Занятие по лексической теме "Зима"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Пачкова Лариса Александровна

Занятие в подготовительной группе по Н.Нищевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ines.docx40.02 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕКАБРЬ, 1 неделя

Занятие 1

Тема «Зима»

Коррекционно-образовательные задачи: Обобщение представлений о зиме и типичных явлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме. Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображённом на картине. Совершенствование синтаксической стороны (составление предложений с противопоставлением). Совершенствование навыка слогового анализа слов.                                                                      

Коррекционно-развивающие  задачи: Развитие связной речи, фонематических представлений, тонкой и общей моторики, творческого воображения.

Оборудование: Запись “Звуки природы”, репродукция картины И. Грабаря ”Зимний вечер”, И. Шишкин “Зима”, снежинки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

На доске репродукции картин И. Грабаря «Зимний вечер», И. Шишкина «Зима». Звучит запись вьюги и шума ветра.

 На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца горит

Разноцветным огнём

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из под чёрных кудрей...

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям

                   (И. Никитин)

Сегодня мы с вами начнём разговор о зиме, которая уже вступила в свои права. Вы вспомните всё, что знаете об этом времени года и его приметах. А сейчас скажите, какие звуки вы услышали, когда вошли ко мне в кабинет?

(Шум ветра, вой вьюги)

Какая вьюга? (Холодная, злая, колючая)

Какой ветер? (Зимний, студёный, злой)

2.Упражнение « Сравни и расскажи»                                                    

Снег и лёд - их появление связано с появлением зимы. Сравните их и расскажите об этом. (Снег мягкий, а лёд твёрдый, Снег пушистый, а лёд гладкий, снег белый, а лёд прозрачный, снег тает быстрее, а лёд медленнее) Молодцы!                             

3. Беседа о зиме и её приметах.

Расскажите, что происходит в природе с наступлением зимы.

Перед вами стоят репродукции картин. На первой картине изображена банька на околице деревни, а на второй уголок ельника. Рассмотрите картины, это поможет вам ответить на мои вопросы.

Какое время года наступило? (Наступила холодная зима)

Что лежит на земле и деревьях? (На земле и деревьях лежит пушистый снег)

Какие деревья зимой? (Деревья стоят голые, тёмные и кажутся замёрзшими)

Какое небо?(Небо высокое и ясное) Какой воздух? (Воздух морозный и чистый.)

Слышится ли что-то в лесу? (В лесу тишина, только слышно как осыпается снег с веток, да стучит по стволу дерева дятел.)

4. Игра с мячом «Какой лес?»

На картине Шишкина изображён ельник - лес из елей. Давайте вспомним, как называют лес из других пород деревьев.

Лес из осин, осиновый лес -    (осинник).

Лес из ольхи, ольховый лес -   (ольшаник).

Лес из берёз, берёзовая роща -  (березняк).

Лес из дубов, дубовая роща -     (дубрава).

Лес из сосен, сосновый бор -     (сосняк).

  1. Сообщение плана рассказа логопедом.

А сейчас вы составите рассказ по картине «Зимний вечер» и «Зима»            используйте такой план:

* Что изображено на картине?

* Какое время года наступило?

* Что лежит на земле и деревьях?

* Какие деревья зимой?

* Какое небо?

* Какой воздух?

* Слышите ли вы что-то в лесу?

6. Составление рассказа по картине детьми.

 На картине «Зима» нарисован уголок зимнего леса. Мы видим густой ельник, покрытый снегом. Снег лежит на земле, на поваленных деревьях, на старых елях и молодых ёлочках. Снег белый, чистый и пушистый. В глубине леса - светлая поляна. Над ней высокое морозное небо. Воздух в лесу чистый и морозный. На ветке старой ели сидит одинокий клёст. Стоит тишина.

На второй картине изображена околица деревни зимним вечером. Возле забора под берёзами стоит старая банька. И земля и крыша баньки, и стога сена вдали покрыты снегом. Снег кажется голубым и очень холодным. Садится солнце, и небо вдалеке розоватое. Видно, что это морозный вечер. За банькой и вдалеке на холмах чернеет лес.

7. Упражнение «Раздели на слоги»

Вы разглядели на картине «Зима» одинокого клеста, а каких ещё зимующих птиц вы знаете? (Сова, ворона, воробей, синица, щегол, снегирь, свиристель, дятел). Вы вспомнили много названий зимующих птиц. А теперь разделите их на слоги. (Сне-гирь - в этом слове два слога...)

  1.  Упражнение «Что изменилось?»

Посмотрите на птиц возле кормушки и запомните кто, где находится.

Закройте глаза, а я уберу одну птичку. Кого не стало? (…)

9. Работа в тетради.

10. Упражнение  «Волшебные снежинки»

  В окно влетают снежинки с сюжетными картинками, по которым надо составить предложения.

(- Вот и зима.

- Везде снег.

- На дубе сидит сова.

- А под дубом снеговик.)

11. Окончание занятия. Оценка работы детей.

Что вам понравилось на занятии?

ДЕКАБРЬ, 1 неделя

Занятие 2

Тема «Зима»

Коррекционно-образовательные задачи: Активизация и актуализация словаря по теме. Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображённом на ней. Совершенствование  навыка звукового анализа. Совершенствование навыка пересказа.

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие связной речи, фонематических представлений, артикуляционной, тонкой и общей моторики, логического мышления, речевого слуха, общих речевых навыков.

Оборудование: Доска, запись П. Чайковского ”Зимнее утро” из детского альбома с записью звуков зимнего леса, картина И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца», рассказ Д. Зуева “Зимний лес”, мнемотаблица к рассказу, веточки в растворе поваренной соли, сюжетные картинки, фишки.

Ход занятия.

  1.  Организационный момент.

Слушание отрывка из пьесы П. Чайковского «Зимнее утро».

Сегодня мы свами продолжим разговор о зиме. Вы расскажите мне всё, что знаете об этом времени года. Мы рассмотрим картину И. Грабаря «Сказка инея и восхищённого солнца», будем пересказывать рассказ «Зимний лес». Вы услышали музыку войдя в кабинет, каким стало ваше настроение?

  1.  Рассказывание стихов русских поэтов о зимней природе.

Мы с вами много стихов русских поэтов о зиме. Послушайте стихи, которые созвучны по настроению картине «Зимнее утро»

                 Вот север тучи нагоняя,

                 Дохнул, завыл – и вот сама

                 Идет волшебница зима.

                 Пришла, рассыпалась; клоками

                 Повисла на суках дубов;

                 Легла волнистыми коврами

                 Среди полей, вокруг холмов;

                 Брега с недвижною рекою

                 Сравняла пухлой пеленою;

                 Блеснул мороз. И рады мы

                 Проказам матушки зимы.

                             (А. Пушкин)

Чародейкою зимой

Околдован лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

                            (Ф. Тютчев)

Мама глянь-ка из окошка –

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело –

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешен иней…

                                 (А. Фет)

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылся снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

                               (С. Есенин)

  1.  Рассматривание картины «Сказка инея и восходящего солнца»

Что изобразил художник на картине. Опишите деревья, землю, небо.

(Художник нарисовал зимний берёзовый лес, белоствольные берёзы стоят, опушенные инеем. На земле лежит снег. Небо ясное, чистое, высокое. Видно, что это морозный день.)

Какие тона предпочитают на картине и почему? (Картина написана в светлых тонах- здесь белый, розовый, голубой и нежно сиреневый цвет)

Мы наблюдали за тем, что снег никогда не бывает чисто белым. Его цвет зависит от освещения. Цвет снега может меняться, если солнышко спряталось за тучу или выглянуло из-за туч. Расскажите, какой снег вы видели ( Я видел серебристый снег утром. Я видела белый снег с голубыми тенями. Днём снег был золотистым. А на восходе снег кажется розовым. А вечером снег кажется синим)

На картине Игоря Грабаря снег тоже не белый, на нём играют оттенки всех цветов от голубого до розового.

Как еще можно охарактеризовать снег, изображённый на картине? Какой снег? (Рыхлый, мягкий, холодный, блестящий) Что вы можете сказать о берёзках? ( Белоствольные, заснеженные, с розоватыми ветками) Представьте, что мы оказались на поляне перед берёзками. Что мы увидим, что мы услышим, почувствуем в зимнем лесу? Послушайте звуки зимнего леса и подумайте. Расскажите о своих ощущениях. (Воздух в зимнем лесу свежий и холодный. Щёки пощипывает мороз. Глаза слепит от снега и инея. В лесу тихо, только где-то далеко стучит дятел.)

А ветер есть? (В лесу тихо и безветренно) Правильно, ветра нет, поэтому иней не осыпается с веток. Какое у нас настроение при рассматривании картины?  

(Радостное, на картину приятно смотреть)

  1. Чтение рассказа Д. Зуева «Зимний лес»

А теперь я прочитаю вам рассказ, который по настроению созвучен картине.

Пробушевала метель — и волшебно преобразился лес. Все стихло. Стоит завороженный чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кольчуге. Синичка сядет, а ветка не дрогнет.

На поляне особняком красуются крохотные елочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь, как пригожи!

Вьюга посеребрила пышную прическу стройных сосен. Снизу — ни сучка, а на макушке — пышная снежная шапка.

Ясная береза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежно-розовой тонкой берестой.

Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне. Глубок зимний сон природы. Сверкает снег, вспыхивают и гаснут искры-блестки. Хорош лес в зимнем уборе.

5. Беседа по тексту рассказа с использованием мнемотаблицы.

Давайте поговорим о том, что вы сейчас услышали. Таблица поможет вам ответить на мои вопросы. С чего начинается рассказ? Как стало в лесу после метели? (Пробушевала метель и лес преобразился. Стало тихо.)

Что значит преобразился? (Значит стал другим, стал лучше, изменился)

Кого напоминает лес автору? ( Стоит лес, словно витязь в железной кольчуге) О ком дальше говорит автор? (Синичка сядет на ветку, а ветка и не дрогнет) Как описаны в рассказе крохотные ёлочки? (На поляне стоят крохотные ёлочки) Автор говорит, что ёлочки стоят особняком, что это значит?( Значит стоит в стороне, особо.) Ёлочки хороши и пригожи. Как вы понимаете слова пригожи? 

(Очень красивые) О каких деревьях говорится дальше? Какие причёски и стройных сосен? Что у них на макушках? (Вьюга сделала причёски стройным соснам, на макушках у них пышные шапки снега) Автор говорит, что вьюга посеребрила причёски? Что это значит? (Сделала блестящими, серебряными) Как описана в рассказе берёзка? (Берёзка опустила ветки вниз, как косы, а иней их осыпала серебром, на солнце блестит её кора).

Как в рассказе описан глубокий сон зимней природы? ( Деревья, покрытые снежными кружевами, застыли в глубоком сне.)

Что говорит автор о сверкании снега? ( Сверкает снег, вспыхивает блестящими искрами)

Как заканчивается рассказ? (Хорош лес в зимнем уборе)

  1. Повторное чтение рассказа (с опорой на мнемотаблицы).
  2. Пересказ рассказа детьми.

Логопед предлагает детям пересказать текст, используя мнемотаблицу.

  1. Физкультурная пауза «Медведь»

Как на горке снег, снег,             Дети стоят по кругу, в центре сидит «медведь».        

                                                              Дети медленно поднимают руки вверх.

И под горкой – снег, снег.        Медленно приседают, опускают руки.

И на ёлке снег, снег                   Вновь встают и поднимают руки.

И под елкой – снег, снег.          Приседают и опускают руки.

А под горкой спит медведь.      На цыпочках бегут по кругу на носочках. Держат                    

Тише, тише…  Не шуметь!        руки на поясе.       

  1. Упражнение «Составь схему»

Составьте предложение по картинке и сосчитайте слова в этом предложении. Составьте его схему. (Медведь спит в берлоге под снегом.)

10. Окончание занятия.  Оценка работы детей.

Что вам понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое занятие по лексической теме "Игрушки"

Логопедическое занятие в старшей группе...

Подгрупповое занятие по лексической теме "Посуда"

Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ОНР....

Подгрупповое занятие по лексической теме "Обувь"

Занятие для старшей группы, для детей с диагнозом ОНР....

Конспект занятия по лексической теме, для детей 4 – 5 лет .

Недостаточность методических разработок по данному типу дошкольных учреждений вызвала трудности в организации образовательного процесса. Эта проблема подтолкнула нас внести свои коррективы в сис...

Семинар-практикум для воспитателей семейных групп по теме «Проведение тематических занятий воспитателями групп семейного воспитания.» Перспективный план развивающих занятий по лексическим темам.

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько ...

Интегрированное занятие в первой младшей группе Познавательно - исследовательская деятельность. Занятие по лексической теме: «Овощи». Тема: «Знакомство с овощами - огурец, помидор, капуста, перец».

Интегрированное занятие в первой младшей группеПознавательно - исследовательская деятельность.Занятие  по лексической теме: «Овощи».Тема: «Знакомство с овощами - огурец,помидор, капуста, перец»....

Конспекты занятий по лексической теме «Осень» (4 занятия)

Конспекты  коррекционно-развивающих  занятий  по развитию лексики  у детей  старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)Лексическая тема: «Дары осени -...