Конспект занятия для дошкольников старшего возраста "Звук и буква Ц"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Егорова Галина Владимировна

Коррекционно-образовательные:

         *закрепить навык произношения звука [ц] в слогах, словах, фразах.

         *совершенствовать навыки образования существительных с            использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов.

       *совершенствовать навыки образования формы родительного падежа множественного числа существительных.

*совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие:

   *развивать память, внимание, мышление.

        *развивать фонематический слух .

Коррекционно-воспитательные:

         * воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным        материалом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия24.61 КБ
Файл задание к конспекту1.44 МБ
Файл презентация2.91 МБ

Предварительный просмотр:

   

Конспект непосредственно образовательной деятельности

(ФФСР)

(логопедическая коррекция)

Старшая  группа

Учитель-логопед: Егорова Г.В.

Тема: «Звук и буква Ц»  

Лексическая тема: « Животные жарких стран»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить навык произношения звука [ц] в слогах, словах, фразах.
  • совершенствовать навыки образования существительных с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  • совершенствовать навыки образования формы родительного падежа множественного числа существительных.
  • совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать память, внимание, мышление.
  • развивать фонематический слух .

Коррекционно-воспитательные:

Оборудование: картинки со звуком [Ц], мяч, листочки с заданием для индивидуальной работы.

ХОД НОД

  1. Организационный момент.

Разминка для ума по пройденному материалу с мячом.

Артикуляционная гимнастика

(Выполнение  упражнений)

2.  Сообщение темы занятия.

Загадка:

Все глядят на середину

В середине – волшебство:

Там чудак зайчишку вынул

Из кармана своего.

Там под купол танцовщица

Улетела, как синица.

Там собачки танцевали...

Вы, конечно, там бывали.

Логопед: - Отгадайте, куда мы сегодня пойдем? (В цирк)

Логопед: - Какой первый звук в слове цирк? (Первый звук - [ц]). Все артисты в цирке любят звук [ц]. Сегодня мы будем учиться произносить этот звук.

3. Артикуляция и характеристика звука .

Логопед: - Произнесите звук [ц], что делают губы, зубы и язык?

Губы улыбаются, зубки сближены, но не сомкнуты, кончик языка за нижними зубами, в первый момент спинка языка прижимается к бугоркам за верхними зубами, образуя смычку. После разрыва смычки, спинка языка принимает положение, как при звуке С. Язык и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, образуют преграду, поэтому звук согласный.

Звук [ц] – глухой (проверить рукой). Звук [ц] всегда твёрдый.

Пальчиковая гимнастика

«Где обедал воробей?»

— Где обедал, воробей?

(Дети машут перекрещенными

        ладошками.)

 

— В зоопарке у зверей.

(Ладошками изображают              раскрывающуюся пасть.)

 

    Пообедал я сперва

За решеткою у льна.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

 Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

(На каждое название животного           загибают по одному пальчику сначала на          левой, затем на правой руке.)

 

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

 

(Опять изображают                             раскрывающуюся пасть животного.)

 

4. Развитие фонематического слуха.

Логопед: - Что делают зрители в цирке, если им нравится представление? (Хлопают в ладоши.) Когда услышите звук [ц] - хлопните в ладоши:

а) в слогах: ас, ац, со, цу, иц, сы....

б) в словах: кольцо, колесо, пылесос, акация, цифры, танкист, цветы, телевизор, цапля, сенокос, телефон, милиционер, листопад, сахарница, чай, цыпленок, теленок, мельница, цепь.

5. Речевая зарядка. Определение позиции звука в слове. Образование формы родительного падежа множественного числа существительных.

Логопед: - Билет в цирк получит тот, кто правильно за мной повторит:

Ца - ца - ца - цапля, улица, пыльца.

Цы - цы - цы - зайцы, мельницы, птенцы.

Цо - цо - цо - деревцо, кольцо, крыльцо.

Ец - ец - ец - огурец, певец, пловец.

Ца - ца - ца - птица, улица, больница.

Дети получают билеты. На билетах картинки, в названии которых есть звук [ц].

- Это вещи артистов цирка. Разложим их по сундукам. В первый сундук положите картинки, названия которых начинаются со звука [ц], во вторую – в которых звук [ц] слышится в середине слова, в третью – картинки, в названии которых звук [ц] в конце. Дети выполняют задание на листочках и у доски с проверкой на экране телевизора.

- Закончи предложение подходящим словом. (По картинкам)

Мы подарим артистам много... (цветов). В сказочной стране много... (дворцов). Чтобы сделать салат нужно много ... (огурцов). У девочки на платье много... (пуговиц). У царевны на пальцах много ... (колец). На математике мы узнали много... (цифр).

6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Логопед: - Вы хотите быть фокусниками? Будем превращать большие предметы в маленькие. Измените слово так, чтобы в нем появился звук [ц].

окно – оконце

дерево – деревце

лужа – лужица

блюдо – блюдце

Дело – дельце

Платье – платьице

Мыло – мыльце

Стихотворение – стихотвореньице

Расписание – расписаньице        

Ружье – ружьецо

Сало – сальце

Здание – зданьице

Шило – шильце

Зеркало – зеркальце

Одеяло – одеяльце

Масло – маслице

Варенье – вареньице

Печенье – печеньице

Письмо – письмецо

Украшение – украшеньице

Угощение - угощеньице

7. Физминутка. Координация речи с движением.

«Жираф»

Рвать цветы легко и просто (взмахи руками перед собой)

Детям маленького роста. (приседают)

Но тому, кто так высок, (тянутся руками вверх)

Нелегко сорвать цветок!

8. Деление слов на слоги.

Хорошо, что мы помогли родителям найти своих детей, ведь цирк уезжает на гастроли. Рассадите животных по вагонам. В слове лисица 3 слога. Лисица поедет в третьем вагоне.

Дети определяют количество слогов в словах и рассаживают животных в вагончики в соответствии с цифрой.

9. Знакомство с буквой Ц

Звук [Ц] обозначается буквой «Ц». Посмотрите и скажите, на что она похожа?

Буква Ц —

Смотрите сами —

Как скамейка

Вверх ногами.

Буква Ц —

Внизу крючок,

Точно с краником бачок.

Прописывание буквы в воздухе и на листочках.

10. Подведение итогов. Оценка работы детей.

Логопед: С каким звуком и буквой мы сегодня играли?

Дайте характеристику этому звуку.

Что понравилось на занятии больше всего?

Что вызвало затруднения?

Как вы оцениваете свою работу?


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Егорова Г.В. Учитель-логопед МКДОУ «Детский сад № 14 »

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по логоритмике "Звук и буква С"

Интгерированное  занятие для детей подготовительного возраста, чтобы совершенствовать нормализацию речи и двигательные функции в упражнениях под музыку и слово; развивать фонемати...

Конспект занятия по теме "Звуки Б, Б\'. Буква Б"

Конспект занятия по теме "Звуки Б, Б\'. Буква Б"...

Формирование звукопроизношения (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение.

Формирование звукопроизношения и подготовка к школе (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение....

Формирование звукопроизношения и обучение грамоте (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звук и буква - А -".

Формирование звукопроизношения и обучение грамоте (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звук и буква - А -"....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Звук Р в словах и предложениях» (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста) «Приключения звука [р] и буквы Р» по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце»

Вид занятия: коррекционно-развивающийЦель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;- правильное произношение звука «р» в речи;- развитие слухо-произносительных навыков;- развитие функци...