Сотрудничество логопеда и родителей в ДОУ при подготовке к школе детей с нарушениями речи
статья по логопедии

Черкашина Марина Петровна

     Миссией дошкольного учреждения в современных условиях  является включение родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных равноответственных партнеров, чтобы подготовить детей к школе, но на протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_cherkashina_m.p.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

 Черкашина М.П.,

Учитель-логопед МБДОУ с. Белый Яр.

 

Сотрудничество логопеда и родителей в ДОУ
при подготовке к школе детей с нарушениями речи

   Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Вместе с тем это время, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов.

   Известный чешский педагог Я. А. Коменский (1592 -1670) был одним из первых, который разработал стройную теорию совместного с семьёй воспитания и обучения детей. Рассматривая её как первую и важнейшую часть процесса становления и развития личности ребёнка, он предлагал для детей от рождения до шести лет своеобразную систему обучения и воспитания под руководством матери «Материнская школа».

Основные тезисы Коменского выдержали и испытания временем. Практика свидетельствовала, что мать, глубоко понимая своего ребёнка, зная особенности его характера, под руководством педагога может лучше развить способности ребёнка, чем педагог в системе коллективного воспитания без участия матери.

    В 20-е г.г. XX столетия П.П. Блонский (1884-1941) писал, что вся суть и важность этой проблемы состоит не в механическом сочетании деятельности родителей и общества в формировании личности ребёнка, а в их тесном союзе и взаимодействии. Он подчёркивал, что социальная среда, окружающая ребёнка и, в первую очередь, семья оказывает большое влияние  на воспитание ребёнка, поэтому для результативности этого процесса необходимы совместные усилия общества и семьи.

     Миссией дошкольного учреждения в современных условиях  является включение родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных равноответственных партнеров, чтобы подготовить детей к школе, но на протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей. Однако дошкольник не эстафета, которую семья передаёт в руки педагогов. Здесь должен быть исключён    принцип параллельности, а должно быть взаимодействие двух сторон, так как без квалифицированной помощи специалистов семье обойтись сложно, особенно при подготовке ребенка  к школе, если у него существуют проблемы в общении, связанные с нарушениями речевого развития. Такой малыш нуждается   в особом коррекционном подходе.

      Однако существует ситуация, когда родители не слышат недостатков речи своих детей, или слышат их, но не придают этому серьёзного значения, полагая, что с возрастом дефекты речи «исчезнут» сами собой. Между тем благоприятное для коррекционной работы время проходит, а речевые дефекты остаются. Ребёнок из детского сада уходит в школу, и эти недостатки начинают приносить ему не мало огорчений. Для этого необходима   совместная, своевременная и квалифицированная помощь.

   Совместная работа родителей и педагогов будет иметь положительное влияние, если она носит партнёрский характер. В этой работе надо стремиться  к обеспечению индивидуального подхода к каждому ребёнку, чтобы ни один из них не оказался исключённым из этого процесса.

     Логопедов, как и всех педагогов, волнуют вопросы: какие  формы взаимодействия с родителями  наиболее эффективны и каковы пути их реализации? Поскольку   нарушения речи отражаются на психическом развитии ребёнка, на формировании его личности и поведения, родители, которые  могут оценить своих детей, услышать их ошибки,       должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу.

Для этого родителям предлагается анкета, чтобы ответить на ее вопросы, они должны не только прислушаться к речи своего ребёнка, но и подумать, что именно он произносит неправильно (звуки, слова или фразы) и как произносит, т. е. характер нарушения звукопроизношения.

    Полученные анкетные данные говорят о готовности родителей вести работу с ребёнком по преодолению речевых  нарушений в сотрудничестве с логопедом детского сада, предупреждая  вторичные  трудности в школьном обучении.

    По результатам анкетирования родителей и диагностики детей планируется

 еженедельная групповая  и  индивидуальная работа с  ними.

     Индивидуальная и групповая формы работы с родителями в ДОУ проводится

согласно психолого-педагогической классификации Р.Е. Левиной.

     Особую группу в индивидуальной форме работы составляют родители, дети, которых

имеют ОНР, сочетающееся с клиническим проявлением дизартрии, ринолалии алалии

или является их следствием.

     Индивидуальная работа с этой группой родителей более продолжительная и в

 условиях детского сада проводится традиционно.

   Групповая форма работы   проводится в ДОУ с целью обучения родителей   грамотно   участвовать в процессе комплексной коррекции дефекта, при совместном выполнении с детьми домашних заданий.

    Еженедельная работа с родителями начинается с консультаций по организации выполнения домашних заданий с детьми. Каждому родителю предлагается «Памятка по организации выполнения домашнего задания», которую он может поместить в удобном для себя месте и регулярно пользоваться ею.

Выполнение домашних заданий помогает ребёнку и родителям проявить совместное творчество, подчеркнуть свою индивидуальность, подготовиться  к школе. Родители на еженедельных групповых консультациях («Родительский огонёк») получают теоретические знания в доступной игровой форме – как на занятиях, проводимых с детьми, и выполняют практические задания с применением наглядного раздаточного материала.

    Cодержание домашних заданий отражает коррекционные задачи плана коррекционного развития детей, а именно:

  • выработать у детей навык продуктивной учебной деятельности;
  • устранить фонетико-фонематическую недостаточность;
  • сформировать навыки звукового анализа и синтеза, а затем послогового чтения;
  • развивать лексический запас и грамматический строй речи;
  • развивать связную речь;
  • предупредить нарушение письма и чтения, вероятность которых особенно велика у детей с нарушением речевого развития.

     Каждое домашнее задание  даётся на закрепление пройденного звука и буквы, умение пользоваться грамматическими категориями. Обязательные задания на развитие связной речи, которая и в подготовительной группе остаётся несовершенной. Задания выполняются по рисунку, который ребёнок получает каждую неделю. В старшей группе подбираются рисунки по лексическим темам, даётся образец составления рассказа.

Ребёнок вместе с родителями должен закончить этот рассказ, выучить и уметь рассказать детям. Позднее полученные рисунки не соответствуют лексическим темам. На них изображены персонажи или сюжеты известных сказок, но дети вместе с родителями должны придумать свою сказку или рассказ о них. Выполняя задания по рисункам и активно используя помощь родителей, ребёнок закрепляет правильное  звукопроизношение, обогащает словарный запас, закрепляет лексико-грамматический строй речи, отрабатывает навык составления творческого рассказа с элементами фантазии, совершенствует словесно-логическое мышление, внимание, память.

   Например, в старшей группе сами ребята с удовольствием организуют выставку домашних рисунков, а за рассказанное стихотворение каждый получает лепесток ромашки, цветок которого «распускается» на его шкафчике для одежды. Благодаря такому тесному сотрудничеству логопеда и родителей удаётся добиться самого главного – хороших результатов в развитии речи и психических процессов у детей с   нарушением речевого развития.

     К выпуску ребёнка из ДОУ из рисунков собирается альбом. Обложка его красочно оформляется. Подписывается «Мои сказки», указывается автор и соавтор (Ф., И, ребёнка и родителей).

    Детям очень нравится работать с рисунками. Они горды тем, что сказки и рассказы они сочинили вместе с родителями и являются маленькими «писателями-сочинителями». Свои сказки они могут читать своим друзьям, а когда вырастут, то своим детям и внукам. А главное, что такого второго «произведения» нет.

 Библиографический список

1. Государственный стандарт дошкольного образования.

2. Бабаева Т.И. Творческое сотрудничество детского сада и семьи. – СПб.

3. Монахова Т.В. Преемственность в речевой работе детского сада и семьи.

 //Логопед, 2006 №5.

4.Суслова Т.Н. Сотрудничество логопеда и родителей при коррекции речевого развития

       детей // Поиск, 2003 №2.  

 5.Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом

     1.-М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2005.

 6. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи: Методическое пособие. – СПб., 1999.

 7. Шашкина Г.Р., Зернова Л. П., Зимина И.А., Логопедическая работа с дошкольниками. –

     М.: Издательский центр «Академия», 2003.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воображения при подготовке к школе детей с нарушением зрения

О роли развития   воображения у  дошкольников, т.к. без развитого воображения ребенку будет трудно осваивать школьную программу, адаптироваться в социуме....

Роль воображения при подготовке к школе детей с нарушением зрения

О роли воображения при подготовке  к  школе...

Мастер - класс учителя – логопеда. Тема: «Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте детей с нарушением речи».

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие навыков звукового ана...

Система коррекционно-педагогической подготовки к обучению в школе детей с нарушениями речи

Система  коррекционно-педагогической   подготовки к обучению в школе детей с нарушениями речи...

Подготовка к школе детей с нарушениями речи

Материал подготовлен по книге Ефименковой "Коррекция устной и письменной речи у младших школьников"...

Календарно-тематическое планирование взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателя в подготовительной к школе детей с нарушениями речи.

Чтобы работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи была эффективной, необходима тесная связь между специалистами. Тематическое планирование помогает осуществлять взаимосвязь в работе с детьми учителя -...