Мастер-класс. Артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой.
картотека по логопедии (подготовительная группа)

Хрусталева Любовь Леонидовна

Практический материал для логопедов и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой

( 20 упражнений).

        Дети, имеющие тяжелые речевые нарушения (дизартрия, алалия, заикание) нуждаются длительной логопедической помощи. Эмоциональная поддержка, постепенное увеличение нагрузки и стимуляция мышц артикуляционного аппарата помогут восстановлению речи. На своих занятиях использую артикуляционную гимнастику с функциональной нагрузкой.

        Артикуляционная гимнастика является главным составным компонентом логопедических занятий по звукопроизношению. Важно зафиксировать внимание ребенка на выполнении упражнения, выработать умение удержать артикуляционную позу. Для этого достаточно несколько секунд, в течении которых артикуляционные мышцы получают нагрузку. Я использую на занятиях артикуляционную гимнастику с функциональной нагрузкой.

        Дети выполняют упражнения под счет логопеда и эмоциональное сопровождение, одновременно подбадривая успешными результатами.

 1.«Забор»

 Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы.

  Рекомендации: перед зеркалом максимально растянуть губы, зубы в исходном положении. Между зубами расстояние 2-3 мм. Удерживаем 6 секунд. Вернуться в исходное положение.

 2. « Окно»

  Цель: уметь удержать открытый рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.

  Рекомендации: из положения «забор» медленно открыть рот, зубы должны быть видны.

3.«Мост»

  Цель: выработать нижнее положение языка (плоское) для вызывания свистящих звуков.

 Рекомендации: из положения «забор» - «окно» положить язык на дно полости рта у нижних резцов. Следить, чтобы язык не бугрился, не поднимался выше коренных резцов ( механическая помощь – произношение [а] ).

 4. «Парус»

Цель: подготовить верхний подъём языка к альвеолам.

Рекомендации: «забор»-«окно»-«мост», поднять язык вверх к альвеолам ( [д] про себя).

5. «Труба»

Цель: выработать максимальное напряжение круговой мышцы губ.

Рекомендации: из положения «забор», рука под подбородком, губы вытянуты вперёд, «в пучок».

6.Чередование «забор» - «труба».

Цель: добиться ритмичного переключения с одной артикуляции на другую, точности выполнения. Из положения «забор» - «труба» - «забор». 4-6 переключений.

7. «Лопата»

 Цель: выработать широкое положение языка, что необходимо для постановки шипящих звуков. Добиться длительного удержания языка в покое. «Забор» - «окно» - «мост» - широкий язык на нижней губе. Следить: верхние зубы видны, язык в покое. Можно использовать шпатель. Следить: верхние зубы видны, рот открыт, не морщить нос.

 8. «Лопата копает»

 Цель: подготовить артикуляцию «чашечка» для шипящих звуков. После упражнений «забор»- «окно» - «мост»-«лопата копает», поднять язык кверху.

 9. «Вкусное варенье»

 Цель: удержать язык в форме чашечки на верхней губе и выполнить движение сверху вниз.

 «Забор»- «окно» - «мост» - «лопата копает» и поднять язык к верхней губе, нижняя обнажает зубы. Следить: язык прикрепляется широким. Не убирать язык в полость рта. Язык в форме « чашечки».

 10. «Теплый ветер»

 Цель: вызывание шипящих  звуков. Из «вкусного варенья» спрятать язык за зубы под альвеолы. Рука у подбородка, попросить подуть на язык.

 Если не удается, то вводятся упражнения

 11. «Качели»

 12. «Маляр»

 13. «Фокус»

 14. «Лошадь цокает»

 Цель: Выработать дифференцированные движения кончиком языка у   альвеол. Рекомендации: последовательно выполнить «забор» - «окно» -   «мост» - «парус», Рукой удержать нижнюю челюсть и попросить ребенка поцокать языком.

 15. «Молоток»

 Цель: подготовить артикуляцию для звука [р].

 Готовить вибрацию кончика языка из положения «парус», постучать по альвеолам  т; д. Следить, чтобы не было утечки воздуха в нос, удерживать нижний подбородок.

 16. «Дятел»

 Цель: формировать вибрацию кончика языка у альвеол. Из положения «парус» -  «молоток», серия ударов д - д - д.

 17. «Пулемет»

 Цель: вызвать по подражанию [р]. Рекомендации: при выполнении упражнения попросить ребенка сильно подуть на кончик языка. Желательно удерживать подбородок.

 18. «Холодный ветер»

 Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать правильную воздушную струю по средней линии языка. Из положения «мост» вернуться к положению «забор», подуть на язык с-с-с. Если не получается, то использовать зонды-заменители.

 19. «Пароход»

 Цель: подготовить артикуляцию для звука [л]. Из положения «мост» - «лопата» - «забор» потянуть ы-ы-ы.

 20. «Пароход гудит»

 Цель: по подражанию вызвать звук [л]. «Пароход» - открыть рот [а] (межзубно [ла]).  

Во время логопедических занятий, я предлагаю детям сделать паузу, проглотить слюну. Эмоциональное сопровождение и постепенное увеличение нагрузки под счет логопеда способствуют увеличению мышечной нагрузки, удержанию артикуляционной позы, постепенному формированию артикуляционных укладов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Мастер-класс "Артикуляционная гимнастика"

Мастер-класс о важности проведения артикуляционной гимнастики....

Мастер-класс"Артикуляционная гимнастика у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения"

Артикуляционная гимнастика - совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений орнанов, принимающих участ...

Мастер - класс "Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников"

В помощь воспитателям детских садов  "Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников"...

Нетрадиционные формы работы с родителями МДОУ мастер-класс "Артикуляционная гимнастика"

МДОУ ИРМО "Детский сад комбинированного вида в ЖК "Луговое"" 28.11.2018 г. в музыкальном зале был проведен учителем логопедом мастер-класс: Нетрадиционные формы с родителями МДОУ ...

Мастер -класс "Артикуляционная гимнастика, как основа правильного звукопроизношения"

Материал представлен в виде презентации, которую можно использовать в работе с родителями, так и для педагогов. В ней описаны цели артикуляционной гимнастики, для чего она нужна, правила проведения. Т...

Мастер-класс "Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя"

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольног...