Проект «Музыкальная логопедия»
проект по логопедии (старшая группа)

Нечаева Ирина Геннадьевна

Творческий проект "Музыкальная логопедия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_dokument_microsoft_word.docx21.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №26 «Теремок»

г. Назарово Красноярского края

Творческий проект «Музыкальная логопедия»

                                                Разработала: Нечаева Ирина Геннадьевна

                                       музыкальный  руководитель первой

                              квалификационной категории

       

Участники проекта: педагоги, воспитанники ДОУ

Возрастная категория 5-7 лет

Сроки реализации: 6месяцев (сентябрь- февраль)

Интеграция проекта: познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно- эстетическое, речевое.

Актуальность: нарушение звукопроизношения и восприятия фонем у детей дошкольного возраста – один из основных дефектов в структуре речи. Музыка способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка. Музыкальные занятия являются синтетическим видом деятельности, они мпомогут исправить ряд речевых недостатков и способствуют развитию речи в целом. Чтобы помочь решить проблемы речевого развития детей посещающих ДОУ, был разработан проект «Музыкальная логопедия», в основу которого легли занятия, направленные на изучении музыкальной грамоты, и использовании музыкальных инструментов при отработке различных упражнений для развития моторики и исправления речевых нарушений.

Цель проекта: коррекция и профилактика речевых нарушений посредством синтеза музыки, движения и слова.

Задачи:

-  способствовать развитию речевого аппарата;

 -содействовать овладению и расширению активного и пассивного словаря;

 - создать условия для получения детьми знаний об основах музыкальной грамоты;

-  сформировать у детей потребность правильно употреблять поставленные звуки;

-  способствовать развитию правильного речевого дыхания;

-  развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.

- дать возможность детям самостоятельно применить на практике полученные знания и навыки игры на музыкальных инструментах.

Вид проекта – обучающий, творческий.

продолжительность – среднесрочный «сентябрь - февраль»

Участники проекта – дети 6-7 лет, учитель - логопед, музыкальный руководитель.

Гипотеза: коррекция речевого нарушения возможна при отработке логопедических упражнений, с помощью музыкального и голосового сопровождения без помощи взрослого.

Предполагаемые результаты:

- выработать правильное речевое дыхание у детей,

- сформировать фонематический слух, развить общую мелкую и артикуляционную моторику детей;

- повысить речевую активность детей;

- развить связную речь у старших дошкольников;

- оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение детей.

- познакомить с основами, игры на музыкальных инструментах.

Содержание и формы проекта:

Основы музыкальной грамоты;

Логопедические упражнения;

Артикуляционная гимнастика;

Музыкально-дидактические игры;

Релаксация;

Речевые игры;

Ритмические игры;

Дыхательные упражнения;

Логопедические распевки;

Музыкальный ритм и пение;

Пальчиковая гимнастика.

Методы и приемы:

Звукоподражание;

Словесный метод;

Игровой метод;

Метод показа.

Этапы работы над проектом:

Iэтап–подготовительный:

Определение темы, цели;

Определение задач;

Составление перспективного плана.

II этап –практический:

Проведение занятий;

III этап –заключительный:

Итог анализа работы;

Презентация проекта;

Итоговое мероприятие.

Первый этап: изучение методической литературы, определение цели и задачи проекта, составление перспективного плана.

Второй этап: проведение занятий 1 раз в неделю в соответствии с планом.

Основным принципом является принцип «от простого к сложному». Чтобы пробудить в ребенке интерес, каждое занятие должно начинаться с музыкально-ритмической игры. Такой прием способствует развитию у дошкольников мелодического и гармонического слуха, быстроты реакции, музыкальной памяти, коммуникативности, самостоятельности. Развивает статическую и динамическую координацию движений, целевую точность, умение детей выполнять движения в ритме музыки.

Занятия включают различные виды деятельности, направленные на исправление речевых нарушений. В игровой форме любое задание выполнять интереснее и веселее.

Артикуляционная гимнастика помогает улучшить подвижность артикуляционного аппарата, увеличить объем и силу движений, выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз. Музыкально-логопедические упражнения, проговаривание и пропевание слоговых рядов, необходимо использовать для постановки и автоматизации звуков.

Работа над звукообразованием начинается с распевок и логопедическихпопевок, которые способствуют развитию четкой речи. Тексты логопедических песенок вызывают интерес у детей, создают радостное настроение, ребенок с удовольствием подпевает их, занятия становятся веселыми и ненавязчивыми.

Одним из важнейших видов музыкальной деятельности детей является пение. Развивая певческие навыки, ребёнок работает над развитием речи.Сюда входит: работа над правильным произношением, чёткой дикцией, автоматизацией звуков, правильным речевым дыханием. Протягивание гласных звуков способствует развитию фонетико-фонематического слуха. Утрированное произношение и пропевание гласных "а", "о", "у", "и", "э" помогает добиться интонационной выразительности исполнения.

Слушание музыки обогащает словарный запас детей, формирует связную речь, способствует развитию фонетико-фонематического слуха.

Музыкально-дидактические игры, развивают у детей слуховое внимание, слуховую память, а также формируют знания о средствах музыкального звука (умение слышать высоту, длительность тембровую окраску звуков, громкость). Особенностью игр является то, что они могут использоваться детьми самостоятельно, вне занятий.

Помимо этого, речь ребенка можно развивать и через другие виды музыкальной деятельности. Как известно, развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров головного мозга, поэтому музыкальные пальчиковые игры тоже вносят свой вклад в развитие речи детей.

Игра на музыкальных инструментах: металлофоне, звуковых колокольчиках способствует развитию ритмического чувства, а также нормализации и регулированию темпа и ритма речи (высказывания). Наличие связи речи и движений в игре на музыкальных инструментах позволяет контролировать артикуляцию, дыхание, качество выполнения движений «крупной» и «мелкой» моторики. Дети знакомятся с синтезатором и постепенно приобретают навыки игры на нём. Таким образом, в работе над любой песней или упражнением решаются и музыкальные, и логопедические задачи.

Третий этап: презентация проекта, открытое итоговое занятие с воспитанниками.

Список используемой литературы:

1. Картушина М. Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 - 7 лет»;

2. Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению;

3. Королева Е. А. Музыка в сказках, стихах и картинках;

4. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и детей. –Ярославль: Академия развитии, 1997 г. ;

5. Гусева С. И. Путешествие в музыкальную страну (мелодия и ритм)

6. Мишина Е. Н., Коннова Е. А. «Логоритмика для детей 6 – 7 лет»;

7. С. В. Крупа – Шушарина «Логопедические песенки»;

8. Астафьева Е. О. Играем, пишем, читаем (методическое пособие, конспект) СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2017 г.

9. Новиковская О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ: «Музыкально-валеологическое воспитание старших дошкольников средствами музыкального фольклора»

Цель проекта.Освоение детьми фольклорного наследия средствами валеологических технологий(через постановку фольклорных спектаклей). Задачи:1.Развивать желание знакомиться с разнообразными ж...

Музыкальное развлечение для детей и родителей старшей группы Краткосрочный проект Музыкальный руководитель Китова.Я.А.

Музыкальное развлечение для детей и родителей старшей группыКраткосрочный проектМузыкальный руководитель Китова Я.А....

Совместный проект музыкального руководителя и учителя – логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста « Я пою и говорю - Времена года»

В последние годы,  к сожалению, отмечается увеличение количества  детей, имеющих проблемы с речью.Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей ...

Проект. Краткосрочный проект по логопедии

Краткосрочный проект на 1 месяц на тему 23 февраля...

Совместный проект учителя - логопеда и музыкального руководителя: «Развитие речевой активности у дошкольников с ТНР».

Почему  возникла  идея  совместного  проекта  музыкального  руководителя  и  учителя  - логопеда?  Да  потому,  что  можно  скольк...

Совместный проект музыкального руководителя и логопеда

Развитие речевой активности у дошкольников с ТНР...