Роль семьи в развитии речи ребенка – дошкольника.
статья (младшая, средняя, старшая группа)

Старцева Евгения Александровна

К.И. Чуковский говорил: «Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного – родного языка».

 

Известно, что семья играет важную роль в формировании физически и психически здоровой личности ребенка.

Все необходимые навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших братьев и сестер. Существует неправильное мнение о том, что речь ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. Как будто бы ребенок сам, постепенно овладевает правильным произношением.

В действительности же это не так. Невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии, а речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми.

Взрослые должны говорить выразительно, правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна «поделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за собственной речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смари», вместо «смотри»; «не бежи», вместо «не беги»; «ваще», вместо «вообще» и т. д.). Особенно четко нужно произносить незнакомые слова, новые для ребенка и длинные слова.

В настоящее время отмечается все возрастающее количество детей с различными речевыми нарушениями. Необходимо приучить малыша смотреть на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.

Еще одной проблемой, с которой сталкиваются родители малышей, является детское словотворчество. Этим термином специалисты обозначают распространенное явление детской речи, когда непроизвольно малыши включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих. И у родителей возникает вопрос: «Как относиться к колоритным и вместительным, но построенным грамматически неправильно детски словам?» Взрослые часто восхищаются словами, придуманными их малышом. Конечно же, мы можем восторгаться словотворчеством малыша, но мы ни в коем случае не должны хвалить при ребенке то или иное придуманное им слово.


Нужна целенаправленная последовательная работа по развитию устной речи ребенка с использованием народного творчества, обычаев, традиций, определенных природных и исторических особенностей своего края.

Если бы родители в какой-то мере понимали, какое огромное значение для духовного и всестороннего развития детей имеет обдуманное, соответственно их интересам словесное общение с ними, они находили бы больше времени для занятий со своими детьми.

От простой понятной песни, сказки, образно и увлекательно рассказанной где-нибудь на диване, который вмещает и мать, и детей, отчетливо прочитанного стихотворения или рассказа за столом, у которого собралась вся семья, душа ребенка расцвела бы и получила хорошего впечатления добра и красоты, которое оставляет в ней неизгладимые следы.

Какое было бы счастье для отдельного ребенка и для культуры народа, если бы родители поняли, что язык является главным предметом в деле воспитания, поняли значение особой роли и ответственности в деле развития речи подрастающего поколения. Снимая с себя ответственность, передавая ее учебным заведениям, они наносят своим детям огромный вред.

Семья является той ареной, среди которой формируется и развивается ум ребенка, его вкусы и интересы, а это является фундаментом правильной, литературной устной и письменной речи. Именно в семье и состоит то или иное отношение к литературе. Домашние семейные чтения, рассказы в семейном кругу, живые беседы детей с родителями и близкими людьми дают направление литературном развитии детей, а также развития их речи.

Желательно иметь в семье хотя бы небольшую детскую библиотеку. Приучая ребенка бережно относиться к своим первых книг, будет заложено стремление сохранить их, как лучших друзей, на всю жизнь.

В семье, где высоко ценится знание родного языка в повседневной жизни, где уделяется внимание изучению родной литературы, где можно слышать художественное слово, развивается речь четкое, образное, литературное, где поддерживается даже небольшая заинтересованность литературных знаний, речи ребенка не может не развиваться правильно и всесторонне, не могут не сформироваться здоровые привычки и вкусы.

Овладение детьми дошкольного возраста правильной речи создаст надежную основу для их успешного школьного обучения. 

 Роль семьи в обществе, не сравнится ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье развивается и формируется личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_semi_v_razvitii_rechi_rebenka_-_doshkolnika.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Старцева Е.А. , воспитатель

ГБДОУ детский сад № 39 Колпинского  района

Санкт- Петербурга

Роль семьи в развитии речи ребенка – дошкольника.

К.И. Чуковский говорил: «Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного – родного языка».

Известно, что семья играет важную роль в формировании физически и психически здоровой личности ребенка.

Все необходимые навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших братьев и сестер. Существует неправильное мнение о том, что речь ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. Как будто бы ребенок сам, постепенно овладевает правильным произношением.

В действительности же это не так. Невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии, а речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми.

Взрослые должны говорить выразительно, правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна «поделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за собственной речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смари», вместо «смотри»; «не бежи», вместо «не беги»; «ваще», вместо «вообще» и т. д.). Особенно четко нужно произносить незнакомые слова, новые для ребенка и длинные слова.

В настоящее время отмечается все возрастающее количество детей с различными речевыми нарушениями. Необходимо приучить малыша смотреть на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.

Еще одной проблемой, с которой сталкиваются родители малышей, является детское словотворчество. Этим термином специалисты обозначают распространенное явление детской речи, когда непроизвольно малыши включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих. И у родителей возникает вопрос: «Как относиться к колоритным и вместительным, но построенным грамматически неправильно детски словам?» Взрослые часто восхищаются словами, придуманными их малышом. Конечно же, мы можем восторгаться словотворчеством малыша, но мы ни в коем случае не должны хвалить при ребенке то или иное придуманное им слово.


Нужна целенаправленная последовательная работа по развитию устной речи ребенка с использованием народного творчества, обычаев, традиций, определенных природных и исторических особенностей своего края.

Если бы родители в какой-то мере понимали, какое огромное значение для духовного и всестороннего развития детей имеет обдуманное, соответственно их интересам словесное общение с ними, они находили бы больше времени для занятий со своими детьми.

От простой понятной песни, сказки, образно и увлекательно рассказанной где-нибудь на диване, который вмещает и мать, и детей, отчетливо прочитанного стихотворения или рассказа за столом, у которого собралась вся семья, душа ребенка расцвела бы и получила хорошего впечатления добра и красоты, которое оставляет в ней неизгладимые следы.

Какое было бы счастье для отдельного ребенка и для культуры народа, если бы родители поняли, что язык является главным предметом в деле воспитания, поняли значение особой роли и ответственности в деле развития речи подрастающего поколения. Снимая с себя ответственность, передавая ее учебным заведениям, они наносят своим детям огромный вред.

Семья является той ареной, среди которой формируется и развивается ум ребенка, его вкусы и интересы, а это является фундаментом правильной, литературной устной и письменной речи. Именно в семье и состоит то или иное отношение к литературе. Домашние семейные чтения, рассказы в семейном кругу, живые беседы детей с родителями и близкими людьми дают направление литературном развитии детей, а также развития их речи.

Желательно иметь в семье хотя бы небольшую детскую библиотеку. Приучая ребенка бережно относиться к своим первых книг, будет заложено стремление сохранить их, как лучших друзей, на всю жизнь.

В семье, где высоко ценится знание родного языка в повседневной жизни, где уделяется внимание изучению родной литературы, где можно слышать художественное слово, развивается речь четкое, образное, литературное, где поддерживается даже небольшая заинтересованность литературных знаний, речи ребенка не может не развиваться правильно и всесторонне, не могут не сформироваться здоровые привычки и вкусы.

Овладение детьми дошкольного возраста правильной речи создаст надежную основу для их успешного школьного обучения. 

 Роль семьи в обществе, не сравнится ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье развивается и формируется личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важная роль семьи в развитии речи ребенка

Речь ребенка формируется на примере речи, звучащей в его семье....

Консультация для родителей на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА»

Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детск...

Роль семьи в развитии речи ребенка

Консультация для родителей....

родителькое собрание "Развитие речи детей. Роль семьи в развитии речи ребенка"

Предлагаю конспект родителького собрания по теме "Речевое развитие детей". Родители остались довольными: "Любовь Анатольевна! Вы всегда придумаете что-нибудь интересное для нас. Выдумщица!" на собрани...

"Развитие речи детей пятого года жизни.Роль семьи в развитии речи ребенка".

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ« Развитие речи детей пятого года жизни. Роль семьи в развитии речи ребенка».ЦЕЛЬ: информировать родителей о важности значения развития речи во всестороннем развитии л...

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребенка с задержкой психического развития»

Развитие речи – наиболее очевидный показатель психического развития ребенка, поэтому оно привлекает наибольшее внимание родителей и педагогов. В то же время, многие из них выделяют только недост...