Мастер-класс. Артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой.
картотека по логопедии (подготовительная группа)
Практический материал для логопедов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_s_funktsionalnoy_nagruzkoy.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой
( 20 упражнений).
Дети, имеющие тяжелые речевые нарушения (дизартрия, алалия, заикание) нуждаются длительной логопедической помощи. Эмоциональная поддержка, постепенное увеличение нагрузки и стимуляция мышц артикуляционного аппарата помогут восстановлению речи. На своих занятиях использую артикуляционную гимнастику с функциональной нагрузкой.
Артикуляционная гимнастика является главным составным компонентом логопедических занятий по звукопроизношению. Важно зафиксировать внимание ребенка на выполнении упражнения, выработать умение удержать артикуляционную позу. Для этого достаточно несколько секунд, в течении которых артикуляционные мышцы получают нагрузку. Я использую на занятиях артикуляционную гимнастику с функциональной нагрузкой.
Дети выполняют упражнения под счет логопеда и эмоциональное сопровождение, одновременно подбадривая успешными результатами.
1.«Забор»
Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы.
Рекомендации: перед зеркалом максимально растянуть губы, зубы в исходном положении. Между зубами расстояние 2-3 мм. Удерживаем 6 секунд. Вернуться в исходное положение.
2. « Окно»
Цель: уметь удержать открытый рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.
Рекомендации: из положения «забор» медленно открыть рот, зубы должны быть видны.
3.«Мост»
Цель: выработать нижнее положение языка (плоское) для вызывания свистящих звуков.
Рекомендации: из положения «забор» - «окно» положить язык на дно полости рта у нижних резцов. Следить, чтобы язык не бугрился, не поднимался выше коренных резцов ( механическая помощь – произношение [а] ).
4. «Парус»
Цель: подготовить верхний подъём языка к альвеолам.
Рекомендации: «забор»-«окно»-«мост», поднять язык вверх к альвеолам ( [д] про себя).
5. «Труба»
Цель: выработать максимальное напряжение круговой мышцы губ.
Рекомендации: из положения «забор», рука под подбородком, губы вытянуты вперёд, «в пучок».
6.Чередование «забор» - «труба».
Цель: добиться ритмичного переключения с одной артикуляции на другую, точности выполнения. Из положения «забор» - «труба» - «забор». 4-6 переключений.
7. «Лопата»
Цель: выработать широкое положение языка, что необходимо для постановки шипящих звуков. Добиться длительного удержания языка в покое. «Забор» - «окно» - «мост» - широкий язык на нижней губе. Следить: верхние зубы видны, язык в покое. Можно использовать шпатель. Следить: верхние зубы видны, рот открыт, не морщить нос.
8. «Лопата копает»
Цель: подготовить артикуляцию «чашечка» для шипящих звуков. После упражнений «забор»- «окно» - «мост»-«лопата копает», поднять язык кверху.
9. «Вкусное варенье»
Цель: удержать язык в форме чашечки на верхней губе и выполнить движение сверху вниз.
«Забор»- «окно» - «мост» - «лопата копает» и поднять язык к верхней губе, нижняя обнажает зубы. Следить: язык прикрепляется широким. Не убирать язык в полость рта. Язык в форме « чашечки».
10. «Теплый ветер»
Цель: вызывание шипящих звуков. Из «вкусного варенья» спрятать язык за зубы под альвеолы. Рука у подбородка, попросить подуть на язык.
Если не удается, то вводятся упражнения
11. «Качели»
12. «Маляр»
13. «Фокус»
14. «Лошадь цокает»
Цель: Выработать дифференцированные движения кончиком языка у альвеол. Рекомендации: последовательно выполнить «забор» - «окно» - «мост» - «парус», Рукой удержать нижнюю челюсть и попросить ребенка поцокать языком.
15. «Молоток»
Цель: подготовить артикуляцию для звука [р].
Готовить вибрацию кончика языка из положения «парус», постучать по альвеолам т; д. Следить, чтобы не было утечки воздуха в нос, удерживать нижний подбородок.
16. «Дятел»
Цель: формировать вибрацию кончика языка у альвеол. Из положения «парус» - «молоток», серия ударов д - д - д.
17. «Пулемет»
Цель: вызвать по подражанию [р]. Рекомендации: при выполнении упражнения попросить ребенка сильно подуть на кончик языка. Желательно удерживать подбородок.
18. «Холодный ветер»
Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать правильную воздушную струю по средней линии языка. Из положения «мост» вернуться к положению «забор», подуть на язык с-с-с. Если не получается, то использовать зонды-заменители.
19. «Пароход»
Цель: подготовить артикуляцию для звука [л]. Из положения «мост» - «лопата» - «забор» потянуть ы-ы-ы.
20. «Пароход гудит»
Цель: по подражанию вызвать звук [л]. «Пароход» - открыть рот [а] (межзубно [ла]).
Во время логопедических занятий, я предлагаю детям сделать паузу, проглотить слюну. Эмоциональное сопровождение и постепенное увеличение нагрузки под счет логопеда способствуют увеличению мышечной нагрузки, удержанию артикуляционной позы, постепенному формированию артикуляционных укладов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Мастер-класс "Артикуляционная гимнастика"
Мастер-класс о важности проведения артикуляционной гимнастики....
Мастер-класс"Артикуляционная гимнастика у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения"
Артикуляционная гимнастика - совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений орнанов, принимающих участ...
Мастер - класс "Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников"
В помощь воспитателям детских садов "Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников"...
Нетрадиционные формы работы с родителями МДОУ мастер-класс "Артикуляционная гимнастика"
МДОУ ИРМО "Детский сад комбинированного вида в ЖК "Луговое"" 28.11.2018 г. в музыкальном зале был проведен учителем логопедом мастер-класс: Нетрадиционные формы с родителями МДОУ ...
Мастер -класс "Артикуляционная гимнастика, как основа правильного звукопроизношения"
Материал представлен в виде презентации, которую можно использовать в работе с родителями, так и для педагогов. В ней описаны цели артикуляционной гимнастики, для чего она нужна, правила проведения. Т...
Мастер-класс "Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя"
Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольног...