Конспект подгруппового логопедического занятия «Цирковое представление»
план-конспект занятия по логопедии

Ольхова Алла Юрьевна

Конспект подгруппового логопедического занятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsirkovoe_predstavlenie.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия

«Цирковое представление»

Цель: Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- упражнять детей в правильном произнесении звука Р в слогах, словах и предложениях;

- актуализировать словарный запас;

- совершенствовать грамматический строй речи.

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать подвижность артикуляционного аппарата;

- закреплять представления детей об артикуляционном укладе звука Р;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- развивать слуховое внимание;

- развивать общую и мелкую моторику;

3. Коррекционно-воспитательные:

- формировать положительную мотивацию и желание говорить правильно;

- формировать навык речевого самоконтроля.

Оборудование: 

- мультимедийная презентация «Цирковое представление»;

- мультимедийный проектор;

- большое зеркало;

- колпачки с кисточками по количеству детей;

- картинки-упражнения артикуляционной гимнастики;

- ватные диски;

- игра «Собери звук» (карточки для анализа артикуляции звука);

- мяч;

- наборы картонных шаров с картинками по количеству детей;

- игровое лото «Животные и детёныши»;

- игровое лото «Музыкальные инструменты»;

- контурное изображение животных (верблюд, жираф, носорог).

Ход занятия.

1. Организационный момент.

На стульях лежат разноцветные колпачки с кисточками.

Логопед: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Логопед: Ой, что это? Посмотрите, какие смешные колпаки! Как вы думаете, кто их здесь оставил?

Дети: Клоуны!

Логопед: Ну, конечно, клоуны!

Логопед: Как вы думаете, что бы это значило?

Дети предлагают варианты развития событий. Логопед помогает.

Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в цирк на представление!

Слайд 1 «Афиша» (арена цирка, яркий занавес, фейерверк и клоуны, приглашающие на представление).

2. Эмоциональная пауза.

Дети надевают колпачки.

Логопед: Эй, ребята, побыстрей!

                Собирайтесь в цирк зверей!

3. Развитие артикуляционной моторики.

Логопед: Перед выходом к зрителям клоунам надо много готовиться, для начала потренировать язычок. Артисты-клоуны садятся перед зеркалом  и выполняют такую же гимнастику, как и мы с вами. Давайте потренируемся вместе.

Упражнение «Улыбка»          Желаем здоровья и людям, и птицам,

                                                  Желаем здоровья улыбчивым лицам!

Упражнение  «Маляр»            Красить купол нам пора,

                                                   В цирк зовём мы маляра.

                                                   В радуги-дуги цвета

                                                   Красит купол наш с утра.  

Упражнение «Грибок».           Гриб, грибок, масляный бок,

                                                   Серебряная ножка, прыгай в лукошко!

Упражнение «Лошадка»         Я лошадка Серый Бок! Скок - скок! Скок - скок!

                                                   Я копытцем постучу! Цок - цок! Цок- цок!

                                                   Если хочешь, прокачу! Скок - скок! Скок - скок

Упражнение «Фокус»   С вами в цирке побываем,

                                                   За чудесами понаблюдаем,

                                                   Но и сами мы с усами,

                                                   Фокусы покажем с вами.

                                                   (дети сдувают ватные диски с  носа).

4. Звук Р. Автоматизация звука.

Логопед: Сегодня клоуны выезжают на арену на машинах. Поможем им завести моторы.

Дети: Р – р – р … («помогают» руками).

5. Уточнение акустических и артикуляционных характеристик звука.

Логопед: Правда звук Р похож на звук работающего мотора? Давайте вспомним, как правильно произносить этот звук.

Игра «Собери звук». Дети выбирают соответствующие карточки и описывают артикуляцию звука.

Дети: Рот приоткрыт, губы слегка улыбаются, зубы не сомкнуты. Кончик языка поднимается к нёбу за верхние зубы, боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам. Под напором воздуха язык «дрожит».

Также дрожит горлышко, можно это почувствовать, приложив ладонь к горлышку. Воздушная струя сильная, теплая (тактильный контроль).

Логопед: Дайте характеристику этому звуку.

Дети: - звук Р согласный, твердый, звонкий.

6. Автоматизация звука Р в слогах. Развитие фонематических процессов.

Слайд 2 (арена, занавес, попугаи).

Логопед: Распахнулся занавес и на арену вылетели попугаи. Все мы знаем, что попугаев можно научить повторять отдельные слоги и слова.

Игра с мячом.

Логопед: Ряд слогов запоминай,

                Мяч бросай и повторяй!

                Ра – ра – ра                               Ра – ры - ро

                Ры – ры – ры                            Ро – ру - ра

                Ро – ро- ро                                Ры – ро -  ру

                Ру – ру – ру                              Ру – ра – ры

Логопед: Молодцы! – говорит своим попугаям дрессировщик, – КРАсавцы! БРАво!

Попугаи повторяют (отраженное повторение слогов со сменой ударного слога):

Кра – кра – кра                        Бра – Бра – Бра

Кра – кра – кра                        Бра – Бра – Бра

Кра – кра – кра                        Бра – Бра – Бра

7. Автоматизация звука Р в словах. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Слайд 3 (арена, мартышки).

Логопед: Смотрите-ка, на арене мартышки. Какие озорницы! Любят всех передразнивать.

Игра «Замени звук»: заменить первый звук в слове на звук Р.

Кот       -     Рот                      Козы      -     Розы

Мак      -     Рак                      Лама      -     Рама

Нога     -     Рога                    Хобот    -     Робот

Тома     -     Рома                  Высь       -     Рысь

Пыжик -     Рыжик               Танец      -    Ранец

Мука     -    Рука                   Мычать   -    Рычать

8. Автоматизация звука Р в словах. Развитие навыков звукового и слогового анализа.

Слайд 4 (арена, жонглёр).

Логопед: А это жонглёр. У него в руках сразу несколько шаров.

Он предлагает вам поймать только те шары с картинками, в названии которых есть звук Р.

У детей наборы шаров с картинками.

1. радуга, бегемот, комар, машина, Буратино.

2. роза, мышка, сыр, лягушка, корова.

3. рыба, белка, мухомор, книга, сорока.

Дети выполняют задание логопеда, затем каждый называет свои картинки.

Логопед: У кого картинка, в названии которой один слог? Как определяем?

Дети определяют количество слогов - «отхлопывают», тянут гласный звук.

Дети: Сыр.

Логопед: У кого слово из двух слогов?

Дети: Роза. Комар. Рыба.

Логопед: У кого слово из трёх слогов?

Дети: Радуга. Сорока. Корова. Мухомор.

Логопед: У кого самое длинное слово? Сколько в нём слогов?

Ребенок: Буратино.

Логопед: Давайте отпустим шары под купол цирка. Но сначала выберем шары с картинками, в которых звук Р в начале слова (в середине слова, в конце).

9. Динамическая пауза.

Логопед:  Вы, наверное, устали?                     (ходьба на месте)

Дети:     Да! Да! Да!                         (хлопки в ладоши)

Логопед:  И поэтому все встали?                     (руки вверх – потянулись)

Дети:     Да! Да! Да!                         (хлопки руками над головой)

Логопед:  Головою покачали                           (наклоны вперед – назад)

                 И как тигры зарычали: Р – р – р… (рычат и показывают «коготки»)

                 Порычали, помолчали.

                 Как мартышки, поскакали.             (прыжки, изображают мартышек)

                 Поскакали, поскакали

                 И за кулисы убежали.                       (сели, обхватив руками колени)

10. Автоматизация звука Р в словах. Упражнение в различных способах словообразования.

Логопед: Мы так весело играли, что на арену цирка прибежали малыши – детёныши животных. Да так заигрались, что потерялись.

Лото «Животные и детёныши».

У тигра – тигрёнок, тигрята

У рыси – рысёнок, рысята

У свиньи – поросёнок, поросята

У верблюда – верблюжонок, верблюжата

У кролика – крольчонок, крольчата

У страуса – страусёнок, страусята

У моржа – моржонок, моржата.

11. Автоматизация звука Р в словах и предложениях. Упражнение в словообразовании.

Слайд 5. (труба, пианино, барабан, бубен, гармонь). Звучит музыка В.Шаинского «Цирк, цирк…».

Логопед: А сейчас выступает цирковой оркестр. Посмотрите внимательно и назовите только те инструменты, в названии которых есть звук Р.

Дети: Труба, барабан, гармонь.

Логопед: Ребята, а как называются профессии людей, которые играют на этих инструментах? (логопед просит полного ответа).

Дети:  На трубе играет трубач.

           На гармони играет гармонист.

           На барабане играет барабанщик.

Логопед: Трубач, гармонист, барабанщик – это кто?

Дети: Музыканты.

Логопед: Давайте и мы создадим свой оркестр. Выберите себе инструмент, на котором будете играть и скажите об этом.

Дети: Я буду играть на трубе, я буду трубачом.

          Я буду играть на гармони, я буду гармонистом.

          Я буду играть на барабане, я буду барабанщиком.

Логопед: Мы будем вместе играть на инструментах, у нас будет свой оркестр.

Логопед просит детей повторить слово «оркестр».

12. Автоматизация звука Р в предложениях. Развитие графомоторных навыков.

Слайд 6. (арена, факир)

Логопед: И, наконец, на арене цирка – факир!

                 Факир взмахнул волшебной палочкой: крибле, крабле…

                 И из тумана появились…

                 Кто это, ребята?

Логопед предлагает узнать контурные изображения животных.

Дети: Носорог! Жираф! Верблюд!

Логопед: Женя, как ты догадался, что это верблюд?

Ребенок: У верблюда на спине два горба.

Логопед: Матвей, как ты догадался, что это жираф?

Ребенок: У жирафа длинная шея.

Логопед: Полина, как ты догадалась, что это носорог?

Ребенок: У носорога на носу растёт рог.

Дети по очереди повторяют предложения.

Логопед предлагает детям раскрасить картинки.

13. Итог занятия.

- Вам понравилось представление?

- Какой звук мы учились произносить?

- Что было особенно трудно на занятии?

- Что было интересно на занятии?

- Наши весёлые чудаки-клоуны подарили вам свои колпачки и вот эти картинки-раскраски. А дома вы сможете рассказать о цирке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Лексическая тема: «Овощи и фрукты».

Лексическая тема: «овощи и фрукты».Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.Цель: развивать навык суффикс...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-7-летнего возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи.

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-7-летнего возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи....

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей с тяжёлыми нарушениями речи в подготовительной группе по теме: "Согласование местоимений наш, наша, наши с существительными"

План-конспект по теме: "Согласование местоимений наш, наша, наши с существительными". Различение детьми окончаний местоимений и подбор существительных в соответствии с родом и числом местоим...