Статья "Психокоррекционные техники, применяемые в работе с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения речи
статья по логопедии

Замятина Ольга Александровна (Шабаршина)

В статье рассмотрены психокоррекционные техники, которые эффективно применяются в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zamyatina_o.a.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Замятина Ольга Александровна

Учитель-логопед

Филиал МБОУ «СОШ №23» - Детский сад №22 «Лесовичок»,

г. Серов

PSYCHOLOGICAL INTERVENTION TECHNIQUES USED IN WORKING WITH CHILDREN OF PRESCHOOL AGE HAVING SPEECH DISORDERS

Zamyatina Olga Aleksandrovna

Teacher-speech therapis

Branch of MBOU "SOSH No. 23" – Kindergarten No. 22 " lesovichok»,

G. Serov

Аннотация: В статье рассмотрены психокоррекционные техники, которые эффективно применяются в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: психокоррекционные техники, психическое здоровье, коррекция речи.

Abstract: the article deals with psychocorrective techniques that are effectively used in speech therapy work with children of preschool age.

Key words: psychocorrective techniques, mental health, speech correction.

Речь – важнейшая психическая функция на основе которой формируются и развиваются психические процессы. С каждым годом количество детей имеющих нарушения речевого развития увеличивается.

Работая с детьми, имеющими нарушения речи важно развивать сенсорный и чувственный опыт, формировать эмоциональное, позитивное отношение к образовательной деятельности.

С этой целью в своей работе мы применяем следующие психокоррекционные техники:  кинезиологические упражнения, биоэнергопластику, аурикулярный массаж и арт-терапевтические техники: ароматерапию, песочную терапию, акватерапию, музыкотерапию.

Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Последние исследования доказывают: движение приносит непосредственную пользу нервной системе. Мышечная активность, особенно координированные движения, стимулируют продукцию нейротропинов, природных веществ, отвечающих за рост нервных клеток и увеличивающих число нервных связей в мозге [4, с. 5].

Таким образом, упражнения кинезиотерапии помогают скорректировать, частично восстановить согласованность в работе правого и левого полушарий головного мозга, то есть, развивая моторику, мы создаём предпосылки для коррекции многих психических процессов.

Упражнения проводятся по специально разработанному комплексу, в который включены: растяжки, дыхательные упражнения,  глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию, массаж.

Эти упражнения способствуют синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.

Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, для того чтобы процесс был более занимательным, мы применяем в коррекционно-развивающей деятельности метод биоэнергопластики.

Биоэнергопластика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме.

По данным Ястребовой А. В. и Лазаренко О. И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественную интеллектуальную деятельность детей. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребёнка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается координация движений, мелкая моторика рук и  речь. Упражнения биоэнергопластики носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей [5, с. 15].

С целью заинтересованности ребёнка в таких упражнениях можно применять игровых персонажей, счёт, музыку, стихи, иллюстрации, презентации.

Систематическая работа с применением биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к занятиям, позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной моторики, облегчает постановку и введение звуков в речь, способствует более быстрому преодолению речевых нарушений, а также эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями.

В работе с детьми имеющими нарушения речи мы применяем аурикулотерапию.  Аурикулотерапия – это система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма. Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Этот массаж помогает лучше работать и развиваться различным системам организма, нормализует состояние нервной системы, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности.

Воздействуя на известные сегодня 170 точек ушной раковины, можно активизировать  работу всех без исключения органов и систем тела.  Такой массаж можно применять ежедневно и на протяжении всей жизни. Но в течение дня не чаще, чем через 5 часов. Не рекомендуют выполнять его перед сном. Самый распространённый – обычный самомассаж пальцами. В среднем он длится 2 минуты.

Применение средств ароматерапии позволяет поддерживать хорошее настроение у детей,  а также помогает   излечить простудные заболевания и нарушения сна. Запахи успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность и уверенность в себе.

Ароматерапия - это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека [2, с.340].

Дети больше всего любят тёплые, сладковатые запахи. В силу того, что их организм находится ещё в состоянии развития, применять средства ароматерапии для них следует совсем в минимальных дозировках.  Лучше всего, если масла будут наноситься на террактовые и глиняные фигурки, аромамедальоны, подушечки. Хорошо удерживают запахи различные изделия из необработанного дерева. Мы используем контейнеры от киндер-сюрприза. Так мы выполняем упражнения дыхательной гимнастики.

Например: повышает настроение, уверенность в себе, и работоспособность запах лимона; увеличивает внимание – лаванда и жасмин; ромашка успокаивает; пихтовый и цитрусовый аромат активизирует и бодрит; ваниль успокаивает. Нужно каждые 1,5 месяца вносить изменения в ароматы, можно и каждые 2 недели.

Метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы – песочная терапия. Песочная терапия способствует совершенствованию умений и навыков практического общения, обогащению словарного запаса, развитию связной речи, побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания, развитию фантазии и образного мышления [3, с. 11].

Используя специальные игры и игровые упражнения с песком в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми в детском саду, мы формируем и расширяем словарный запас, а также работаем над звукопроизношением. Мы учим сочетать движения языка и пальцев в песке при проговаривании слогов, звукоподражаний, слов. Используя различные игрушки мы  учим детей сравнивать звучание, артикуляции звуков, их сходство и различие.  В процессе таких игр происходит обогащение сенсорного опыта, что имеет большое значение для развития эмоциональной сферы и речи детей с ограниченными возможностями здоровья.

Акватерапия – метод коррекции различного рода нарушений

в развитии детей. Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний. Мы играем с цветными камушками, сначала их бросаем в воду, а потом достаём, произнося при этом определённые звуки, слоги или слова. Выкладываем дорожки из этих камней. Можно проводить самомассаж с массажными мячами и пальчиковые игры в воде. Детям нравится дуть на маленькие фигурки, которые находятся в воде. Таким образом, стимулируем детей к речевой активности.

В работе с детьми более старшего возраста задания можно усложнять, например, чтобы закрепить понятия «гласный-согласный», «твёрдый-мягкий», и их цветовые обозначения, на дно ёмкости с водой кладут камушки трёх цветов: красные, зелёные, синие. Логопед называет звук, ребёнок даёт характеристику звука и достаёт камушек-жемчужину нужного цвета.

На логопедических занятиях мы используем музыкотерапию. Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты [1, с. 118].

Во время расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие. Тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.

Для музыкотерапии подходят: классические произведения, музыка перуанских индейцев, классическая этническая музыка и др.

Все методики используются в комплексе с традиционными.

Эти методы  значительно улучшают психоэмоциональный статус, избавляют детей от неправильного отношения к своему дефекту речи и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.

Список литературы

1.Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / под редакцией Е. А. Медведевой. - М.: «Академия», 2001. - 248 с.

2. Волков В.П. Ароматы в жизни человека / В.П. Волков. - М.: Диля, 2013. - 632 c.

3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии / Т. М. Грабенко, Т. Д.. Зинкевич - Евстигнеева - СПб.: Речь, 2002. – 224 с.

4. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. / А.Л. Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 48 с.

5. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. / А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко.- М.: Аркти, 2001.- 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми шестилетнего возраста, имеющих нарушения речи»часть1

данная презентация содержит кинезиологические упражнения, которые целесообразно использовать на занятиях логопеда...

Использование комплексной коррекционной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.

Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окр...

Физкультурно- оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения опорно - двигательного аппарата.

Одним из основных факторов  оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья является двигательная активность. Двигательная активность  - главный источник и побудительная сила охран...

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии.

Данная презентация позволит читателям не только просмотреть материал, но и некоторые кинезиологические упражнения проделать самим. Получить положительный опыт, а через некоторое время почувствовать се...

Методические рекомендации для педагогов по использованию музыкально-дидактических игр с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения речи

Ценность музыкально-дидактических игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование у д...

Горизонтальный пластический балет - технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста имеющих нарушения зрения.

Горизонтальный пластический балет - технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста имеющих  нарушения зрения....

"Использование технологии кинезиологического тейпирования в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение речи"

В данной статье речь идет о применении кинезиологических тейпов  для детей с нарушениями речи с целью коррекции и устранения речевых нарушений. Данная  методика доказала свою эффективность н...