" Роль семьи в развитии речи дошкольников"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Григорьева О.Н

Конспект родительского собрания ,памятка,анкетирование родителей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Концепция  родительского собрания

«Роль семьи в речевом развитии младшего дошкольника»

Для каждого из родителей их ребёнок самый лучший; все желают, чтобы он стал успешным. Огромная роль в достижении успеха принадлежит речи. Язык занимает важное место в развитии ребёнка. Только через родной язык дитя входит в жизнь окружающих людей. Хорошее знание русского языка ребёнку необходимо для изучения других предметов, для овладения программой детского сада, а в последующем и школой. Непременным условием нормального развития речи младшего дошкольника является своевременное предупреждение  всевозможных её недочётов. Часто в семье родители понимают младшего дошкольника с полуслова и считают, что речь ребёнка должна развиваться без специального воздействия, самостоятельно. Поэтому многие дети не испытывают неудобства из-за несовершенства своей речи. Посторонние же не понимают искажённых, неправильно произносимых слов. Такая речь затрудняет общение с людьми, способствует развитию замкнутости, накладывает отпечаток на формирование характера ребёнка. Некоторые родители осознают проблемы в речевом развитии своего ребёнка, но не обладают необходимым запасом знаний для их предупреждения.

Для решения этой проблемы у родителей дошкольников был выявлен запас знаний по данному вопросу и повышена их педагогическая компетентность. С этой целью в процессе проведения родительского собрания в форме ток-шоу были использованы следующие педагогические технологии:

  • обмен опытом (мастер-классы);
  • анализ педагогических ситуаций (мозговой штурм);
  • просвещение и обучение приёмам помощи собственным детям в коррекционной деятельности (тренинги);
  • организация совместной деятельности.

Приложение 1

Анкета

Уважаемые родители, просим Вас принять участие в анкетировании, которое поможет педагогам спланировать работу по развитию речи с Вашим ребёнком.

  1. Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребёнка?
  • Родители.
  • Детский сад.
  • Речь ребёнка должна развиваться самостоятельно.
  1. Кто из членов семьи больше уделяет вниманию ребёнку и общается с ним?
  2. Проводите и вы со своим ребёнком работу по совершенствованию речи?
  • Да.
  • Нет.

Если проводите, расскажите какую?

  1. Как Вы оцениваете речь Вашего ребёнка в целом?
  • Имеются незначительные отклонения.
  • Ребёнок владеет речью в соответствии с возрастом.
  • Имеются серьёзные нарушения речи.
  1. Следите ли Вы за тем, как говорит Ваш ребёнок?
  • Да.
  • Нет.
  1. Сформирована ли у Вашего ребёнка пассивная (понимание) и активная (разговорная) речь?
  • Только пассивная речь.
  • Только активная речь.
  • В полной мере и активная и пассивная речь.
  1. Исправляете ли вы ошибки в речи своего ребёнка?
  • Да.
  • Нет.
  1. Как, по вашему мнению, родители могут повлиять на овладение ребёнком правильной речью? Если да, то, какими способами?

Приложение 2

Диагностика овладения устной речью младшими дошкольниками

Ведущий - логопед: Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются многие родители, о роли семьи в развитии речи младшего дошкольного возраста. Речь – явление социальное, которое служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребёнка. Необходима ли помощь взрослого в овладении ребёнком правильной речью? Специалисты, проведя анкетирование родителей детей младшего дошкольного возраста, выявили, что в этом вопросе мнения разделились. Предлагаю Вашему вниманию видео – ролик.  

1родитель: (видео) Я считаю, что речь ребёнка должна развиваться самостоятельно, без специального воздействия, помощи взрослых. Не следует беспокоиться в этом вопросе.

Обсуждение  вопроса.

1родитель: Развитием речи ребёнка должны заниматься педагоги детского сада, так как у нас совершенно нет на это времени, а главное – запаса соответствующих знаний .

2 родитель: Родители должны принимать активное участие в развитии речи дошкольника.

Ведущий - логопед: Обследование устной речи детей учителями-логопедами показало, расхождение взглядов специалистов и родителей на уровень овладения речью младшими дошкольниками (диаграмма на экране).

  • Имеются незначительные отклонения (логопеды 35%, родители 24%);
  • Ребёнок владеет речью в соответствии с возрастом (логопеды 15%, родители 66%);
  • Имеются серьёзные нарушения речи (логопеды 50%, родители 10%).

Ведущий - логопед: Предлагаю провести экспресс - опрос: должны ли родители принимать активное участие в развитии речи дошкольника? (сигналы). Экспресс - опрос показал, что большинство родителей  желали бы принимать в этом активное участие. Нам предстоит разобраться, что для этого необходимо.

Обсуждение  вопроса.

1родитель: Необходим запас соответствующих знаний.

2 родитель: Расширение общения с ребёнком.

3 родитель: Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Ведущий - логопед: Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят  за своей речью, то до уха ребёнка многие слова долетают искажённо / «смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д./

Ведущий - логопед: Какие способы расширения общения вы можете предложить?

Родители:

- организация специальных речевых игр,

- оречевление действий ребёнка на протяжении всех режимных моментов,

-вызывать ребёнка на диалог, расспрашивать о прошедших событиях в жизни ребенка и т.д

-разыгрование театрализованных представлений (видео).

Ниже я хочу привести пример того, как проводить домашние задания по развитию речи. Для этого ничего специально не нужно организовывать. Родителям не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильмы.

Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребенка, причем любого возраста. Для начала устройте соревнование «подбери словечко» (Яблоко какое? – сладкое, сочное, круглое, блестящее, большое, спелое, душистое, желтое, тяжелое, вымытое).

Игра пройдет интереснее, если вы пригласите других членов семьи, друзей вашего ребенка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.

А пока оно еще цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.

Следующая игра будет назваться «Вспомни сказку». (В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки» и др.) Тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко.

А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой – игра с союзом «а» - «Сравни два яблока» (1 яблоко желтое, а 2 – красное; одно сладкое, а другое – кислое; у первого коричневые семечки, а у второго – белые и т. д.)

Аналогичным образом любо предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития речи.

На прогулке. Вы можете прививать знания и закреплять у него речевые навыки по темам: «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Город», «Транспорт», «Птицы» и др.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми. Все это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в виде беседы. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребенка, а вместе с ним словарь существительных, глаголов, прилагательных. Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребенка понятно говорить их.

Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голос птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимание. Ребенку будут интересны игры «О чем рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».

На кухне. У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по следующим темам: «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Фрукты», «Овощи» и др. Например, выясните у ребенка, где растут овощи, вспомните вместе названия различных блюд из овощей (гороховый суп, картофельное пюре).

Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д., часто бывает так, что дети заменяют эти действия общими словами «готовит» или «делает»). Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, черствый и т. д.). Задавайте ребенку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы еще забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь на кухне. И пусть рассказывает вам о том, что он делает. Ведь в деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

На даче. Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др.

Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь ребенок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом дается урожай.

Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребенка, все равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас.

Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай о чем я говорю», «Скажи наоборот» и т. д.

Не стоит упускать малейшего повода что-то обсудить с ребенком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога – малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребенок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнерские отношения).

Ведущий - логопед: С какие формы работы, дающие толчок развитию речи Вы используете?

Родители:

- артикуляционная гимнастика,

-пальчиковые игры,

-музыкальные речевые игры Железновой,

-Су-джок терапия.

Учитель - логопед: биоэнергопластика.

Учитель - логопед: развитие речевого выдоха.

Учитель - логопед: развитие фонематического слуха.

Учитель - логопед: речевые игры.

Невролог:

Ведущий - логопед: Важно отметить, что занятия станут наиболее успешными, если они доставляют удовольствие. Положительный эмоциональный настрой совершенно необходим, поскольку занятия по принуждению, при негативном отношении к ним со стороны ребенка не дают и не могут для положительного результата.

Список литературы

  1. Расторгуева Н. И. Развиваем речь ребенка на прогулке, на кухне, на даче.
  2. Резниченко Т. С., Ларина О. Д. Русский язык – от игры к знаниям. – СПб., 2004
  3. Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. - М. 2005.
  4. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи. – М. 2008.

Памятки:

  1. Последовательность появления звуков в онтогенезе
  2. Речевые игры.


Предварительный просмотр:

Сценарный план родительского собрания по теме:

«Роль семьи в речевом развитии младшего дошкольника»

Цель: развитие взаимодействия дошкольного учреждения и семьи путём повышение педагогической компетентности родителей в вопросе о роли семьи в развитии речи ребёнка младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Выявить накопленный опыт родителей в вопросе развития речи ребёнка.
  2. Вооружить родителей  необходимыми знаниями и умениями.
  3. Научить  эффективным способам взаимодействия с ребёнком для профилактики и коррекции  речевых нарушений.

Оборудование: проектор, ноутбук, сигналы.

Форма организации: ток-шоу.

Предварительная работа:

  1. Обследование речи детей младшего дошкольного возраста.
  2. Анкетирование родителей по теме: «Роль семьи в развитии речи младшего дошкольного возраста».
  3. Подготовка видео - роликов.

Этапы

Цель этапа

Инструментарий педагога по достижению цели

Раздаточный материал

Деятельность родителей

Планируемый результат

  1. Вводный

Ведущий, учитель-логопед предлагает поговорить  о важной проблеме, с которой сталкиваются многие родители, о роли семьи в развитии речи ребёнка  младшего дошкольного возраста. Речь – явление социальное, которое служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребёнка. Необходима ли помощь взрослого в овладении ребёнком правильной речью? Учителя-логопеды, проведя анкетирование родителей детей младшего дошкольного возраста, выявили, что в этом вопросе мнения разделились.

Ведущий предлагает  вниманию родителей видео – ролик.

Введение в тему родительского собрания.

Просмотр видео-ролика (выступление родителя о том, что речь ребёнка должна развиваться самостоятельно, без специального воздействия, помощи взрослых).

Мотивирование  на обсуждение проблемы.

  1. Основной

Ведущий, учитель-логопед предлагает обсудить видео-ролик.

Ведущий учитель-логопед предлагает родителям ознакомиться с результатами взглядов специалистов и родителей на уровень овладения речью младшими дошкольниками и высказать своё мнение о причине такого расхождения:

  • имеются незначительные отклонения (логопеды 35%, родители 24%);
  • ребёнок владеет речью в соответствии с возрастом (логопеды 15%, родители 66%);
  • имеются серьёзные нарушения речи (логопеды 50%, родители 10%).

Ведущий учитель-логопед проводит экспресс - опрос: должны ли родители принимать активное участие в развитии речи дошкольника? 

Ведущий учитель-логопед  делает вывод: экспресс - опрос показал, что большинство родителей  желали бы принимать  активное участие в профилактике речевых нарушений у дошкольников.

Ведущий учитель-логопед предлагает обсудить, что для этого необходимо?

Ведущий учитель-логопед  предлагает неврологу присоединиться к обсуждению проблемы.

Невролог сообщает о том, что речь возникает при наличии биологических предпосылок (нормальном созревании и функционировании центральной нервной системы). Механизмы речи связаны с деятельностью мозга, поражение разных участков коры головного мозга приводит к нарушениям речи. При отягощенном анамнезе развития ребенка (инфекции матери во время беременности, кислородном голодании  плода, травмах мозга, резус-конфликте матери и ребенка) родители обязательно должны обратиться к специалистам за помощью. В норме активная речь у детей развивается на основе подражания речи взрослых; поэтому недоразвитие речи  может быть связано с недостатками общения со взрослыми. Часто члены семьи, подлаживаясь к языку ребёнка, не стимулируют, а задерживают развитие речи малыша. Говорить с детьми надо медленно, ясно и громко.

Ведущий учитель-логопед  просит родителей поделиться опытом и рассказать об используемых ими формах работы, дающих толчок дальнейшему развитию речи детей.

Ведущий учитель-логопед  предлагает своей коллеге познакомить родителей  с современными профилактическими  технологиями коррекционной работы.

Учитель-логопед предлагает с целью профилактики и коррекции речевых нарушений объединить предложенные родителями приемы с психогимнастическими упражнениями.  Идея использования психогимнастики на занятиях логопеда дает широкий спектр для совместного творчества взрослых и детей. Через телесные превращения дети актуализируют и формируют представления о свойствах предметов, природных явлениях, повадках животных. У детей уточняются и формируются представления об эмоциональных состояниях и личностных особенностях человека; развивается воображение; расширяется словарный запас; снимается мышечное напряжение; формируются мимические и пантомимические навыки. С помощью выразительных движений мимики и пантомимики психогимнастика вводит детей в игровую терапию, оказывая тем самым коррекционное воздействие. А теперь предлагаю родителям превратится в детей и отправится в путешествие со слоненком по зоопарку.

Жил был слоненок. (демонстрируется картинка слоненка). Он проснулся рано утром и  улыбнулся и почистил зубки (выполняем артикуляционные упражнения «Улыбка» «Почистим зубки» с движений ладони, присоединяя элементы бионергопластики. Наступил день и слоненку стало скучно и одиноко (взрослый уточняет: слоненок веселый или грустный? Далее присоединяем элементы психогимнастики, предлагаем изобразить грусть -морщим лоб, сдвигаем брови, опускаем глаза. Решил слоненок сходит в зоопарк. Там столько интересных зверей! Я обязательно должен познакомится с ними. (изображаем эмоцию интереса- широко раскрываем глаза, приподнимаем брови). Ходил слоненок по зоопарку и смотрел, какие все звери удивительные………..

Ведущий учитель-логопед  делает вывод о том, что предметом для речевого развития ребёнка может стать любой предмет, явление природы, настроение, поступки; предлагает разыграть ситуации организации речевых игр по обогащению активного словаря дошкольника на прогулке, на даче, на кухне.

Ведущий учитель-логопед   знакомит родителей с опытом коллеги, учителя – логопеда по развитию фонематического слуха.

Сигнальные карточки.

Обсуждение видео-ролика.

Варианты ответов на вопрос необходима  ли помощь взрослого в овладении ребёнком правильной речью:

-развитием речи детей должны заниматься педагоги детского сада;

-родители должны принимать активное участие в развитии речи дошкольника.

Выявление расхождений взглядов специалистов и родителей на уровень овладения речью младшими дошкольниками на диаграмме, представленной на экране.

Вывод о том, что специалисты более компетентны, чем родители во взгляде на речевые нарушения.

Участвуют в экспресс-опросе, показывая сигналами свой положительный или отрицательный ответ.

Варианты ответов на вопрос, что могут предпринять родители для того чтобы     активно участвовать в профилактике речевых нарушений у своего ребёнка:

-сопровождать действия ребёнка речью;

- вызывать ребёнка на диалог;

-организовывать специальные речевые игры

- конролировать свою речь;

- обратиться за помощью к узким специалистам.

Родители уточняют у невролога,            к каким специалистам, и в каком возрасте необходимо обратиться за помощью.

Мастер классы родителей:

-дыхательные упражнения,

-артикуляционные упражнения,

-пальчиковые игры,

-музыкальные речевые игры

Е. Железновой.

Родители принимают активное участие в тренинге.

Деление на 3 команды и принятие участия в мозговом штурме, организация речевых игр на  прогулке, на даче, на кухне.

Родители принимают активное участие в тренинге

  1. Заключительный

Ведущий учитель-логопед  подводит итог родительского собрания: вот такой положительный эмоциональный настрой, созданный во время любой речевой игры совершенно необходим, поскольку занятия по принуждению, при негативном отношении к ним со стороны ребёнка не дадут положительного результата.

Мозг младшего дошкольника очень «пластичный».В этом возрасте дети впитывают в себя всё как губка. И только от Вас зависит, что «впитает Ваш ребёнок. Результаты своего вклада вы увидите, услышите уже у своих детей, старших дошкольников и школьников.

Родители делятся впечатлениями об организации и проведении родительского собрания.



Предварительный просмотр:

                                                         Развиваемся играя.

                                                     Памятка для родителей.

Дошкольое детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, тем успешнее идет развитие.

Биоэнегопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.

Психогимнастика –это курс специальных упражнений, направленных на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально- личностной сферы. Соединение этих двух методов дают превосходные результаты.

Детям предлагаем прослушать или рассказать сказки, совершая при этом движения артикуляционного аппарата и психогимнастические «превращения». Через телесные превращения дети актуализируют и формируют представления о свойствах предметов, природных явлениях,, повадках животных. У детей уточняются и формируются  представления о различных эмоциональных состояниях  и личностных особенностях человека; развивается воображение; расширяется словарный запас; снимается мышечное напряжение.

                                                                 Сказка «Спор цветов».

Жили были на солнечной лужайке разные цветы: васильки ромашки, колокольчики, одуванчики. (демонстрируем картинки с изображением цветов). Поспорили они как-то раз, кто из них самый красивый.

- Я среди цветов самый красивый, ведь мои цветки как синие бубенчики!  - гордо сказал колокольчик.

(Превращаемся в колокольчик качаем головой из стороны в сторону). Изображаем ручками головку колокольчика (Соединяем вместе руки от локтей до основания ладоней, ладони раскрыты, они должны смотреть друг на друга и выполняем артикуляционное упражнение «Колокольчик»- рот приоткрыт, язык за верхними зубами, произносим «Дын-дын».

В колокольчик превращаюсь

И головкою качаю. (качаем головой)

Дын, дын, дон,

Но не слышится  мой звон.

(Изображаем на лице досаду, разводим руки в сторону).

- Нет, я красивее тебя, возразил василек. – Мои лепестки напоминают царскую корону. (Превращаемся в василек с короной на голове).

В василек я превращаюсь

И корону поправляю.

(Приставляем растопыренные пальцы обеих рук к макушке головы, изображая корону).

Дальше с короною гордо стою

(Стоим с горделивым видом и выполняем арт. упр. «Улыбка» - губы растянуты в широкую улыбку.

В поле и на лугу.

-Нет, среди вас я самый красивый, - важно сказал одуванчик. - Ведь я похож на солнышко! (Превращаемся в одуванчик, с силой надуваем щеки).

Тут на лужайку пришла девочка Лера и собрала все цветы в букет.

Дома она поставила цветы в кувшин и восхищенно сказала:

- Какие вы все красивые! (Изображаем эмоцию радости и арт. упр. «Заборчик» - губы растянуты в широкой улыбке, зубы «обнажены»).

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

Консультация Роль семьи в развитие речи дошкольников

Консультация Роль семьи в развитие речи дошкольников...

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи дошкольника"

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи дошкольника"...

О роли семьи в развитии речи дошкольников

Консультация для родителей О  роли семьи в развитии речи дошкольников.       С детства ребёнку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживан...

Роль семьи в развитии речи ребенка – дошкольника.

К.И. Чуковский говорил: «Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного – родного языка». Известно, что семья играет важную роль в ...

Консультация "Роль семьи в развитии речи дошкольников"

Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал речь правильную, отчётливую, на примере которой формируется его собственная речь. Воспитание культуры речи детей теснейшим образом связано с формир...