План работы по самообразованию учителя-логопеда Запиваловой Светланы Сергеевны МБДОУ «Детский сад №87 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г. Казани на 2022 -2027 учебный год
материал по логопедии

Запивалова Светлана Сергеевна

Тема: Инновационные образовательные технологии  по профилактике и преодолению речевых нарушений у детей

дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

  

Актуальность.

   Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольном учреждении стала актуальна в наши дни. Она направлена на изучение научно-теоритической базы и передового педагогического опыта по данной проблеме.

   Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 21gplan_po_samoobr.1.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

 учителя-логопеда Запиваловой Светланы Сергеевны

МБДОУ «Детский сад №87 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района г. Казани

на 2022 -2027 учебный год

Тема: Инновационные образовательные технологии  по профилактике и преодолению речевых нарушений у детей

дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

   

Актуальность.

   Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольном учреждении стала актуальна в наши дни. Она направлена на изучение научно-теоритической базы и передового педагогического опыта по

данной проблеме.

   В современных социально – экономических условиях   развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят   задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания   детей с особыми возможностями здоровья. 

   Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда.

   Инновационные технологии в логопедической практике это:

- дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие),

- новые и обладающие повышенной эффективностью методы,  инструменты и приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога,

- новые способы взаимодействия педагога и ребёнка,

- новые стимулы, которые служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

   Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

   С введением ФГОС в дошкольное образование уделяется особое внимание развитию личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста, а также развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству. Развитие данных способностей, в современном  веке невозможно без использования инновационных технологий. Эти инновации принадлежат к числу эффективных средств  коррекционно - развивающей работы  и помогают достигнуть максимально успешных результатов  в преодолении речевой патологии  у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

   Следовательно, поиски новых приемов и методик в логопедической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.

   Инновационные образовательные технологии соответствуют приоритетным направлениям науки, которые определяются Государством. Переходом Российского образования на позиции личностно ориентированной педагогики, предполагающей не ограничиваться формированием программных знаний, умений, навыков, а стремиться развивать индивидуальные способности ребёнка, обусловлено стремление внедрять в свою  педагогическую деятельность инновации.

 

Цель: повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса.

 Задачи самообразования по теме: 

- изучение учебно-методической литературы, передового опыта по теме самообразования;

- овладение новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;

- планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса.

   

Этапы изучения темы:

1. Информационный блок.

 Переработка и анализ теоретических материалов.

2. Технологический блок. Проведение консультаций для педагогов по теме использования инновационных технологий в образовательном процессе; использование инновационных технологий в работе с родителями, воспитанниками ДОУ.

3. Организационный блок. Создание картотеки применения информационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников; помощь в организации и пополнении речевых центров  с учетом применения инноваций.

                             Формы работы по самообразованию

2022 – 2027 учебный год

n|n

Содержание работы

Сроки

1.

Информационно-аналитический этап

I. Изучение нормативно – правовой базы, законов, постановлений по ФГОС:

Законы РФ и документы Правительства РФ:

  • Ст.30 Конституции РФ ст. 7,9,12,14,17,18,28,32,33;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 года №966 «О лицензировании образовательной деятельности»;

Документы Федеральных служб:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 31.07.2020 №304-ФЗ
  • «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 года №966
  • «О лицензировании образовательной деятельности»;

Документы Федеральных служб:

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 N 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»

Нормативно-правовые документы Минобразования России:

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 31.07.20 № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. № 30384)

II. Изучение информационной и научно-методической литературы:

  • «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет».

Н.В. Нищева, Санк-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017 год.

  • « Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, рабочая программа учителя-логопеда».

Н.В. Нищева, Санк-Петербург,  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017 год.

  • «Если дошкольник  плохо говорит». Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет».

Т.А. Ткаченко, Москва, ЭКСМОДЕТСТВО, 2017 г.

  • «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой».

Р.Г.Бушлякова, Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011 г.

  • «Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет».

В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Москва, Издательство ГНОМ, 2015 г.

  • «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»

О.А. Зажигина, Санкт-Петербург, ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019 г.

  • «Пальчиковая гимнастика, 4-6 лет. Видеошкола раннего развития».

Ю.В. Терегулова, Москва, ООО «Рид Групп», 2012 г.

  • «Пальчиковые шаги».

Е.Ю. Тимофеева, Е.И. Чернова, Санкт-Петербург, «Издательсьво» «НАУКА», 2020 г.

  • «Весёлая дыхательная гимнастика».

Н.В. Нищева, Санкт-Петербург, ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019 г.

  • «Су-джок для всей семьи. Целительные точки

 на ступнях и ладонях».

Н. Ольшевская, Москва, Издательство АСТ, 2018 г.

  • «Логопедические занятия с элементами методики монтесори для детей 4-6 лет».

Н.В. Пятибратова, Москва, Творческий центр СФЕРА, 2010 г.

  • «Игротерапия в логопедии, психогимнастические превращения».

С.В. Исхакова, Ростов-на-Дону, «ФЕНИКС», 2015 г.

  • Научно-методический журнал «Логопед».
  • «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения».
  •  Работа с интернет-ресурсами как одна из основных инновационных технологий.

 2022-2027 г.

2.

3.

Внедрение в практику

  • Разработка рабочей программы, перспективных

планов, конспектов занятий, методических,

дидактических пособий, раздаточного материала, картотек с использованием  нестандартного оборудования (другие мероприятия).

  • Подготовка и проведение ПМПК: разработка

сценария выпуска детей, заполнение документации к ПМПК, отчет.

  • Составить картотеку игр и упражнений по

теме: «Весёлая дыхательная гимнастика» с использованием нестандартного оборудования.

Применение данных игр и упражнений на подгрупповых и индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения.

  • Подготовить к изданию авторский практический

 материал по развитию мелкой моторики рук ребёнка с использованием нестандартного оборудования-простых прищепок. Данные игры и упражнения  помогут укрепить  мышцы рук, подготовить детей к письму в школе, разовьют творческие способности и речь.

  • Самостоятельно разработать методические

 материалы различного уровня и характера.

Буклет: «Речевые игры по дороге в детский сад с использованием природного материала, который встречается по пути».

  • Взаимодействие с родителями (консультации,

беседы, тренинги, семинары-практикумы, другие формы работы).

  • Систематизировать и пополнять Портфолио

материалами по теме самообразования.

  • Разработать и реализовать краткосрочные и

долгосрочные проекты.

  • Применение ИКТ при проведении консультаций

для педагогов и родителей на коррекционных занятиях

  • Создание банка данных компьютерных

развивающих логопедических программ и игр.

  • Ведение электронной библиотеки
  • Создание современной, доступной, безопасной,

 вариативной, полифункциональной  предметно-

развивающей среды в группе согласно ФГОС ДО  и теме самообразования (атрибуты, центры активной деятельности детей).

Представление опыта работы

(открытые занятия, сообщения, выступления, разработка буклетов, мастер-классы, статьи, проекты и др.)

  •  Открытый просмотр НОД, любого другого

 мероприятия на уровне ДОУ (района, города, республики, всероссийский  и международный уровень).

  •  Выступление на методическом объединении

 учителей-логопедов района, города.

  • Участие в районных конкурсах для учителей-

логопедов, республиканском конкурсе «50 лучших инновационных идей для РТ»  в номинации «Дошкольное образование», всероссийских и международных конкурсах.

  • Обучение, курсы повышения квалификации,

вебинары, практические семинары, научно-методические семинары, онлайн конференции, олимпиады,  тренинги, самообразование по данной теме.

  • Публикации  педагогического опыта в сборниках,

 на портале «Продленка», «Инфоурок», «Видеоурок», «Логопедия для всех», «Логопедия.бу», «Логопортал», «Мультиурок», «Я – учитель», «Открытый урок».

  • Наличие персонального мини-сайта на nsportale:

ведение, обновление, совершенствование, мониторинг.

  • Изучение передового опыта учителей-логопедов

 из других регионов и стран.

2022-2027 г.

Ежегодно

Ежегодно

Постоянно

В течении

года

Постоянно

В течение всего периода

Ежегодно

В течении всего периода

В течении всего периода

По плану работы РМО

В течении всего периода

В течение всего периода

В течении всего периода

Постоянно

В течении всего периода

     

 Творческое сотрудничество по теме.

  1. Обеспечение внедрения инновационных технологий в НОД по развитию речи.
  2. Формирование банка методических идей.

Практический выход.

  1. Консультирование и подготовка информационно-методических материалов.
  2. Презентация разработанных и реализованных проектов.
  3. Составление картотеки инновационных технологий.
  4. Помощь в организации и пополнении речевых центров.

Реализация.

   Реализация плана по самообразованию предусматривает подбор и анализ литературы, поиск адресов передового педагогического опыта, изучение полученного банка данных по проблеме, оформление картотеки, знакомство с практическим опытом других педагогов, учреждений,  участие в методической работе,  подготовка сообщений и методических материалов.        

На данном этапе отрабатываются технологии, и осуществляется практическая работа по выбранной теме самообразования.        

Анализ результатов. Презентация.

Список изучаемой литературы:        

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011. 
  2. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2007. 
  3. Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2008.
  4. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. // Логопед. -2004. — № 2.
  5. Гин А. Приемы педагогической техники. – М.:Вита-Пресс, 2003.
  6. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.ТЦ Сфера, 2008.
  7. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий : пособие для преподавателей. – СПб. : КАРО, 2008.
  8. Леонова О.А. Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом: Практическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
  9. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе. // Логопед. — 2006. — № 4.
  10.  Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. // Логопед в детском саду. – 2006. — № 6.
  11.  Речедвигательная ритмика/ А.Я.Мухина. – М.: АСТ.: Астрель; Владимир ВКТ, 2009.
  12.  Рудик О.С. С детьми играем – речь развиваем. Часть 1. Учебно – методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
  13.  Рудик О.С. С детьми играем – речь развиваем. Учебно-методическое пособие: В 2ч. Ч. 2. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
  14.  Скакун В. А. Основы педагогического мастерства : учебное пособие. – М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.
  15.  Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Издательство «Просвещение», 2008.

 Интернет-ресурсы:

http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/Doshkoln_ped_1.htm

Журнал Обруч – http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=7&r=8&s=25

Журнал Дошкольное воспитание http://www.dovosp.ru/

План составила: учитель-логопед  Светлана Сергеевна Запивалова      01.11.2021 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период воспитателя МАДОУ «Детский сад №393 комбинированного вида» Ново - Савиновского района г. Казани Терещенко Надежды Петровны

Индивидуальный план повышения профессионального уровняна межаттестационный период  воспитателя МАДОУ«Детский сад №393 комбинированного вида»Ново - Савиновского района г. Казани Терещенко Надежды ...

План работы по предупреждению дорожно - транспортного травматизма в МБДОУ детский сад общеразвивающего вида "Снежинка" п.Нижнесортымский

План  работы по предупреждению дорожно–транспортного травматизма в  МБДОУ         детский сад  общеразвивающего вида «Снежинка»п. Нижнесортымский...

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15 «Ромашка» ЗМР РТ» Старыгиной Марины Анасовны на 2017-2022 уч. г.

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15 «Ромашка» ЗМР РТ» Старыгиной Марины Анасовны на ...

Анализ работы по самообразованию воспитателя Горкиной Светланы Сергеевны, МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад №7» за 2016-2017 учебный год.

Тема по самообразованю " Воспитание творческой направленности личности дошкольников в условиях коллективной деятельности"....

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад города Лениногорска»

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, ко...

План работы с родителями старшей разновозрастной группы "Совята" МБДОУ детского сада № 9 с. Тюльпаны 2019-2020 год

Работа с родителями старшей разновозрастной группы "Совята" МБДОУ детского сада № 9 с. Тюльпаны 2019-2020 год...