«Специфика  коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР по формированию лексической стороны речи»
методическая разработка по логопедии

Ильина Олеся Леонидовна

Цель методической разработки:
обогащение лексического словаря детей с ОНР.

Задачи и направленность:

•подготовка детей к усвоению курса родного языка;
•накопление у детей определенного  лексического словаря;
•обучение детей умению производить отбор и группировку слов по признакам;
•уточнение значения слов;
•расширение семантики слов;
•упражнение в словообразовании и употреблении слов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metodicheskaya_razrabotka_1.ppt193.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка «Специфика коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР по формированию лексической стороны речи» Учитель-логопед: Ильина Олеся Леонидовна

Слайд 2

Способы взаимодействия специалистов: систематическое проведение занятий с детьми воспитателями по программе; консультации логопеда и семинары — практикумы; работа над словарем по соответствующей лексической теме в речевом материале на занятиях узких специалистов; создание условий для самостоятельной деятельности детей вне занятий: игры, развивающие лексический словарь (настольно-печатные, компьютерные), логоконструкторы, перфокарты.

Слайд 3

Цель методической разработки: обогащение лексического словаря детей с ОНР. Задачи и направленность : подготовка детей к усвоению курса родного языка; накопление у детей определенного лексического словаря; обучение детей умению производить отбор и группировку слов по признакам; уточнение значения слов; расширение семантики слов; упражнение в словообразовании и употреблении слов.

Слайд 4

Результативность использования данной учебно-методической разработки Педагоги, родители, стремящиеся дать детям максимум знаний и умений в доступной форме. Использование данной методической разработки на занятиях с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует профилактике нарушений чтения.

Слайд 5

Для изучения состояния лексической стороны речи детей дошкольного возраста с ОНР используются следующие методы: Обследование словарного запаса по специально составленному материалу; Наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях ДОУ; Изучение медико-педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.п.) логопедом.

Слайд 6

Центральное место в словарной работе принадлежит лексическим упражнениям. Развитие лексики в речевой группе проводится по направлениям: Обогащение словарного запаса; Уточнение значения слова; Расширение семантики слова.

Слайд 7

Приступая к словарной работе, необходимо подбирать материал с учётом тематического единства, охватив при этом основные части речи: существительное, глагол и прилагательное, а также постепенно усложняя структуру слова. Работая над словарём, представленным существительными, глаголами и прилагательными, логопед подготавливает детей к работе над фразой.

Слайд 8

Каждое из них должно давать совершенно определённый результат: в одном случае надо отрабатывать приём сравнения; в другом – дети будут группировать предметы; в третьем – правильно подбирать родовое слово; в четвёртом – учиться выполнять двойное обобщение и т.д.

Слайд 9

Очень важным моментом является выбор педагогически целесообразных видов словарно – логических упражнений. При проведении словарно-логических упражнений необходимо придерживаться определённой, обоснованной, дидактически целесообразной системы, обеспечивающей развитие речи и мышления.

Слайд 10

Одним из видов коррекционной направленности приема «живые» картинки является обогащение лексического словаря детей, формирование грамматического строя речи. Формирующая познавательная активность детей старшего дошкольного возраста направлена на обследование окружающего мира. Некоторые лексические темы сложны для восприятия детей с речевыми нарушениями без соответствующего наглядного материала.

Слайд 11

Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с недостатками речи включает ежедневное проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий, осуществление преемственности в работе логопеда, воспитателя и музыкального руководителя. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР, относится формирование у них лексического словаря.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение логопедических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Для эффективности коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, не забывая, что игра  является ведущей д...

Методическая разработка для педагогов. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В работе представлены этапы формирования речевого дыхания с использованием методов БОС-дыхания. Разработны игры и игровые упражнения для постановки речевого дыхания у дошкольников....

Специфика коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР по формированию лексико-грамматической стороны речи

Адресовано учителям — логопедам, воспитателям, а также родителям для индивидуальной работы с детьми....

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Усилия работников дошкольных учреждений сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными ...

«Использование нетрадиционных приемов рисования в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»

Использование  в работе с дошкольниками разнообразных нетрадиционных приёмов рисования  помогает обогащать и расширять художественный опыт детей, развивать активность и самостоятельность, ме...