Статические упражнения для развития отдельных компонентов артикуляционного и моторного праксиса.
материал по логопедии

Сметанкина Дарья Александровна

Статические упражнения для развития отдельных компонентов артикуляционного и моторного праксиса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статические упражнения для развития отдельных компонентов артикуляционного и моторного праксиса.

1. «Улыбка».

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

Тянем губы прямо к ушкам,

И сердиться нам не нужно.

Губы в улыбке, зубы видны, все пальцы, кроме больших, рук сцеплены, локти отведены с усилием в стороны.

2. «Заборчик».

Из зубов заборчик строй -

Ровный, белый, не косой.

Губки широко открой,

Чтоб заборчик видеть свой.

Губы в улыбке, верхние зубы прикасаются к нижним; правая рука лежит на левой, шик чтобы кончики пальцев касались локтя противоположной руки.

3. «Лопатка».

Язычок наш как лопатка -

Очень ровный, очень гладкий.

А такой лопаткой

И копать приятно.

Широкий язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт; левая рука согнута, ладонь сжата в кулак, правая - сверху ладонью вверх.

4.  «Желобок».

Я послушный язычок

Превращаю в желобок.

Узкий, узкий желобок.

По нему ручей течет.

Язык лежит на нижней губе, кончик -узкий, а боковые края загнуты в желобок; ладони соединены - от кистей до кончиков мизинцев.

5.«Чашечка».

Мы чаек горячий

Будем пить на даче.

Чашечку мы держим

Крепче, крепче, крепче.

Язык удерживает «чашечку»; локоть левой руки на столе, ладонь сжата в кулик, правая - «лежит» на кулаке («чашечка»).

6.  «Грибок».

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гриб мне надо удержать.

Язык «присасывается» к небу, рот широко открыт, чтобы растянулась уздечка языка; одна рука стоит на столе, ладонь сжата в кулак, вторая - «лежит» на кулаке («шляпка»).

7.  «Горка».

Горка длинная у нас!

Мы прокатимся сейчас.

Ты на горке удержись,

Плавно, медленно катись.

Язык выгибается к нижним зубам, нижняя челюсть опущена; ладонь одной руки сжата в кулак (на столе), кисть второй «лежит» на первой, а пальцами касается стола («горка»).

8. «Иголочка».

Я иголку острую

Для шитья готовлю.

Крепко я ее держу,

Никого не уколю.

Рот приоткрыт, кончик языка узкий, губы не касаются языка; Ладонь одной руки сжата в кулак. Пальцы  другой собраны в пучок и «воткнуты» в другую руку.

Динамические упражнения для развития отдельных компонентов артикуляционного и моторного праксиса.

1. «Вкусное варенье».

Мы сегодня ели

Вкусное варенье,

А теперь по кругу

Мы оближем губы.

Язык по часовой стрелке облизывает сначала верхнюю, затем нижнюю губу. Ладони движутся по столу сначала в правую сторону (вместе с языком), затем левую.

2. «Качели».

Эх, раз! Еще раз!

Мы качаемся сейчас.

Вверх, вниз мы летим,

Тормозить мы не хотим.

Язык, не касаясь губ копчикам, производит движения вверх, вниз: руки ладонями вниз, не касаясь сточи, производят те же движения.

3. «Гармошка».

На гармошке мы играем.

Рот пошире открываем,

Челюсть вверх, челюсть вниз,

Ты, смотри, не ошибись.

Язык «присасывается» к небу, нижняя челюсть то опускается, то поднимается, растягивая уздечку языка; руки сжаты в «замок», кисти то отводятся в стороны, разжимая «замок», то возвращаются в исходное положение.

4. «Лошадка».

Скачем, скачем на лошадке. Очень цокать нам приятно. Ритм копыта отбивают, Язычок им помогает. Языком «присосаться» к небу и щелкать им под хлопки ладоней.

5.  «Непослушный язычок» .

Провинился язычок, Ничего сказать не смог.

Мы его похлопаем,

Губками пошлепаем.

Широкий язык «лежит» на нижней губе, а верхняя губа ударяет по нему (пя-пя-пя); ладони рук ударяют по столу.

6.  «Барабан».

В барабан мы бьем

Нашим язычком.

Громкий, громкий звук

Слышен звонкий стук.

Язык ударяет по верхней стороне (д-д-д); пальцы одной руки соединяются с пальцами другой на каждый удар языка.

7. «Чищу зубы».

Чищу зубы чисто, чисто

И снаружи, и внутри;

Я хочу, чтобы всегда

Были белые они

Языкам проводим сначала по внешней поверхности зубов, а затем по внутренней; ладонью правой руки проводим сначала по внешней, затем по внутренней поверхности левой руки.

8. «Часики».

Мой веселый язычок

Словно маятник часом:

Вправо - влево, вправо - влево

Он всегда ходить готов.

Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, касаясь уголков рта; руки ладонями вниз, не касаясь стола, качаются вправо - влево.

Статико-динамические упражнения для развития артикуляционного праксиса

Основаны на синхронных и асинхронных движениях рук и органов артикуляции.

1. «Улыбка-трубочка».

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А теперь сужаем губы,

Словно дуем, дуем в трубы.

Губы то в улыбке, то трубочкой; улыбка - все пальцы рук, кроме больших, сцеплены, локти с усилием отведены в стороны; - трубочка» - кисти рук соединяются, образуя из ладоней «круг».

2.«Заборчик -улыбка-трубочка».

Из зубов заборчик строй,

Губы широко открой.

А теперь смыкаем зубы

И в улыбке тянем губы.

Будем в трубы дуть стараться.

Губы в улыбке, верхний ряд зубов прикасается к нижним; затем зубы смыкаются - -улыбка-трубочка. «Заборчик - правая рука лежит на левой.

3.«Часики - качели».

Вправо, влево язычок,

Словно маятник часов.

Вверх - вниз, вверх - вниз,

На качелях удержись!

Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, затем вверх, вниз; руки ладонями вниз, не касаясь стола, также раскачиваются вправо, влево, затем вверх, вниз.

4. «Чашечка».

Крепче «чашечку» держи!

Язычок не убери!

А руками помоги.

Чай вес время подноси.

Языком выполнять движение «чашечка,  ладони в форме «чашечки» попеременно подносятся ко рту.

5. «Иголочка»

Я иголкой острой шью,

Никого не уколю.

Я иголочку втыкаю,

Ей руками помогаю.

Языком выполнять движение «иголочка»; левая рука лежит на столе, а пальцы правой сжаты в «пучок» и имитируют движение иголкой.

6.«Горка»

Язычок мы горочкой

Строим потихонечку.

Ну, а руку не держи,

Весело ее кати.

Языком выполнять движение «горка»; правая рука в форме «горки» упирается в стол, а левая, сжатая в кулак, имитирует катание с горки.

7.  «Грибок»

Язычком грибок держу,

Ни за что не положу!

А руками соберу

Грибочков много я в лесу.

Языком выполнять движения «грибок»; руки попеременно строят «грибок» на столе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игры и упражнения для развития мелкой и артикуляционной моторики

Серия «По совету педагога» ВоспитательО.А.Туливетрова Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики...

Кинезиологические упражнения для развития кинетического компонента мелкой моторики

В статье говоится о формировании сложных движений мелкой моторики пальцев ,путем выполнения совместных упражнений для обеих рук....

Картотека комплексов упражнений по развитию движений органов артикуляционного аппарата.

Комплекс №1 содержит упражнения, вырабатывающие основные дижения и положения органов артикуляционного аппарата по М.Ф. Фомичёвой....

Комплекс нетрадиционных упражнений для развития и совершенствования артикуляционной моторики

Веселые упражнения с предметами, водой для развития и совершенствования артикуляционной моторики, а также поддержания интереса к логопедическим занятиям....

Для чего необходимы упражнения по развитию дыхания, эмоций, артикуляционная гимнастика?

Меня часто спрашивают родители моих воспитанников: для чего необходимо выполнение артикуляционной гимнастики, упражнения по развитию дыхания и эмоциональной сферы? Как часто нужно заниматься? Когда не...

Игровые упражнения для развития речи у детей с моторной алалией.

   Звукоподражательные и речедвигательные упражнения полагают начало работы по развитию фонематического слуха. Первый этап в этой многообразной работе – упражнения по вслушивани...

Здоровьесберегающие технологии. Кинезиологические упражнения для развития кинетического компонента и реципрокной формы движений мелкой моторики

Поборка кинезиологических упражнений для развития кинетического компонента и реципрокной формы движений мелкой моторики, адаптированных для детей старшего дошкольного возраста...