речи дошкольников с фонетико-фонематическим нарушением речи

Особенности развития произносительной речи дошкольников с фонетико-фонематическим нарушением речи У всех детей с фонетико-фонетическим нарушением речи отмечаетсязапоздалое речевое развитие, так п...

Проект «Веселый ветерок » Тема: «Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей старшей группы, занимающихся на логопункте».

Актуальность. Дети с тяжелыми нарушениями речи плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством нарушений звукопроизношения. Как известно произношение звуков тесно связано ...

Сообщение к педсовету из опыта работы на тему: «Дыхательная гимнастика – средство профилактики заболеваний верхних дыхательных путей у дошкольников»

Сообщение к педсовету из опыта работына тему:«Дыхательная гимнастика – средство профилактики заболеваний верхних дыхательных путей у дошкольников»...

Дыхательная гимнастика для детей с нарушениями речи

В старшем дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию речевого дыхания. Это связано с тем, что в речи ребенка появляются более сложные конструкции предложений, при произнесении которы...

Коррекция фонетико-фонематического нарушения речи у дошкольников

Материал для родителей дошкольников рассказывает о структуре фонетико-фонематического недоразвития речи у детей и путях его преодоления....