Статические упражнения для развития отдельных компонентов артикуляционного и моторного праксиса.
материал по логопедии
Статические упражнения для развития отдельных компонентов артикуляционного и моторного праксиса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статические упражнения для развития отдельных компонентов артикуляционного и моторного праксиса.
1. «Улыбка».
Тянем губы мы к ушам,
Улыбнемся малышам.
Тянем губы прямо к ушкам,
И сердиться нам не нужно.
Губы в улыбке, зубы видны, все пальцы, кроме больших, рук сцеплены, локти отведены с усилием в стороны.
2. «Заборчик».
Из зубов заборчик строй -
Ровный, белый, не косой.
Губки широко открой,
Чтоб заборчик видеть свой.
Губы в улыбке, верхние зубы прикасаются к нижним; правая рука лежит на левой, шик чтобы кончики пальцев касались локтя противоположной руки.
3. «Лопатка».
Язычок наш как лопатка -
Очень ровный, очень гладкий.
А такой лопаткой
И копать приятно.
Широкий язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт; левая рука согнута, ладонь сжата в кулак, правая - сверху ладонью вверх.
4. «Желобок».
Я послушный язычок
Превращаю в желобок.
Узкий, узкий желобок.
По нему ручей течет.
Язык лежит на нижней губе, кончик -узкий, а боковые края загнуты в желобок; ладони соединены - от кистей до кончиков мизинцев.
5.«Чашечка».
Мы чаек горячий
Будем пить на даче.
Чашечку мы держим
Крепче, крепче, крепче.
Язык удерживает «чашечку»; локоть левой руки на столе, ладонь сжата в кулик, правая - «лежит» на кулаке («чашечка»).
6. «Грибок».
Вырос гриб большой в лесу,
В садик гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять -
Гриб мне надо удержать.
Язык «присасывается» к небу, рот широко открыт, чтобы растянулась уздечка языка; одна рука стоит на столе, ладонь сжата в кулак, вторая - «лежит» на кулаке («шляпка»).
7. «Горка».
Горка длинная у нас!
Мы прокатимся сейчас.
Ты на горке удержись,
Плавно, медленно катись.
Язык выгибается к нижним зубам, нижняя челюсть опущена; ладонь одной руки сжата в кулак (на столе), кисть второй «лежит» на первой, а пальцами касается стола («горка»).
8. «Иголочка».
Я иголку острую
Для шитья готовлю.
Крепко я ее держу,
Никого не уколю.
Рот приоткрыт, кончик языка узкий, губы не касаются языка; Ладонь одной руки сжата в кулак. Пальцы другой собраны в пучок и «воткнуты» в другую руку.
Динамические упражнения для развития отдельных компонентов артикуляционного и моторного праксиса.
1. «Вкусное варенье».
Мы сегодня ели
Вкусное варенье,
А теперь по кругу
Мы оближем губы.
Язык по часовой стрелке облизывает сначала верхнюю, затем нижнюю губу. Ладони движутся по столу сначала в правую сторону (вместе с языком), затем левую.
2. «Качели».
Эх, раз! Еще раз!
Мы качаемся сейчас.
Вверх, вниз мы летим,
Тормозить мы не хотим.
Язык, не касаясь губ копчикам, производит движения вверх, вниз: руки ладонями вниз, не касаясь сточи, производят те же движения.
3. «Гармошка».
На гармошке мы играем.
Рот пошире открываем,
Челюсть вверх, челюсть вниз,
Ты, смотри, не ошибись.
Язык «присасывается» к небу, нижняя челюсть то опускается, то поднимается, растягивая уздечку языка; руки сжаты в «замок», кисти то отводятся в стороны, разжимая «замок», то возвращаются в исходное положение.
4. «Лошадка».
Скачем, скачем на лошадке. Очень цокать нам приятно. Ритм копыта отбивают, Язычок им помогает. Языком «присосаться» к небу и щелкать им под хлопки ладоней.
5. «Непослушный язычок» .
Провинился язычок, Ничего сказать не смог.
Мы его похлопаем,
Губками пошлепаем.
Широкий язык «лежит» на нижней губе, а верхняя губа ударяет по нему (пя-пя-пя); ладони рук ударяют по столу.
6. «Барабан».
В барабан мы бьем
Нашим язычком.
Громкий, громкий звук
Слышен звонкий стук.
Язык ударяет по верхней стороне (д-д-д); пальцы одной руки соединяются с пальцами другой на каждый удар языка.
7. «Чищу зубы».
Чищу зубы чисто, чисто
И снаружи, и внутри;
Я хочу, чтобы всегда
Были белые они
Языкам проводим сначала по внешней поверхности зубов, а затем по внутренней; ладонью правой руки проводим сначала по внешней, затем по внутренней поверхности левой руки.
8. «Часики».
Мой веселый язычок
Словно маятник часом:
Вправо - влево, вправо - влево
Он всегда ходить готов.
Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, касаясь уголков рта; руки ладонями вниз, не касаясь стола, качаются вправо - влево.
Статико-динамические упражнения для развития артикуляционного праксиса
Основаны на синхронных и асинхронных движениях рук и органов артикуляции.
1. «Улыбка-трубочка».
Тянем губы мы к ушам,
Улыбнемся малышам.
А теперь сужаем губы,
Словно дуем, дуем в трубы.
Губы то в улыбке, то трубочкой; улыбка - все пальцы рук, кроме больших, сцеплены, локти с усилием отведены в стороны; - трубочка» - кисти рук соединяются, образуя из ладоней «круг».
2.«Заборчик -улыбка-трубочка».
Из зубов заборчик строй,
Губы широко открой.
А теперь смыкаем зубы
И в улыбке тянем губы.
Будем в трубы дуть стараться.
Губы в улыбке, верхний ряд зубов прикасается к нижним; затем зубы смыкаются - -улыбка-трубочка. «Заборчик - правая рука лежит на левой.
3.«Часики - качели».
Вправо, влево язычок,
Словно маятник часов.
Вверх - вниз, вверх - вниз,
На качелях удержись!
Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, затем вверх, вниз; руки ладонями вниз, не касаясь стола, также раскачиваются вправо, влево, затем вверх, вниз.
4. «Чашечка».
Крепче «чашечку» держи!
Язычок не убери!
А руками помоги.
Чай вес время подноси.
Языком выполнять движение «чашечка, ладони в форме «чашечки» попеременно подносятся ко рту.
5. «Иголочка»
Я иголкой острой шью,
Никого не уколю.
Я иголочку втыкаю,
Ей руками помогаю.
Языком выполнять движение «иголочка»; левая рука лежит на столе, а пальцы правой сжаты в «пучок» и имитируют движение иголкой.
6.«Горка»
Язычок мы горочкой
Строим потихонечку.
Ну, а руку не держи,
Весело ее кати.
Языком выполнять движение «горка»; правая рука в форме «горки» упирается в стол, а левая, сжатая в кулак, имитирует катание с горки.
7. «Грибок»
Язычком грибок держу,
Ни за что не положу!
А руками соберу
Грибочков много я в лесу.
Языком выполнять движения «грибок»; руки попеременно строят «грибок» на столе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игры и упражнения для развития мелкой и артикуляционной моторики
Серия «По совету педагога» ВоспитательО.А.Туливетрова Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики...
Кинезиологические упражнения для развития кинетического компонента мелкой моторики
В статье говоится о формировании сложных движений мелкой моторики пальцев ,путем выполнения совместных упражнений для обеих рук....
Картотека комплексов упражнений по развитию движений органов артикуляционного аппарата.
Комплекс №1 содержит упражнения, вырабатывающие основные дижения и положения органов артикуляционного аппарата по М.Ф. Фомичёвой....
Комплекс нетрадиционных упражнений для развития и совершенствования артикуляционной моторики
Веселые упражнения с предметами, водой для развития и совершенствования артикуляционной моторики, а также поддержания интереса к логопедическим занятиям....
Для чего необходимы упражнения по развитию дыхания, эмоций, артикуляционная гимнастика?
Меня часто спрашивают родители моих воспитанников: для чего необходимо выполнение артикуляционной гимнастики, упражнения по развитию дыхания и эмоциональной сферы? Как часто нужно заниматься? Когда не...
Игровые упражнения для развития речи у детей с моторной алалией.
Звукоподражательные и речедвигательные упражнения полагают начало работы по развитию фонематического слуха. Первый этап в этой многообразной работе – упражнения по вслушивани...
Здоровьесберегающие технологии. Кинезиологические упражнения для развития кинетического компонента и реципрокной формы движений мелкой моторики
Поборка кинезиологических упражнений для развития кинетического компонента и реципрокной формы движений мелкой моторики, адаптированных для детей старшего дошкольного возраста...