Конспект открытого занятия в подготовительной группе.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Николаевская Софья Николаевна

Гласные звуки. Обобщающее занятие.

Летксическая тема: "Животные жарких стран".

Экологическое воспитание детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oz_glasnye.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Звуки [А] - [У] - [О] - [И] - [Э] - [Ы].

Цели.

1.Коррекционно-образовательная.

  • Дифференцировать звуки [А]-[У]-[О]-[И]-[Э]-[Ы].
  • Формировать понятие о слогообразующей роли гласных звуков.

2.Коррекционно-развивающие.

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Уточнить артикуляцию звуков [А]-[У]-[О]-[И]-[Э]-[Ы]. Закрепить их правильное произношение (связь звуков с буквой).
  • Развивать грамматический строй речи (образование сложных слов, образование относительных прилагательных от существительных).
  • Формировать навык деления слов на слоги.
  • Развивать и обогащать активный словарь по теме «Животные жарких стран» (уточнить названия животных жарких стран).
  • Тренировать навык отвечать полным ответом.
  • Развивать фонематические процессы.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать координацию  речи с движением.

3.Коррекционно-воспитательные.

  • Воспитывать экологическое мышление.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Преодолевать негативизм к занятиям.

Оборудование. Звуковички гласных звуков, компьютерная презентация к занятию, предметные картинки; картинки с изображением: машины, контейнеров для мусора.

Словарная работа:

Турист -человек, путешествующий для собственного удовольствия или с целью самообразования.

План занятия.

I   Организационный момент.        

1.   Повторение. Гласные звуки.

II   Основная часть.

2. Артикуляционная гимнастика.

 3. Упражнение на дыхание «Мартышки нюхают цветы».

4. Сообщение темы занятия.

5. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук «Я по Африке гулял».

6. Слогообразующая роль гласных звуков: игра «Собери осколки стекла».

7. Определение гласного звука в слове. Игра «Найди пару».

8. Деление слов на слоги. Игра «Делим слова на слоги».

9. Упражнение на развитие общей моторики «Я по Африке иду».

10.Упражнение «Вставь пропущенную букву».

11. Понятие «предложение», схема предложения. (Мартышка ест банан).

12. Звуко-слоговой анализ и синтез слова мусор. Выкладывание из букв.

III  Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

Этап

Слова и действия логопеда

Слова и действия детей

I

1. Сегодня к нам на занятие пришли девочки-звуковички. Давайте вспомним их имена и звуки.

-Какие это звуки?

-Почему они гласные?

Буквы.

Аля, Уля, Оля, Инна, Эля, безымянная девочка, т.к. нет имени на звук [ы].

Гласные звуки – умеют петь, поются с голосом, обозначаются красным цветом.

А, У,О,И,Э,Ы

II

2. Артикуляционная гимнастика.

Выполним артикуляционную гимнастику.

  • для челюсти: рот открыть, движение нижней челюсти вправо—влево;
  • для губ: оттянуть нижнюю губу книзу (передние нижние зубы видны), удержать под счёт от 1 до
    6—8, вернуть в исходное положение; поднять верхнюю губу (передние верхние зубы видны), удержать под счёт от 1 до 6—8, вернуть в исходное положение;
  • для языка: прятать кончик языка за верхние, затем за нижние зубы (4 раза);
  • Пропеть гласные.

3.Упражнение на дыхание:

Мартышки нюхают цветы.

А как умеешь нюхать ты?

И.П. Стоя, ноги врозь, напрячься.

Руки в сторону – вдох.

Медленно выдыхать, расслабиться, опустить руки вниз.

4. Сообщение темы занятия.

Наш девочки-звуковички отправляются в экологическое путешествие в Африку, чтобы посмотреть на животных этой страны и убрать мусор за другими туристами. Поедут они на большой машине, в которой можно всем разместиться и увезти собранный по пути мусор.

5. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук «Я по Африке гулял».

Разомнём пальцы перед большим путешествием.
Я по Африке гулял
И зверей там повидал:

 (Ходим по столу указательными и средними пальцами обеих рук)
Длинношеего Жирафа
Высотою аж в три шкафа

 (Пальцы рук складываем в кулаки, большие пальцы выставляем вверх)
Черепаху, Тигра, Льва
И огромного Слона.

Массаж пальцев от большого к мизинцу.

6. Игра «Собери осколки стекла» (Повторение: песенка слияние или нет).

Первым им на пути встретился - слон. Какой гласный звук слышится в слове «слон»? У слона толстая кожа. Значит он какой? На тропе слона битое стекло.

Что нужно сделать?

На осколках – слоги. Подумайте и скажите, на вашем осколке слог-слияние или нет?

- Осколки стекла сложим в контейнер для стекла. Мусор из стекла какой?

Помогли слону. Едем дальше.

7.Игра «Найди пару».

Следующее животное – Жираф.

Какие гласные звуки слышаться в слове «жираф»?

У жирафа длинная шея, значит он какой?

Жираф ест листья с высоких деревьев. Ветер поднял  пакеты, что разбросали туристы, и они запутались в ветвях деревьев. Как мы поможем жирафу?

На каждом пакете нарисована картинка. Ваша задача определить гласный звук в слове-картинке и найти себе пару - ребёнка у которого на картинке, такой же гласный звук.

- Мы собрали пакеты из пластика. Мусор из пластика какой? Уберём его в контейнер для пластикового мусора? Едем дальше.

8. Игра «Делим слова на слоги».

Следующее животное – лев. Какой гласный звук в слове «лев»?

У льва короткая шерсть, значит он какой?

Рядом со львом, лежит большая гора мусора из бумаги. Давайте разберём его. Поделите слова на слоги.

Правило.  Сколько в слове гласных, столько и слогов.

                  Это знает каждый из учеников.

-Мусор и бумаги какой? Уберём в контейнер для бумажного мусора.

Устали. Надо отдохнуть, размяться.

9.Упражнение на развитие общей моторики «Я по Африке иду»

Я по Африке иду, замечая на ходу:

Ходьба на месте

Как над морем буйных трав, шею вытянул жираф.

Руки вверх, потягивания.

У меня над головой пальма зашуршит листвой.

Наклоны с поднятыми над головой руками.

Но придётся приседать, чтобы фиников набрать.

Приседания.

А огромный старый слон – посылает нам поклон.

Круг руками. Поклоны.

Мы прогулку завершим и на место поспешим.

Ходьба на месте. Садятся за свои места.

Едем дальше.

10.Игра «Вставь пропущенную букву».

Следующее животное – зебра. Назовите гласные в слове «зебра»?

У зебры окрас в полоску, значит она какая?

Зебры идут на водопой. Но повсюду валяются металлические банки. Что мы сделаем с банками?

Вставь в слово пропущенную букву. Какое слово получилось?

Собрали мусор из металла. Мусор из металла какой? Уберём его в контейнер для мусора из металла.

Едем дальше.

11. Понятие «предложение», схема предложения.

Следующее животное – мартышка. Какие гласные в этом слове?

У Мартышки длинный хвост, значит она какая?

Мартышек все пытались покормить разной едой. Поэтому теперь здесь много пищевых отходов.

Давайте здесь уберёмся. Подумайте, что не ест мартышка?

- А что ест мартышка?

-Что вы сказали?

Правило. Предложение – это цепочка слов.

                 Слова в предложении дружат друг с другом.

                 Первое слово пишется с большой буквы.

                 Слова пишутся отдельно.

Схема предложения «Мартышка ест банан».

Мы собрали пищевой мусор и уберём его в контейнер для каких отходов?

12. Звуко-слоговой анализ и синтез слова мусор.

Выкладывание из букв.

Посмотрите ребята, сколько мусора мы собрали по всей Африке.

Давайте сделаем разбор слова «мусор».

Пора нам всем возвращаться в детский сад.

 

Выполняют упражнение.

-[О].

-Толстокожий.

-Собрать осколки стекла с тропы.

АМ-нет, КУ-слияние, СО-слияние, ЫТ-нет, ПИ-слияние, ХЭ-слияние, ИН-нет, ЛО-слияние, БА-слияние.

-Стеклянный.

-Ы, А

- Длинношейный.

- Очистим дерево от пакетов.

Мак-рак

Лист-бинт

Руль-гусь

Дом-сом

Дым-сыр

- Пластиковый.

- [Э].

- Короткошёрстный.

Коробка, газета, конверт, журнал, книга, тетрадь, блокнот, альбом, салфетки.

-Бумажный.

Э,А

- Полосатая.

- Уберем банки.

Бак, бык, бок, бук.

- Металлический

-А,Ы,А

- Длиннохвостая.

- Мартышка не ест орехи (чипсы, конфеты, шоколад, зефир…)

- Мартышка ест банан.

- Предложение.

- Пищевых отходов

III

13.Итог занятия.

Вместе с девочками – звуковичками, мы побывали в Африке. Помогли животным – навели порядок и убрали весь мусор. Животные нам за это очень благодарны. Давайте попрощаемся с животными, звуковичками и нашими гостями.

- До свиданья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЭМОЦИЙ»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ  «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЭМОЦИЙ»...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ознакомлению с природой на тему "Экскурсия по временам года"

Программное содержание: •    Систематизировать знания детей о сезонных изменениях; •    Уметь узнавать по голосу животных и птиц, выделяя яркие отличительные признаки и...

План-конспект открытого занятия для подготовительной группы

Сценарий физкультурного развлечения на основе подвижных игр с применением методики обучения подвижным играм...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Что мы знаем о рыбах"

На занятие дети уточняют и закрепляют знания о рыбах (морских и речных), работают со схемой, делают сообщения по теме, разгадывают кроссворд....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе группе «Экспериментирование с воздухом»

Данная образовательная деятельность способствует обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха,расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека,животных,растений...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Семецветик» Занятие с использованием нетрадиционной техники рисования «по мокрому»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Семецветик»Занятие с использованием нетрадиционной техники рисования «по мокрому»...