ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - НА ОСНОВЕ СОДЕРЖАНИЯ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
статья по логопедии (старшая группа)

  Одной из актуальных и приоритетных форм в реализации междисциплинарного взаимодействия педагогов в дошкольном образовании выступает проектная деятельность. В основе проектной деятельности лежит расширение образовательного пространства и расширение спектра видов деятельности детей, достижение новых образовательных результатов с детьми с ОВЗ Специфика пространства детской субкультуры предъявляет требования к организации образования – умение управлять развитием игры, владение диалоговыми средствами, креативность средствами сказки [Большунова Н.Я., 2013], в том числе у детей с ОВЗ в ходе рассказывания их и театрализации [Вечканова И.Г., 2007].

Сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей, с задержкой психического развития (ЗПР) и тяжелыми нарушениями речи (ТНР) собственных речевых навыков при рассказывании. Сказка учит детей думать, оценивать поступки героев, тренирует память, мышление, внимание, развивает коммуникативные навыки, выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_proektnaya_deyatelnost.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - НА ОСНОВЕ СОДЕРЖАНИЯ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

  Одной из актуальных и приоритетных форм в реализации междисциплинарного взаимодействия педагогов в дошкольном образовании выступает проектная деятельность. В основе проектной деятельности лежит расширение образовательного пространства и расширение спектра видов деятельности детей, достижение новых образовательных результатов с детьми с ОВЗ [Баряева Л.Б., Вечканова И.Г., 2014]. Специфика пространства детской субкультуры предъявляет требования к организации образования – умение управлять развитием игры, владение диалоговыми средствами, креативность средствами сказки [Большунова Н.Я., 2013], в том числе у детей с ОВЗ в ходе рассказывания их и театрализации [Вечканова И.Г., 2007].

Сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей, с задержкой психического развития (ЗПР) и тяжелыми нарушениями речи (ТНР) собственных речевых навыков при рассказывании. Сказка учит детей думать, оценивать поступки героев, тренирует память, мышление, внимание, развивает коммуникативные навыки, выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир. От качества, диалогичности речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками.  [Арушанова А.Г., 2001].

Данная статья представляет опыт междисциплинарного взаимодействия при осуществлении познавательного проекта на основе содержания сказки «Щелкунчик», в реалии и на расстоянии, в старшей группе комбинированной направленности ГБДОУ№ 83. Участниками проекта стали дети (шесть детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), три ребенка с задержкой психического развития (ЗПР), один ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС), два ребенка с ДЦП, нормативно развивающиеся дети), воспитатели, учитель-логопед, родители, музыкальный руководитель.

Данная проектная работа позволила включить в совместную деятельность детей с разными стартовыми возможностями, создание образовательного пространства, где есть возможность и реализация творческих интересов и способностей, развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с ОВЗ. Приобщение к синтетическим видам искусства на примере творчества Эрнста Гофмана и П. И. Чайковского и воспроизведение его в дизайне книги. Развитие способности детей с ТНР и ЗПР пересказывать короткий текст с помощью алгоритмов при аудиозаписи, развитие фонематического слуха при прослушивании аудиозаписи и критического исправления речевых неточностей. Этапы работы над познавательно-речевым проектом «Щелкунчик» в формате междисциплинарного взаимодействия.

 На первоначальном этапе с участием воспитателей, учителя-логопеда, родителей происходило накопление материала, а именно чтение и обсуждение сказки Э.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», просмотр и обсуждение мультфильма «Щелкунчик» просмотр презентации «Балет Щелкунчик», виртуальное путешествие в «Мариинский театр». Обогатившись визуальными художественными образами, дети совместно с родителями, нарисовали наиболее понравившейся сюжет сказки.

 Совместная деятельность музыкального руководителя с детьми: знакомство  с творчеством композитора П.И. Чайковского,  с музыкальным жанром балет и музыкой к балету «Щелкунчик», слушание музыки из балета «Щелкунчик»,  (организация детского оркестра, исполнение детьми отрывка из балета «Феи Драже», аудиозапись его и QR кодирование записи с возможностью прослушивания),

Совместно с родителями и педагогами в группе была организована - выставка детских работ,  Мини-библиотека, в которую вошли различные издания сказки «Щелкунчик» с иллюстрациями разных художников. Это были иллюстрации Антона Ломаева, Ники Гольц, Максима Митрофанова, дети учились воспринимать разные художественные стили, сравнивали их, описывали свои чувства и эмоции, воспроизводили текст из сказки, в соответствии с иллюстрацией, совместно с учителем-логопедом, аудио запись пересказа детьми, тем самым развивая основные функции речи: коммуникативная функция, познавательная и функция регуляции деятельности.

Итогом междисциплинарного взаимодействия познавательно-речевого проекта «Щелкунчик» оформление иллюстрированной книги по мотивам пьесы- сказки Э.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», создание и оформление оптической метки - QR кода на оборотней стороне страницы книги.

В настоящее время выбор такого формата оказался необходимым как для родителей, у которых нет возможности присутствовать на очных мастер-классах в современных условиях, так и педагогов с необходимостью просвещения, повышения педагогической компетенции родителей в развитии детей с ОВЗ.

Успешность создания общими усилиями книги подтвердили эффективность современных цифровых технологий, развития детского речевого творчества, стимулирования речевой деятельности при внедрении в педагогическую практику в инклюзивной организации.

Таким образом, учитывая, что дети с ОВЗ имеют свои особенности, необходимо, организовывать образовательный процесс так, чтобы у детей стимулировалась оптимальная речевая активность во всех видах детской деятельности. Коррекция речевого развития должна быть направлена на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности ребенка.

 Своевременная и целенаправленная работа по развитию речи у детей с ОВЗ средствами сказки способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению программы ДОУ, улучшению межличностного общения, в том числе с родителями, и для дальнейшей успешной социальной адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».

Cтатья посвящена коррекции одного из наиболее стойкихнарушений речи - искажению слоговой структуры слова. Данное нарушение встречается как в устной речи дошкольников, имеющих рааазличную сречеву...

Содействие семьи в организации развивающей среды для формирования мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи

Материал о проводимой работе с семьёй в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Возможности детских видов деятельности в развитии коммуникативных навыков детей с комплексными нарушениями развития

В данной статье анализируются детские виды деятельности, эффективно встраевыемые в современный коррекционно - образовательный и воспитательный процесс ДОУ и их возможности для развития коммуникат...

Формирование представлений о форме у детей с тяжелыми нарушениями речи

Материал включает в себя рекомендации для педагогов по формированию представлений о форме у детей среднего и старшего дошкольного восраста с ТНР...

Развитие сенсорно-перцептивных функций , как эффективное средство в развитии и обучении детей с тяжелыми нарушениями речи

Статья раскрывает возможности развития детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях сенсорной комнаты...

Социально-коммуникативное развитие в группе детей с тяжелым нарушением речи по теме: «Дружба начинается с улыбки».

Цель: Формирование социального опыта детей ОВЗ, через коммуникативные игры и упражнения.Задачи: Образовательные: - расширять представления детей о дружбе и вежливости; - совершенствоват...