Конспект открытого занятия в подготовительной группе.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Николаевская Софья Николаевна

Дифференциация звуков Р-Рь. Буква "Р".

Лексическая тема: "Школа. Школьные принадлежности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neznayka_i_romashka.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Звуки [Р-Рь]. Буква «Р».

Лексическая тема:

«Школа. Школьные принадлежности».

Цели.

1.Коррекционно-образовательная.

  • Дифференцировать звуки [Р-Рь].

2.Коррекционно-развивающие.

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Уточнить артикуляцию звуков [Р-Рь]. Закрепить их правильное произношение (связь звуков с буквой).
  • Развивать и обогащать активный словарь по теме «Школа. Школьные принадлежности».
  • Тренировать навык отвечать полным ответом.
  • Развивать фонематические процессы.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать координацию речи с движением.
  • Тренировать навык чтения.
  • Развивать грамматический строй речи (уметь исправлять ошибки-аграмматизмы в речи).
  • Учить решать логические задачи.

3.Коррекционно-воспитательные.

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Преодолевать негативизм к занятиям.

Оборудование: компьютерная презентация к занятию, картинки с изображением Незнайки и Ромашки.

Предварительная работа: знакомство детей с героями рассказа Н. Носова «Незнайка в солнечном городе» - Незнайкой и Ромашкой; разучивание школьных правил в стихотворной форме.

План занятия.

I   Организационный момент.        

Звучит звонок. На доске расположены картинки с изображением Незнайки и Ромашки.

Предложение оказать помощь героям в подготовке к школе.

II   Основная часть.

2. Артикуляционная гимнастика.

 3. Упражнение на дыхание.

4. Сообщение темы занятия.

5. Характеристика звуков [Р-Рь]. Буква «Р».

6. Словесная игра «Правила поведения в школе».

7. Интерактивная игра «Собери ранец/рюкзак в школу».

8. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.

9.Гимнастика для глаз.

10. Упражнение на развитие общей моторики «В школу».

11..Упражнение «Наоборот».

12.Логические задачи.

13.Упражнение «Исправь ошибки». Чтение.

III  Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

Этап

Слова и действия логопеда

Слова и действия детей

I

Звучит звонок. На доске расположены картинки с изображением Незнайки и Ромашки.

- Незнайка и Ромашка в сентябре собираются идти в школу, но ещё ничего не знают о ней. Поможем им во всем разобраться и подготовиться к школе?

Дети соглашаются помочь героям подготовиться к школе.

II

2. Артикуляционная гимнастика.

Выполним артикуляционную гимнастику.

Упражнения:

— для челюсти: движение челюстью вправо-влево, резко опустить челюсть вниз;

  • для губ: «улыбка» — «рупор»;
  • для языка: язык «лопаточкой», «чашечкой», поднимаем к альвеолам и заводим моторчик: трррр (то же с мягким звуком Рь).

3.Упражнение на дыхание:

Вдох через нос — выдох через нос;

вдох через нос — выдох через рот;

вдох через рот — выдох через рот;

вдох через рот — выдох через нос.

4. Сообщение темы занятия.

Незнайка взял в школу – ранец, а Ромашка – рюкзак. Назовите первые звуки в словах «ранец» и «рюкзак». Сегодня игры и упражнения будут со звуками [Р-Рь]. Буквой «Р»

5. Характеристика звуков [Р-Рь]. Буква «Рр».

Повторение стиха про букву «Р»: 

Как запомнить букву «Р»?

Каждый может, например,

Руку на бочок поставить,

И друг другу «Р» представить!

6. Словесная игра «Правила поведения в школе».

Научим Незнайку и Ромашку правилам поведения в школе.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и …(внимательным).

Всё пиши, не отставая,

Слушай не…(перебивая).

Говорите чётко, внятно,

Чтобы всё было…(понятно).

Если хочешь отвечать

Надо руку…(поднимать).

На математике считают,

На переменке…(отдыхают).

Если друг стал отвечать,

Не спеши…(перебивать).

А помочь захочешь друг-

Подними спокойно…(руку).

Знай, закончился урок,

Коль услышал ты…(звонок).

7. Интерактивная игра «Собери ранец/рюкзак в школу».

- Давайте решим, что нужно положить в рюкзак/ранец. Что пригодиться в школе, а что нет.

8. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук

Ручка..карандаш..пенал..

Всё ли в школу я собрал?

Книжки точно положил

И тетрадки не забыл..

Рисование..труды..

Физкультуру принеси.

Я закрыл портфель с трудом…

Что-то даже с кулаком..

А поднять уже не смог.

Хорошо что брат помог.

Как портфель я донесу?

Как до школы с ним дойду?

9.Гимнастика для глаз.

Дадим нашим глазкам отдохнуть. Нарисуем глазами школу.

От нижнего левого угла ведём взглядом вверх, потом рисуем крышу, ведем взглядом в нижний правый угол, рисуем пол. Закрываем глаза и держим закрытыми под счёт до 5.

Устали наши глазки. Выполним гимнастику для глаз.

10.Упражнение на развитие общей моторики «В  школу».

 Импровизация движений в соответствии с текстом.

Скоро в школу мы  пойдём,

И портфель с собой возьмём.

В школе будем мы читать,

Будем ручками писать.

Физкультурой заниматься,

На «отлично» все стараться!

11.Упражнение «Наоборот».

Научим ребят выполнять упражнение «Наоборот».

Жар-жарь    рад-ряд

Пар-парь     рады-ряды

Хор-хорь     рысь-рис

Удар-ударь  пары-пари

Горка-горька  шар-шарь

Зорко-зорька  комар-комарик

12. Логические задачи.

В школе надо решать задачи. Давайте вместе решим логические задачи.

  1. У первоклассницы Оли есть брат Женя, мама Наталья Игоревна и папа Андрей Александрович. Какое отчество у Оли?
  2. Кто из животных носит каменную рубаху?
  3. Что можно увидеть с закрытыми глазами?

13. Игра «Исправь ошибки».

Незнайка написал предложения в школьной тетради. Но совершил много ошибок. Давайте прочтём и исправим ошибки:

У меня есть портфеля.

У меня нет тетрадка.

Я забыл дома линейкой.

Я пишу ручки.

Я рисую в альбом.

 

Выполняют упражнение.

[Р]- первый звук в слове «ранец»;

[Рь]- первый звук в слове «рюкзак».

[Р]- согласный, звонкий, твёрдый звук, обозначается синим цветом.

[Рь]- согласный, звонкий, мягкий звук, обозначается зелёным цветом.

Буква «Р». Дети рассказывают стих о букве.

Дети добавляют необходимые слова, подходящие под рифму и по смыслу.

Дети выбирают необходимые школьные принадлежности, определяют какой звук слышится в каждом слове ([Р или Рь]) (тетрадь, ручка, карандаш, акварель, циркуль, стиральная резинка, спортивная форма, конструктор,)

Выполняют упражнения для глаз.

Выполнение движений по ходу слов.

Дети называют точно такое же слово, что и логопед, единственное, что заменяют в нём звук [Р] на [Рь].

  1. Андреевна.
  2. Черепаха.
  3. Сон.

У меня есть портфель.

У меня нет тетрадки.

Я забыл дома линейку.

Я пишу ручкой.

Я рисую в альбоме.

III

14.Итог занятия.

Звенит звонок. Незнайке и Ромашке пора возвращаться домой.

Они очень благодарны нам за помощь в подготовке к школе. Наши герои столько всего узнали!  Какие звуки мы сегодня повторяли? Давайте попрощаемся с попрощаемся с ними и нашими гостями.

-[Р-Рь]

-До свиданья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЭМОЦИЙ»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ  «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЭМОЦИЙ»...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ознакомлению с природой на тему "Экскурсия по временам года"

Программное содержание: •    Систематизировать знания детей о сезонных изменениях; •    Уметь узнавать по голосу животных и птиц, выделяя яркие отличительные признаки и...

План-конспект открытого занятия для подготовительной группы

Сценарий физкультурного развлечения на основе подвижных игр с применением методики обучения подвижным играм...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Что мы знаем о рыбах"

На занятие дети уточняют и закрепляют знания о рыбах (морских и речных), работают со схемой, делают сообщения по теме, разгадывают кроссворд....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе группе «Экспериментирование с воздухом»

Данная образовательная деятельность способствует обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха,расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека,животных,растений...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Семецветик» Занятие с использованием нетрадиционной техники рисования «по мокрому»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Семецветик»Занятие с использованием нетрадиционной техники рисования «по мокрому»...