Мастер-класс: «Мнемотехника в работе учителя-логопеда»
методическая разработка по логопедии

Прохорова Наталья Павловна

          Мастер-класс по использованию некоторых приёмов запоминания и развития речи у детей дошкольного возраста

Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса некоторым приемам развития речи с помощью мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_mnemotehnike.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 26»

Мастер-класс

 по теме: «Мнемотехника в работе учителя-логопеда»

составила: Прохорова Н. П.

учитель-логопед МАДОУ «Д/С № 26»

высшая квалификационная категория

г. Сатка,

2018 г.

Аннотация (краткое содержание мастер-класса):

          Мастер-класс по использованию некоторых приёмов запоминания и развития речи у детей дошкольного возраста

Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса некоторым приемам развития речи с помощью мнемотехники.

                                                                                                                 

Содержание:

Уважаемые коллеги!

Я приглашаю вас принять участие в интересной игре, которая поможет вам освоить некоторые приёмы развития памяти, внимания, творческого мышления и самостоятельности детей, а также их речи. Это мнемотехника.

1 часть (вводная)

Слайд № 1

Немного теории. (информация на слайде)

Слайд № 2

  • В основе мнемотехники лежит СИМВОЛИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ – обобщенный, абстрактный, своеобразный словесный или графический образ объекта. Графическая символическая аналогия – это обозначение каким-либо символом реального образа или несколько образов по общим для них признакам. Применяя графическую аналогию, мы учим детей умению видеть самое главное.
  • В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит, в основном, непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
  • Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения различной информации (дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают и соответствующую информацию).
  • Использование символов, схем, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, способствует и развитию наглядно-образного мышления. Опора на визуальный образ очень важна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста.

Слайд № 3

Слайд № 4

          В детском саду используются главным образом три вида мнемотехники. Вот они на экране. Я рассказывала о них на педсовете.

2 часть (практическая)

Первое задание:

Слайд № 5

Начинаем играть: первый этап – «кодирование»:

Инструкция: «Я называю слово, а Вы выбираете картинку, которая поможет это слово запомнить.

Слова: лес, пляж, ваза, вкусно, страшно, весело, горячий, солёный, кислый, море, привет, золото.

Слайд № 5 (пустой)

Затем я покажу вам  картинку, по ней надо вспомнить слово.

Слайд № 6

Второе задание

Слайд № 7

Инструкция: из слов, которые вы видите на экране, назовите те, для кодирования которых не надо придумывать специальных символов: (солнце, дом, птица).

  Для обозначения остальных нужно придумать какие-то символы.

 Таким образом приходим  к пониманию того, что слова могут иметь:

а) конкретное значение;

б) отвлечённое значение,

в) переносное значение и

 г) несколько значений.

Третье задание

Слайд № 8

Практика использования мнемотехники для развития речи показала, что требуется придумывание специальных символов для обозначения следующих компонентов языка и речи: … (по слайду).

Давайте подумаем, как можно обозначить некоторые из них. (После обсуждения предлагаю вариант, предложенный авторами Бардышевой и Моносовой в пособии «Тетрадь логопедических заданий»).

Слайд № 9

Из всего вышесказанного вытекает необходимость составления свода правил пользования методом и рекомендаций по применению.

1. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста мнемотаблицы должны быть с максимально реалистичными изображениями (цветными и с соблюдением пропорций), т.к. в этом возрасте представления о предметах и явлениях окружающего мира только формируются. На одно слово – одна картинка с одним изображением. У детей в памяти остаются отдельные образы: ёлочка – зелёная, ягодка – красная, радуга – разноцветная.

   Позже можно усложнять или заменять графическим изображением-схемой некоторые хорошо знакомые детям предметы, персонажей сказок и т.п. (дом – квадрат и треугольник, лиса – оранжевые круг и треугольник и т.п.).

    Для детей старшего дошкольного возраста постепенно вводятся картинно-графические планы, символ абстрагируется от реального изображения, сохраняя только самые существенные признаки. Также в старшем дошкольном возрасте желательно рисовать схемы в одном цвете, чтобы не отвлекаться на яркость символических изображений.

   В младшем и среднем дошкольном возрасте воспитатель предлагает детям готовые схемы и планы.

  В старшем возрасте дети могут и должны принимать участие в составлении мнемотаблиц и мнемодорожек и выбирать из предложенных схем или рисовать их самостоятельно.

   В этом случае воспитателем обязательно вводится ограничение времени на  процесс выбора символов или их рисования, потому что дети могут увлечься  изображением несущественных деталей в символах.

Слайд № 10

Обратите внимание на уровень абстрагирования и схематичности в предложенных мнемотаблицах.

Четвёртое задание: Определите возрастную аудиторию, для которой предложены данные схемы.

Пятое задание:

Инструкция:  А сейчас составляем мнемодорожку: «зашифруйте пословицу» с помощью символьных изображений. (Участники делятся на четыре команды и составляют мнемодорожку по одной из предложенных пословиц). Затем все остальные участники догадываются о содержании текста команды соперников.

Слайд № 11

Молодцы! Вы поняли принцип составления мнемокарт.

Шестое задание:

Мнемотехника очень эффективна не только для развития речи, но и для развития всех мыслительных операций: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, абстрагирования.

Инструкция: в пустых клеточках нужно «зашифровать» название птицы. На каждое название – 10 секунд.  Показываю пример – «сорока» .

Даю команду к началу задания, засекаю время.  Слова: СНЕГИРЬ, АИСТ, ЛАСТОЧКА, ПЕТУХ, ИВОЛГА.

После команды «Стоп» свои рисунки педагоги крепят на магнитную доску. Проверяется правильность выполнения.

Анализ: - Что вы изображали? (характерные особенности каждой птицы). – цвет оперения, особенности строения частей тела, особенности поведения или питания.

- На основании ваших картинок складывается схема составления сравнительного описательного рассказа. Этот вид рассказов очень сложен для дошкольников, потому что требует достаточно высокого уровня развития интеллекта: умения сравнивать, сопоставлять детали и вычленять существенные признаки, не отвлекаясь на второстепенные.

Слайд № 12 (схема описания птиц)

Седьмое задание:

- Назовите лексические темы, при ознакомлении с которыми может пригодиться приём составления сравнительных рассказов. («Птицы», «Насекомые», «Рыбы», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Праздники» …).

Слайд № 13

Восьмое задание:

Ещё один вид игры с мнемокартами -   составление загадок – описаний. (по аналогии с предложенным мной образцом участники составляют загадки-описания транспорта на индивидуальных карточках).

Несколько вариантов зачитываются.

Слайд № 14

И заканчивая нашу содержательную беседу, мне хочется спросить, какие выводы вы сделали для себя? Появилось желание придумывать разные символы, создать картотеку для применения в работе  приёмов эффективного развития памяти?

Как бы могла выглядеть такая картотека?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер -класс "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя- логопеда"

Представлен материал из опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологии в логопедической практике: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жи...

Мастер класс: «Мультимедийные игры в работе учителя-логопеда»

Существует множество речевых нарушений и способов их коррекции, но в работе учителя-логопеда всегда найдется место для использования мультимедийных игр, что позволяет чрезвычайно повысить эффективност...

Мастер – класс: «Использование игры в работе учителя-логопеда в ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО»

Мастер – класс: «Использование игры в работе учителя-логопеда в ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО»...

Мастер-класс "Использование ИКТ в работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО".

Практика работы дошкольных образовательных учреждении свидетельствует о необходимости расширения использования информационно - коммуникативных  технологий в организации образовательного процесса....

Мастер-класс для родителей «Организация работы учителя-логопеда с детьми среднего дошкольного возраста»

Пробудить интерес и желание родителей заниматься со своими детьми дома...

Мастер-класс "Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда"

Участникам мастер-класса представляется технология применения биоэнергопластики....