Конспект "Дифференциация звуков С-Ш в ловах"
план-конспект занятия по логопедии

Хрипкова Елена Викторовна

Конспект индивидуального занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon._s-sh.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №15

143405, Московская область, г. Красногорск, ул. Вокзальная д. 18

Тел/факс 562-13-16  562-11-19 E – mail: detskiisad15@mail.ru; сайт krgora-ds15.ru

Конспект фронтального подгруппового занятия

« Дифференциация звуков С-Ш в словах»

                                                                                   Подготовил учитель-логопед

                                                                                         Хрипкова Е.В.

2020

Тема:  « Дифференциация звуков « С» и « Ш » в словах.

Вид занятия: фронтальное подгрупповое

Цель: Закрепить правильное произношение звуков С и Ш в словах.

Задачи: 1. Развивать фонематический слух.

                    2. Закреплять правильное произношение  и различение на слух         звуков С и Ш.

                   3. Определять место звуков С и Ш в словах .

                   4. Тренировать в образовании уменьшительно-ласкательных форм имен существительных.

                   5. Закреплять согласование существительных с числительными.

                   6 . Тренировать преобразовывать слова путем замены звука С на Ш.

Оборудование: зеркала, доска, таблицы-схемы, карточки-символы, предметные картинки.

Ход занятий:

  1. Оргмомент.

Логопед: Здравствуйте ребята, садитесь за столы.

  1. Сообщение темы занятия.

Логопед: Сегодня на занятии  мы продолжим учиться четко и правильно произносить звуки С и Ш в словах.

Чтобы не путать эти звуки в речи , давайте вспомним, чем отличаются звуки друг от друга и что у них общего?

  1. Характеристика звуков на основе наблюдения за артикуляцией перед зеркалом, использование таблицы-схемы  и  тактильного контроля.

Логопед: Произнесите звук С перед зеркалом. Что вы слышите? ( свист). На что похож звук С ? ( на звук насоса). Произнесите звук Ш.  На что похож звук Ш? ( на шипение змеи) Звук Ш –шипит.

- В каком положении губы при произнесении звука С, Ш? ( в улыбке на звук С, округлены на звук Ш- рисунок)

-Зубы? (сближены- рисунок)

Чем являются зубы для выдыхаемого воздуха при произнесении звука С? (преграда) Значит звук какой? (согласный).   При произнесении звука Ш, есть ли во рту преграда? Какая?(язык в форме чашечки направлен к верхним зубам- на доске значок стрелки вверх).

Какой  звук С твердый или мягкий, а Ш? ( твердый)

Где находится кончик языка при произнесении звука С , Ш?( на С кончик языка за нижними зубами- стрелочка вниз, на Ш – за верхними зубами, стрелка вверх)

Поднесите кисть руки к губам  и произнесите звук С, какая воздушная струя выходит изо рта, ? (холодная-рисунок снежинки) Поднесите кисть руки к губам  и произнесите звук Ш, какая воздушная струя выходит изо рта, ? ( теплая-рисунок солнышко)

Положи те руку к горлышку, дрожит ли оно? ( нет, звук С –глухой, Ш тоже на схеме зачеркнутый колокольчик)

Чем похожи звуки С и Ш? Оба они какие? ( согласные, глухие, твердые)

  1. Дифференциация звуков С и Ш.

а)  Ребята, посмотрите на доску , давайте попробуем пройти звуковую дорожку с опорой на стрелки поочередно , если стрелка указывает вверх произносим звуки Ш, если вниз-С

б) А сейчас я раздам каждому карточку-символ с изображением насоса или змеи. Я буду называть слова, если в слове есть звук С, поднимите карточку с изображением насоса , если в слове есть звук Ш –поднимаем карточку с изображением змеи.

Слова: санки, самолет, шуба, весы, шорты, душ, нос, самокат, шина, кошка, камыш, бусы, носок, шиповник, пылесос.

в) Сейчас мы разделимся на 2 команды: у кого была картинка –символ насос, становится командой Свистелочки, а у кого картинка-символ змея, становятся командой Шипелочки. Дети выходят изо стола на ковер и строятся в ряд.

Каждый из команды по очереди должен придумать и назвать слово с соответствующим звуком С или Ш, определить его место в слове.

За каждое правильно  названое слово  команда получает фишку, победит та команда, кто больше назовет слов.

г) Ребята, а вы знаете , что звуки С и Ш могут встречаться в одном слове?

 Давайте по очереди за мной повторим эти слова.

( Саша, суша, сушка, стишок, Сашка, Сашенька, смешной, сошка, штангист, шахматист, сушилка, Ксюша, Стеша, смешинка, веснушка, машинист, шест, штангист, пастушка, пастушок, сладкоежка, сшитый, пушистый, шоссе, шасси, стоишь, кусаешь, смеешься, боишься, стучишься, свалишься, носишься)

д) Давайте сосчитаем слова от одного до пяти:

Сушка, пастушок, шест, штангист, веснушка, шахматист)

е) Физминутка.

Выучи стихотворение и покажи движением.

Утром выйти поспешу, (Быстрый шаг на месте.)

Травку вялую скошу.( Махать, имитируя движения косаря.)

Босиком пройдусь немножко ( скользящие движения ногами по полу назад.)

И обую босоножки.

(наклон вниз, имитируя движение « застегивания обуви»)

Ребята давайте вспомним и назовем какие слова у нас встретились в стихотворении со звуком с и ш в одном слове?

( поспешу, скошу, босоножки)

ж) А сейчас мы поиграем с вами игру «Назови ласково».

Я вам буду говорить слова со звуком С, а вам нужно назвать это слово ласково, так чтобы в нем появился звук Ш.

Стих-стишок

Стекло-стеклышко

Солнце-солнышко

Сынок-сынишка

Пастух-пастушок

Соловей-соловушка

Сова-совушка

Хвастун-хвастунишка

з)Замените в словах звук С на звук Ш. Какое слово получится?

Каска-кашка

Миска-мишка

Суметь-шуметь

Крыса-крыша

Басня-башня

Сутки-шутки

Сок-шок

Мыс-мышь

  1. Итог.

Наше занятие подошло к концу.  Ребята, какие звуки мы учились произносить правильно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию первая младшая группа "Ловись рыбка"

Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию первая младшая группа "Ловись рыбка". Ранний возраст....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков»

Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков»....

Поисково-познавательное занятие в форме экспериментальных действий в подготовительной группе по теме: «Ловим электричество»

Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире. Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества и возможностью снятия его с предметов. Показать взаимодейст...

Конспект открытого занятия «Ловись, ловись рыбка!»

Данное занятие знакомит детей со свойствами воды, с понятием «большой», «маленький»,  с частями тела рыбки....

План-конспект занятия по познавательному развитию (экология) для первой младшей группы на тему: "Ловись, ловись рыбка"

План-конспект занятия в первой младшей группена тему: "Ловись, ловись рыбка" План-конспект занятия по познавательному развитию (Экология)  в первой младшей группе  на тем...

Конспект занятия "Ловись рыбка маленькая, ловись рыбка большая, или кто в Енисее живёт?"

Конспект занятия "Ловись рыбка маленькая, ловись рыбка большая, или кто в Енисее живёт?"...

План-конспект занятия по познавательному развитию (Экология) в первой младшей группе на тему: "Ловись, ловись рыбка"

План-конспект занятия в первой младшей группе на тему: «Ловись, ловись рыбка»     Цель: Развитие познавательно – экологических способностей у детей...