Модифицированные занятия
картотека по логопедии (старшая группа)

Шатохина Екатерина Юрьевна

Картотека модифицированных занятий старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_modefits_ood.docx751.57 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Утверждаю

Заведующий МБДОУ ЦРР-д/с №21

                                                                                       ________ Е.Н. Лясковская                                                                                                                                                                                                

Картотека 

конспектов модифицированных логопедических занятий

в старшей группе

компенсирующей направленности «Дюймовочка – 1»

на 2020 - 2021 учебный год.

Учитель – логопед: Шатохина Е. Ю.

Воспитатели: Астрецова Н. С., Борисова Н. С.

                                                           Утверждаю

Заведующий МБДОУ ЦРР-д/с №21

                                                                                       ________ Е.Н. Лясковская                                                                                                                                                                                                

Картотека 

презентаций к модифицированным логопедическим занятиям

в старшей группе

компенсирующей направленности «Дюймовочка – 1»

на 2020 - 2021 учебный год.

Учитель – логопед: Шатохина Е. Ю.

Конспект 

занятия по формированию лексико-грамматического строя речи

 в старшей группе

компенсирующей направленности «Дюймовочка – 1»

Тема: «Осень. Названия деревьев».

https://images.all-free-download.com/images/graphiclarge/autumn_forest_312377.jpg

Учитель – логопед: Шатохина Е. Ю.

Воспитатели: Астрецова Н. С., Борисова Н. С.

Цели.

1. Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

2. Закрепить умение образовывать и употреблять в речи форму родительного падежа имён существительных.

3. Развитие внимания, мышления, воображения.

4. Развитие речевого дыхания.

5. Развитие общей и мелкой моторики, массаж пальцев рук.

6. Формирование положительного отношения к занятиям.

Оборудование и материалы: предметные картинки с изображением деревьев; листья деревьев (береза, тополь, дуб, осина, клен, ива, рябина); игрушечный медвежонок; аудиозаписи; слайды презентации; сосновые шишки; карточки "4-й лишний".

Словарь по теме

Существительные: лес, роща; дерево, береза, дуб, осина, клен, рябина, тополь, ель, ёлка, сосна, кедр, пихта; корни, ствол, крона, ветки, листья, кора, хвоя, иголки, шишки.

Прилагательные: хвойные, лиственный (деревья); лиственный, хвойный, смешанный, осенний (лес); березовый, осиновый и т.д.; зеленый, желтый, красный, бурый.

Глаголы: расти, желтеть, краснеть, опадать, собирать, гулять. 

Ход занятия

Вступительная часть

1. Организационный момент:

Звучит спокойная музыка. Дети стоят в кругу.

- Я предлагаю отправиться в лес:

Вот полянка, а вокруг            широким жестом развести руки в стороны

Липы выстроились в круг.  

Липы кронами шумят,            руки вверх, покачать ими из стороны в сторону

Ветры в их листве гудят.

Вниз верхушки пригибают     наклонившись вперёд, покачать 

И качают их, качают.              туловищем из стороны в сторону

- Дети, представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. Летом лес был зеленый. А теперь березки и клены желтые. Осины и рябинки красные. Между ними елочки зеленеют. Налетел ветер. Закружились листья в воздухе, словно бабочки. (Дети сдувают листья деревьев с ладоней). Потом тихо-тихо на землю опускаются. (Дети изображают падающие листья).

- В каком лесу мы сейчас с вами побывали?

- Какого цвета лес был летом?

- Какого цвета стали березки и клены осенью?

- Какого цвета стали осины и рябины осенью?

- Какие деревья не изменили своего цвета?

- Как кружатся листья в воздухе?

- Молодцы! А сейчас тихонько присядьте на стульчики, только будьте внимательны, найдите стульчики с листочками, которые у вас были в начале занятия.

Показ слайдов презентации:

Слайд 1. У осени три периода: ранняя осень, середина осени, поздняя осень. Дети вспоминают, с какого месяца начинается осень, а каким заканчивается.

Слайд 2. Сравнить раннюю и позднюю осень. Назвать основные признаки осени.

Слайд 3. Назвать осенние месяцы. Дать сравнительную характеристику осенних месяцев.

Слайды 4 - 10. Назвать дерево ласково. Назвать листья правильно.

Слайд 4 Дуб - дубочек; лист дуба - дубовый.

Слайд 5. Клен - кленочек; лист клена - кленовый.

Слайд 6. Береза - березка; лист березы - березовый.

Слайд 7. Осина - осинка; лист осины - осиновый.

Слайд 8. Каштан - каштанчик; лист каштана - каштановый.

Слайд 9. Рябина-рябинка; лист рябины - рябиновый.

Слайд 10. Липа - липушка; лист липы - липовый.

Основная часть

2. Образование относительных прилагательных.

Стук в дверь.

- Дети, сегодня к нам в детский сад пришел гость - лесной житель: МЕДВЕЖОНОК. Он пришел к нам с подарками. Гуляя по осеннему лесу, он собирал опавшие листья. Давайте определим, листья каких деревьев подарил нам МЕДВЕЖОНОК.

Игра "Какие листья?":

- Посмотрите, у меня лист клена - кленовый лист. А у вас?

- А у меня лист березы - березовый.

- А у меня лист осины - осиновый.

- А у меня лист рябины - рябиновый и т.д.

- Дети, вы догадались, в каком лесу живет МЕДВЕЖОНОК? (В лиственном лесу).

- Назовите лиственные деревья, которые вы знаете. (Дети называют деревья, после чего на доске вывешиваются картинки с их изображением).

- А теперь давайте соберём мишке осенний букет:

Раз, два, три, четыре, пять -          отгибать пальчики

Будем листья собирать.                 кулачки сжимать и разжимать

Листья берёзы, листья рябины,    загибать пальчики

Листики тополя, листья осины.   изобразить фонарики

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет принесём.

- А какой еще бывает лес? (Хвойный). Назовите хвойные деревья, которые вы знаете. (На доске вывешиваются картинки с изображением ели, сосны).

3. Игра "Продолжи предложение" (Дифференциация понятий "Хвойные"-"Лиственные" деревья).

- Дети, МЕДВЕЖОНОК очень хочет поиграть с вами в игру "Продолжи предложение".

- Осенью сбрасывают листья березы, ... А еще какие деревья? (Клены, тополя, ивы, дубы).

- Всю зиму остаются зелеными сосны, ... А еще какие деревья? (Пихты, ели, кедры).

Молодцы!

4. Игра "Какие бывают леса?" (Образование относительных прилагательных).

Вновь играет тихая, спокойная музыка.

- Дети, у нас снова подул осенний ветерок, мы все превратились в листочки. Все закройте глазки и представьте, что ветерок нас закружил, приподнял, и мы летим над землей.

- Сейчас мы пролетаем лес, в котором растут дубы, клены, осины, значит, какой это лес? (Лиственный лес).

- Сейчас мы пролетаем лес, в котором растут сосны и ели, значит, какой это лес? (Хвойный лес).

- А теперь мы видим лес, в котором растут ели, березы и дубы, значит, какой это лес? (Смешанный лес).

- А сейчас мы пролетаем над рощей, в которой растут дубы, значит, как называется эта роща? (Дубовая роща).

- А сейчас мы пролетаем над рощей, в которой растут березы, значит, как называется эта роща? (Березовая роща).

- А сейчас мы пролетаем над рощей, в которой растут осины, значит, как называется это роща? (Осиновая роща).

- А сейчас мы пролетаем над рощей, в которой растут ивы, значит, как называется эта роща? (Ивовая роща).

- А если в роще растут клены, то значит, как называется эта роща? (Кленовая роща).

- Очень долго продолжался наш полет. И вот, мы вновь оказались на нашей лесной полянке.

5. Динамическая пауза.

Осенние листья тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.

6. Закрепление значения слов, обозначающих части деревьев. (Употребление формы родительного падежа существительных).

Игра "У чего есть...":

- Дети, давайте вспомним, у чего есть...

- Ствол? (У березы, тополя, осины, ...)

- Крона? ...

- Листья? ...

- Хвоя? ...

- Кора? ...

- Корень? ...

Заключительная часть

7. Закрепление умения образовывать относительные прилагательные.

- Дети, мы очень много сегодня говорили о деревьях, а что еще растет в лесу? (Грибы, цветы, ягоды).

- Какие вы знаете лесные ягоды? (Брусника, малина, клубника, черника, смородина, клюква).

- А что можно приготовить из них? (Можно сварить варенье).

- Давайте сварим и угостим вареньем МЕДВЕЖОНКА, ведь он сладкоежка.

- Я сварю варенье из брусники - брусничное варенье. А вы?

- Я сварю малиновое варенье.

- Я сварю клубничное варенье и т.д.

- Дети, МЕДВЕЖОНОК очень доволен! В подарок он принес вам сосновые шишки, давайте с ними поиграем.

8. Пальчиковая гимнастика.

Детям раздаются шишки. Дети катают их между ладонями, приговаривая:

У сосны, у пихты, ёлки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник!

9. Развитие внимания, мышления.

- Дети, наш МЕДВЕЖОНОК совсем запутался, давайте ему поможем определить, что лишнее и почему?

Предлагаются карточки с картинками "4-й лишний": "ромашка, роза, тюльпан, сосна"; "дуб, ель, береза, тополь".

- А теперь МЕДВЕЖОНОК решил поиграть с вами. Найдите ошибки в его высказываниях и исправьте их:

- На клене желтеют березовые листья.

- На березе краснеют и опадают листья.

- Когда идет дождь, на улице сухо.

- С ели опадают желтые листья.

- Молодцы! МЕДВЕЖОНОК благодарит вас, дети. Он прощается с вами, ему пора возвращаться в лес. Давайте скажем хором: ДО СВИДАНИЯ!

10. Итог занятия.


https://src.infourok.ru/1do/703f607f/img/special-course/close.svg 

Конспект 

занятия по развитию связной речи

 в старшей группе

компенсирующей направленности «Дюймовочка – 1»

Тема: Составление рассказа

 «Деревья осенью».

https://fs00.infourok.ru/images/doc/305/304474/1/img19.jpg

Учитель – логопед: Шатохина Е. Ю.

Воспитатели: Астрецова Н. С., Борисова Н. С.

Обучающие задачи занятия:

Систематизировать знания детей об осенних явлениях.

Познакомить детей с некоторыми породами деревьев.

Показывать и называть части деревьев.

Закрепить знания детей о причинах опадания листьев.

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Развивающие задачи занятия:

Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, сопровождать предметно-практические действия речью.

Развивать сенсорные способности детей.

Воспитательная задача занятия:

Воспитывать культуру коммуникации, умение внимательно выслушивать педагога и товарищей.

Коррекционные задачи занятия:

Устранение аграмматичного использования слов в структуре простой фразы.

Следить за речью детей.

Речевой материал: листопад, березовый сок, тополевый лист, багряный, золотой, желто-коричневый, осеннее.

Оборудование: картина с изображением осеннего дерева, панно, картинки с изображением деревьев, гербарий, картинный план, фишки для оценки детей.

Ход проведения занятия.

- Ребята, приготовимся к занятию, слушайте меня внимательно, выполняйте все старательно.

- Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос.

- Назовите признаки осени.

- Назовите первый осенний месяц?

- Назовите последний месяц осени?

- Как называется месяц, который находится между сентябрем и октябрем?

На улице похолодало, на небе серые тучи, на улице идет холодный дождь. Листья на деревьях пожелтели, люди надели теплые шапки и куртки. Птицы собираются в теплые края. Люди убирают опавшую листву. Животные готовятся к зиме, делают запасы.

Сентябрь.

Ноябрь.

Между сентябрем и ноябрём находится месяц октябрь.

11. Основная часть.

1. Сообщение темы:

- Ребята слушайте меня внимательно, отгадайте загадку.

Его весной и летом

Мы видели одетым

А осенью с бедняжки

Упали все рубашки

- Что это?

- Почему и о чем говорится:

«весной и летом мы видим одетым»?

- Почему говорится:

«упали все рубашки»?

- Что имеется в виду?

- Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить?

- Как называется явление в природе, когда опадают листья?

- А почему это происходит осенью?

Вывод:

- Правильно, для того чтобы листья были зеленые нужно тепло и солнце.

А также дереву нужно время, чтобы отдохнуть, чтобы весной снова появились новые зеленые листья.

2. Работа с предметной картинкой (на доске картинка с изображением осеннего дерева).

- Посмотрите внимательно и скажите мне в какое время года было зарисовано это дерево?

- Как вы догадались?

- Если дерево изображено осенью, то оно какое?

- Назовите что есть у дерева? (показ по картинке).

- Чем покрыт ствол?

- Для чего дереву нужна кора?

- Для чего дереву нужен корень?

3. Дидактическая игра «Назови правильно»

- Назовите правильно деревья.

- У всех этих деревьев есть листва, значит они какие?

4. Динамическая пауза.

- А сейчас возьмите листья, которые вы принесли на занятие и выходите в круг.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидели,

Ветер дунул - полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

- Опять ветер дунул, полетели.

- Что у нас получилось?

- Присели, рассмотрели листья.

- Какой формы листья?

- Какого цвета листья?

- Ребята возьмите себе, один лист и пройдем на свои места.

5. Подбор слов-значений. «С какого дерева лист»

- Посмотрите внимательно на свои листья и назовите с какого дерева лист.

- А теперь помогите мне (показ гербария).

- Лист клена (какой)?

- Лист березы (какой)?

- Лист рябины (какой)?

- Лист тополя (какой)?

- Лист дуба (какой)?

6. Дидактическая игра.  «Назови ласково»

Лист

Береза

Ветка

Дуб

Дерево

7. Составление рассказа-описания с опорой на наглядные схемы.

Молодцы!

- Мы сегодня с вами много говорили о деревьях, а сейчас мы составим рассказ об одном дереве по картинному плану.

Логопед дает образец рассказа с опорой на наглядные схемы.

Это береза. У нее есть корни, ствол, ветки, листья. У березы прямой белый ствол. Летом у березы листья зеленого цвета треугольной формы, а осенью желто-коричневого цвета. Береза человеку помогает тем, что из нее строят дома, делают мебель. Береза дает человеку березовый сок, из почек делают лекарство.

Мне очень нравится это дерево за красоту ствола, золотую листву осенью.

Это дерево нашей родины – России.

- Это дерево.

- На дереве весной и летом есть листва.

- Это говорится о листве.

- Осенью с деревьев опадает листва.

- Мы будем говорить о деревьях.

- Это листопад.

- Солнце светит реже, становится прохладно, дерево готовится к отдыху.

- Это дерево изображено в осеннее время года.

- Я догадался по цвету листвы. Листья желто-коричневого цвета.

- Дерево осеннее.

- У дерева есть корни.

- У дерева есть ствол.

- У дерева есть ветки.

- У дерева есть почки.

- У дерева есть листья.

- У дерева ствол покрыт корой.

- Кора защищает ствол от вредных насекомых, от холода и жары.

- С помощью корня дерево удерживает ствол;

- Через корни дерево получает питание из земли.

- Это дуб.

- Это осина.

- Это береза.

- Это тополь,

- Это ива.

- Это клен.

- Это деревья лиственные.

Показ листьев.

Движение по кругу.

Дети кладут листья на пол.

Подбрасывают.

- Получился листопад.

Дети берут листья.

Листья овальной и круглой формы.

- У меня лист желто-коричневого цвета.

- У меня лист желто-зеленого цвета.

- У меня лист багряного цвета.

- У меня лист с березы.

- У меня лист с клена.

Кленовый лист.

Березовый лист.

Рябиновый лист.

Тополиный лист.

Дубовый лист.

Листочек

Березонька

Веточка

Дубочек

Деревце

Рассказ составляется по схеме 1-2 детьми.

Дальнейшая работа с привлечением всех детей к составлению рассказа описания по теме «Деревья» проводится воспитателем на логочасе или индивидуальном логопедических занятиях.

111. Заключительная часть (3 мин.).

1. Домашнее задание.

- Составьте рассказ о дереве, которое вам очень нравится.

2. Итог.

- Что нового и интересного вы узнали?

- Какие новые слова вы запомнили?

3. Оценка.

Молодцы!

- Вы сегодня очень хорошо работали (раздаются фишки в форме листьев).

- Березовый сок

- Желто-коричневый

- тополиный лист

- Багряный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа "Родные просторы" Автор Терентьева Н.А

Программа по ознакомлению дошкольников с родным краем. Имеется рецензия Л.М.Денякиной,к.п.н...

Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования "Весёлый оркестр"

Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования «Весёлый оркестр», составленная на основе программы Т.Э.Тютюнниковой Уроки музыки. Система Карла Орфа. и «Этот удивительный ритм...

Модифицированная (авторизованная) программа «Художественно – творческого развития детей. Ромашка» для детей в возрасте от 4 до 7 лет.

программа позволяет организовать работу кружка по изодеятельности, которая предполагает использование различных техник  рисования, лепки, конструирования, предлагает перспективное планирование да...

Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе Модифицированная психолого-педагогическая программа Автор модификации педагог-психолог Шоакбарова Светлана Ивановна

Пояснительная записка к рабочей (модифицированной) коррекционно-развивающей программе "Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе" Модификация педагога-психолога Шоакбаровой Св...

Конспект занятия из модифицированной программе "Хочу в школу" по подготовке детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия отражает компетентность педагога-психолога в развитии мотивационной сферы у дошкольников с ЗПР....