«Формирование коммуникативных умений у старших дошкольников в условиях ДОО с многонациональным составом детей»
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

 Гусманова Эльза Фларитовна

«Формирование коммуникативных умений у старших дошкольников в условиях ДОО с многонациональным составом детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование коммуникативных умений у старших дошкольников в условиях ДОО с многонациональным составом детей»

            По Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного и начального общего образования одним из главных условий готовности ребенка к обучению в первом классе является сформированность коммуникативных умений, то есть умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе обучения, владение монологической и диалогической формами речи и умение общаться в коллективе. И ведущую роль в формировании коммуникативной готовности  играет общение.

         Общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека, высшие психические функции ребенка такие, как память, внимание, мышление формируются сначала в общении с взрослыми и лишь, затем становятся произвольными. В процессе общения ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений. Правильно построенное общение – это и есть процесс воспитания и развития ребенка, а нарушение общения – тонкий показатель нарушений психического развития.

         Мы проживаем в многонациональной республике, где зачастую в семьях родители разных национальностей, поэтому педагоги стали чаще сталкиваться с нарушениями в сфере общения, вызванными, как правило, с созданием недостаточных условий для нравственно - эмоционального развития детей и трудностями, вызванными в процессе общения детей разных национальностей, воспитывающихся в условиях двуязычия.

          У большинства детей, овладевающих русским языком, как вторым, недостаточно сформирован базовый уровень коммуникативных умений, который является основным условием готовности ребенка к школе. Формирование коммуникативных умений детей происходит при создании взрослыми соответствующей коммуникативной среды для ребенка, которая обеспечивается в семье, с благоприятным социально-психологическим климатом, адекватными родительско-детскими отношениями, где основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых обычаев и традиций. Если учесть, что для дошкольника,  прежде всего, важна первичная социализация в своей семье, создающая теплые и надежные связи с ближайшим окружением, а для школьника – вхождение в общество, вторичная социализация, овладение культурами и языками, в рамках которых будет проходить его дальнейшая жизнь, то переход от одного к другому может быть болезненным и тяжелым.

           В народной педагогике большое внимание уделяется передаче  подрастающему поколению житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями в семье, который составляла основу духовно-нравственного и патриотического воспитания. Ребенок становится человеком только в общении с взрослыми и сверстниками. Через общение он проходит  социализацию,  становится представителем своего народа и культуры, а так же учится соотносить свое поведение с действиями других людей, образуя вместе с ними единый общественный организм – социум.

         

         Уважение к самому себе, своему происхождению, родине предков, стремление сохранить и поддержать родной язык и культуру не должны вступать в противоречие с получением полноценного образования на русском языке. Если происходит отказ от своих корней, вырастает полуязычный (не владеющий в должной мере ни одним языком), социально опасный, не контролирующий свое поведение человек, ведущий маргинальный образ жизни (теперь согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования одной из приоритетных задач является формирование культуры общения детей – дошкольников в социальной среде). В связи с этим педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения поставил перед собой задачу воспитания всесторонне развитой личности, одинаково хорошо знающей и понимающей, по крайней мере, два языка и две культуры.

         Нарушение коммуникативной сферы отражается на общем психическом развитие ребенка, на формирование психической деятельности, которая ведет к ограничению познавательных возможностей и эмоциональным проявлениям порождающие нежелательные личностные качества и особенности поведения, это ведет к нарушению межличностных отношений. Для формирования коммуникативных умений и сохранения психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому детей важно не просто научить стимулировать себя в ходе общения с помощью положительных эмоций, но не боятся отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить себе какую-либо деятельность, в том числе и общения, без ошибок и срывов.

        Сохраняя общую направленность работы, педагоги не могут с уверенностью рассчитывать на одинаковый уровень успешности всех детей. Важнейшим итогом развития ребенка в двуязычной среде для нас является достижение максимально высокого уровня понимания звучащей речи и адекватного реагирования на речевое поведение педагога и сверстников в постоянно возникающие режимные, педагогические и коммуникативные моменты их жизнедеятельности.

        Основная цель работы нашего коллектива по данной проблеме – это формирование коммуникативных умений у детей билингва старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ с многонациональным составом детей, для дальнейшего успешного обучения к школе.

         Задачи, которые решаются нами в процессе достижения цели:

  •  развитие психических процессов: мышление, памяти, внимания, восприятия, речи;
  • развитие эмоционально — личностной и коммуникативной сфер;
  • развитие мотивационной сферы: интересы к занятиям, познанию мира,       обучению;
  • развитие нравственной сферы;
  • развитие мелкой моторики и координации движений;
  • развитие этнокультурных особенностей и традиций.

          Мы считаем, что полноценное вхождение ребенка в жизнь коллектива дошкольного учреждения, а в последующем и школы, возможно, прежде всего, на базе компетентного сотрудничества педагогов и специалистов, основанного на позитивном восприятии новых смыслов и ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию вербально-коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В данной работе представлены методические рекомендации по формированию вербально-коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи....

Особенности совместной (партнерской) взросло-детской деятельности в процессе формирования коммуникативных умений у старших дошкольников

Важной составляющей образовательной среды субъектно-ориентированной педагогики, педагогики развития и диалога, являются - отношения между участниками образовательного процесса: между педагогом и детьм...

: «Анализ содержания педагогической работы по формированию коммуникативных умений в старшей группе».

Процесс  формирования коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста....

Реферат: Формирование коммуникативных умений у старших дошкольников в игре

Вашему вниманию представлена работа посвещенная проблеме формирования коммуникативной  сферы  у дошкольников. Нравственное  коммуникативное развитие детей вызывает особую трев...

Картотека игр для формирования коммуникативных умений у старших дошкольников

Картотека игр для формирования коммуникативных умений у старших дошкольников«Картотека дидактических игр по правовому воспитанию»...

Содержание формирование коммуникативных умений у старших дошкольников.

В данной статье раскрываются формы и методы развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО....