Использование ИКТ в коррекции речевых нарушений у дошкольников
статья по логопедии

Торгаева Ольга Анатольевна

Информационные технологии в последние годы стали одним из эффективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Бурное развитие цифровой техники открывают новые варианты обучения, которые педагоги и дети принимают с увлечением и интересом, и это позволяет добиться более высоких результатов в коррекционной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в коррекции речевых нарушений у дошкольников

 «Любить детей – это и курица

умеет. А вот уметь воспитывать

их – это великое государственное

дело, требующее таланта и

широкого знания жизни».

                                М.Горький

Мы, педагоги, стараемся идти в ногу со временем и открывать новые возможности для обучения и воспитания детей, применяя талант и широкие знания жизни.

А информационные технологии в последние годы стали одним из эффективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР. Бурное развитие современной электроники и телекоммуникаций открывают новые варианты обучения.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

—  повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
—  обеспечение психологического комфорта на занятиях;
—  развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
—  совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
—  развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
—  повышение качества обучения и работоспособности детей.

Для того чтобы образовательная работа проходила максимально полезно для детей, необходимо помнить, что нужно придерживаться определенных правил при проведении занятий с использованием ИКТ:

  • Продолжительность занятий с использованием компьютера – для детей 5 лет – 10 минут, для детей 6-7 лет – 15 минут, из них 3-5 минут дети могут находиться непосредственно за компьютером.
  • После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз. 
  • Обязательно проветривание помещения до и после занятия. 
  • Занятия с использованием ИКТ проводятся не более 2 – 3 раз в неделю.

Использование ИКТ в логопедии осуществляется на основе следующих принципов:

  • Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений.  Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
  • Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

– звукопроизношение;
– просодические компоненты речи;
– фонематический анализ и синтез, фонематические  представления;
– лексико-грамматические средства языка;
– артикуляционная моторика;
– мелкая моторика;
– связная речь.

  • Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
  • Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
  • Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
  • Принцип индивидуального обучения. ИКТ  предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.  

Все созданные мною мультимедийные продукты можно отнести к различным блокам:

-диагностический

-коррекция устной речи:

– артикуляционная моторика;

– мелкая моторика;

– звукопроизношение;

– просодические компоненты речи;

– фонематический анализ и синтез, фонематические представления;

– лексико-грамматические средства языка;

– связная речь.

-тематический

-развитие высших психических функций

Представлю некоторые мультимедийные продукты.

Для диагностики фонематических процессов я подготовила презентацию на основе Логопедического альбома для обследования фонетико-фонематической системы речи - автор Смирнова  И.А., художник — Каратай И.М. http://ds17.divedu.ru/images/news/Специалисты/Логопед/Фонематическое_обследование.ppt

По презентации можно проверить слуховую дифференциацию фонем по глухости-звонкости или обследовать состояние звуко-слоговой структуры слов разной звуковой наполняемости.

Для развития артикуляционной моторики и мимики создала презентацию «Пёс Барбос и весёлая гимнастика для язычка». http://ds17.divedu.ru/images/news/Специалисты/Логопед/Пёс_Барбос_и_весёлая.ppt

Детям нравится такая нестандартная форма артикуляционной гимнастики.

Самый сложный этап - автоматизация поставленных звуков - осуществляется сначала в словах, для этого я использую замечательные авторские презентации Молявко Юлии, составленные практически на все звуки, причём с голосовым сопровождением.

Для автоматизации поставленных звуков в предложениях и развития лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР подготовила игру «1, 2, 3, 4, 5». http://ds17.divedu.ru/images/news/Специалисты/Логопед/Игра_12345.ppt?tmpl=component

Таким образом можно отрабатывать и дифференциацию звуков.

Очень дети любят игру «День-ночь». Варианты могут быть разными. Например, назови слова, запомни, ночь-глазки закрыли, день-глазки открыли, чего не стало? http://ds17.divedu.ru/images/news/Специалисты/Логопед/Игра_День-ночь.ppt 

Автоматизирую поставленные звуки в рассказах Ткаченко. Я взяла за основу её логопедический альбом «Фонетические рассказы в картинках» и составила презентации на все группы звуков. Мы работаем таким образом: читаю текст к картинке, затем ребёнок называет слова с автоматизируемым звуком, затем пересказывает текст.

Тематический блок представлен презентациями к занятиям. http://ds17.divedu.ru/images/news/Специалисты/Логопед/Подгрупповое_занятие_в_средней_группе.docx Например, «Первые весенние цветы» к занятию «Весна-красна», сначала идёт рассказ с показом слайдов о каждом цветке, а затем игра «Что лишнее?» Нашли лишнее, затем проговариваем: У меня есть ромашка, у меня нет ромашки и т.п. Ваша фантазия… Развивается и лексико-грамматический строй речи, и мыслительные процессы.

Блок развития высших психических функций. Одна из игр: «Что я вижу» (для развития пространственных представлений). http://ds17.divedu.ru/images/news/Специалисты/Логопед/Развитие_постранственных_представлений.ppt (Картинный материал взят из профессионального сообщества «Мир логопедии Натальи Китаевой»).

Я состою в различных профессиональных интернет-сообществах социальной сети «В контакте»:

- Дошкольник, логопед, педагог, дети, воспитатели

- Логопеды, психологи, педагоги

- Логопеды, дефектологи, педагоги, психологи

- ЛогоПрог

- Логопедический центр в Раменском

- Логопед Нижний Новгород

- Логопеды

- Логопедия: слоговая структура слова

- Мир логопедии Натальи Китаевой

- Логопедическая группа «Говорунишка»

- «Солнечный свет»/педагогический портал

- Речевая мастерская Ирины Лебедевой

- Слушаю-понимаю-думаю-говорю

- Подслушано. Логопеды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование диалога в коррекции речевых нарушений дошкольников

Коррекция речевых нарушений детей средствами диалога легко и весело. Из опыта работы....

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов

Речевые нарушения способствуют затруднениям в формировании высших психических функций, а впоследствии, и возникновению трудностей при обучении в школе....

Использование мнемотехники для коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ (мнемотаблицы)

Использование мнемотехникидля коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ.Проблемы речи детей дошкольного возраста с ОВЗ.v Бедность речи. Недостаточный словарный запас,v Односложная, состоящая ли...

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....

Отчет по теме самообразования: «Использование ИКТ при коррекции речевых нарушений у дошкольников»

Подготовил: учитель-логопед Чичваркина Л. Э.МБДОУ "Детский сад "Снежинка" г. Гагарин    ...