Адаптированная программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Савинкова Вера Ивановна

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными образовательыми стандартами дошкольного образования направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ОПДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaja-programa-logopeda_dujnr_1.docx335.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Содержание программы

 

Обязательная часть программы

     Пояснительная записка.                                                                                            

  1. Организация режима пребывания детей в группе компенсирующей направленности МКДОУ «ЦРР -Пригородный детский сад».  
  2.    Планируемые результаты освоения детьми коррекционной программы.   

                                                                                     

  1. Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР по освоению образовательных областей.  

                                                                                       

  1. Описание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;  

  1. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

  1. Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества.

                                                                                   

  1. Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы  дошкольного образования, корректировка коррекционных мероприятий.

 Заключение.

                                                                                                                                     Литература.

                                        Пояснительная записка

          Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами  дошкольного образования (далее – ФГОС) направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья  в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников,  их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ОПДО.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее — дети с ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ОВЗ в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы дошкольного образования  являются:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2009 года N 273-ФЗ
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2010 г. N 03-248 "О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 года №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 года №30038)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»
  •  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 г. Москвы  «Об утверждении СанПинН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  • О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ  № АФ-150/06  от 18 апреля 2008 г.)
  • Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ)
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении

Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в группе компенсирующей направленности МКДОУ «ЦРР - Пригородный детский сад», а именно –  старшей и подготовительной логопедических групп  для детей с общим недоразвитием речи.

Число  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями в данных группах  составляет 26 человек. Из них:  3 ребёнка имеют логопедическое заключение – ОНР IV уровня,  22 ребёнка имеет логопедическое заключение – ОНР III уровня, 1 ребёнок имеет

логопедическое заключение – ОНР  II уровня.                                                         Группы  однородны по возрастному составу.

 Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.

      В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р. Е. Левина). В 2000 году был открыт IVуровень речевого развития.(Филичева Т.Б.) К нему относятся дети с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. Незначительные нарушения всех компонентов языка выявляются в процессе детального обследования при выполнении специально подобранных заданий. Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанной речи. Незаконченность формирования звуковой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Эта особенность является важным показателем еще не закончившегося до конца процесса фонемообразования.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.

Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Они не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.

Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека, животных, наименований профессий и действий, связанных с ними, неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых и т. п. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видородовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. (нора - «дыра»)

Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем  развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями. В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации «неневик» - снеговик), антиципации («астобус» - автобус), добавление лишних звуков ( «мендведь»), усечение слогов («мисанел» - милиционер), перестановка слогов («восолики» - волосики), добавление слогов или слогообразующей гласной «корабыль», «тырава»).

Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.

        Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов.

        Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

        Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок при выполнении задания.

        Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально  организованной работы по их коррекции.

Группа компенсирующей направленности для детей с  ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования и программу коррекционной направленности  с приоритетным осуществлением деятельности - обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи;

Цель программы:

 Обеспечить  системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.  Программа коррекционной работы на ступени дошкольного   образования сформирована для контингента детей с общим недоразвитием речи,  посещающих МКДОУ «ЦРР – Пригородный детский сад».

Цель коррекционно – логопедической работы – возможность освоения детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция в общеобразовательном учреждении. Планируемые итоговые результаты усвоения Программы едины как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями речи. Программа коррекционной работы в группах компенсирующей направленности для детей 5-7 лет (ОНР)   в соответствии с ФГОС направлена на создание системы комплексной подготовки воспитанников к обучению в школе.

       

    Достижение поставленных целей требует решения определённых задач. Для успешной деятельности по реализации Программы коррекционной работы для детей с ОНР необходимо:

1. Своевременное выявление детей  с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

2.  Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

3.  Разработка и реализация плана индивидуальной логокоррекционной работы  у ребёнка с ОНР в ДОУ и семье. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно–речевой работы с детьми с ОНР в соответствии с  их индивидуальными и групповыми планами;

 4. Оценка результатов помощи детям с ОНР и определение степени их     речевой готовности к школьному обучению;

 5. Создание условий, способствующих освоению детьми с ОНР основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении.

6. Осуществление индивидуально ориентированной психолого - медико – педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом индивидуальных возможностей особенностей детей (в соответствии рекомендациями ПМПК);

7. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным,  правовым и другим вопросам;

     

В ДОУ  осуществляются особенности образовательного процесса (национально-культурных, демографических, климатических и других особенностей). Основной контингент воспитанников  ДОУ  россияне, родной язык которых – русский.

   Содержание программы коррекционной работы определяют принципы:

- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию логопеда, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка.

- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей  с ОВЗ, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям

( законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к её решению.

- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей

(законных представителей) детей с ОВЗ защищать права и интересы                                                                                                                                                                                                                                                                                                         детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в группы компенсирующей направленности.

  Программа разработана в соответствии ФГОС, с образовательной программой ДОУ и направлена на ее реализацию.

  1. Организация режима пребывания детей в МКДОУ «ЦРР – Пригородный детский сад».

Группа компенсирующей направленности функционирует 5 дней в неделю с 10-часовым пребыванием детей.

Воспитательно-образовательный   процесс   осуществляется с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также с учетом коррекционно-развивающих задач.

Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы МКДОУ и  реализуется через «ЦРР – Пригородный детский сад» обязательную НОД, отводимую на усвоение основной и коррекционной  программы.

      Организационными формами работы логопедической группы являются фронтальные, индивидуально-подгрупповые (малыми подгруппами по 2-3 ребенка) занятия (НОД), в процессе которых осуществляется развитие языковой системы. Реализация этих форм предполагает оказание адекватной и эффективной коррекционной помощи каждому ребёнку с особыми образовательными потребностями группой специалистов МКДОУ «ЦРР – Пригородный детский сад».

      Тема, цель, содержание, методическая аранжировка  НОД определяется в соответствии с  программой  Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» и авторской методикой Гомзяк О.С. «Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи у дошкольников», рекомендованная Учёным советом Педагогического общества России, а также в соответствии с  перспективным планом учителя-логопеда.

     Фронтальная непосредственно-образовательная деятельность осуществляется:

 Групповые занятия для детей с ОНР  проводятся 3 раза в неделю, на которых решаются задачи по формированию фонетико-фонематического стороны речи, формированию лексико-грамматической стороны речи, развития связной речи.

 

Продолжительность занятий для детей от 5 -ти до 6-ти лет - не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут.

 В середине занятий проводятся физкультурные минутки. Перерывы между занятиями - не менее 10 минут.

      Индивидуальные занятия составляет существенную часть  работы учителя-логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом. Они направлены на осуществление коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. План логокоррекционной работы составляется учителем-логопедом на основе анализа речевой карты ребёнка с ОНР (сентябрь). В индивидуальном плане отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического  обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ОНР.

Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании.

     На основании индивидуального плана логокоррекционной работы учитель-логопед составляет планы индивидуальных занятий. При планировании индивидуальных занятий  учитываются возраст ребёнка, структура речевого дефекта, его индивидуально – личностные особенности.

      Коррекционно – логопедическая работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями. На каждого ребёнка компенсирующей группы оформляется  индивидуальная тетрадь. В неё записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребёнок занимается под руководством родителей, воспитателей, учитель-логопед даёт методические рекомендации по закреплению полученных знаний.

  1. Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми  с ОНР по освоению образовательных областей.

    Ведущей образовательной областью, задачи которой решаются в процессе логопедической НОД, является, безусловно, «Речевое развитие », а ведущим видом детской деятельности – коммуникативная. Но для того, чтобы работа по коррекции речевых недостатков была более успешна,  используются интеграция  других образовательных областей.

Образовательная область «Речевое развитие»

     Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

     Задачи: развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи) в различных формах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.                                 

Интеграция образовательной области «Речевое развитие» с другими образовательными областями

Образовательные области

                                  Задачи

«Физическое

развитие»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования а также игровое общение.

«Познавательное развитие»

Расширение кругозора в части свободного общения с взрослыми и детьми и при развитии всех компонентов устной речи.

«Социально-коммуникативное развитие»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

«Художественно – эстетическое развитие»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи. Обогащение и активизация словаря.

Таким образом, интегрированный подход, основанный на единстве законов природы и целостности восприятия ребенком окружающего мира, выступает как ведущий принцип проектирования содержания дошкольного образования на современном этапе. Он позволяет обеспечить условия для организации воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми в рамках целостного процесса, где ребенок осваивает базовые категории с разных точек зрения в разных образовательных сферах. 

     В основе планирования НОД с детьми с ОНР лежат тематический и концентрический принципы. Тематический принцип организации познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только языковой (или речевой) темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, в играх. Для обеспечения разностороннего развития детей с ОНР, в содержание обучения и воспитания введено лексические 33 темы.

Их подбор и расположение определены такими принципами, как сезонность и социальная значимость. Часть тем имеет нейтральный характер и расположены свободно. Одно из важнейших условий реализации тематического принципа - концентрированное изучение темы  (в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения важна как для восприятия речи, обогащения и уточнения детьми (пассив), так и для активизации (употребление). В соответствии с концентрическим принципом программное содержание  в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.

  1. Описание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

В программе коррекционной работы медико-психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.

В основе сопровождения лежит единство четырех функций: диагностики сущности возникшей проблемы; информации о сути проблемы и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощи на этапе реализации плана решения. Основными принципами сопровождения ребенка в школе являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»); непрерывность сопровождения; комплексный подход сопровождения.

     В детском саду создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными  возможностями здоровья, которая ведет ребенка  на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, медсестра. 

Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения осуществляется с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.

Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения  в группах с ОНР являются:

1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности воспитанников.

2. Аналитическая работа.

3. Организационная работа (создание единого информационного поля детского сада, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение больших и малых педсоветов, обучающих  совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).

4. Консультативная работа с педагогами,  воспитанниками и родителями.

5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).

6. Коррекционно-развивающая работа (фронтальные и индивидуальные занятия с детьми с ОНР).

         Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики и  коррекционной педагогики позволит обеспечить систему комплексного психолого – медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с речевыми нарушениями. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе – это служба сопровождения образовательного учреждения, которая представляет многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием детей с речевыми нарушениями.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

   

2.2Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

    Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.

Требования к условиям реализации программы.

Психолого – педагогическое обеспечение:

  1. Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок)
  2. Обеспечение  психолого-педагогической условий (коррекционная направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка на адекватной возрасте форме работы с детьми - игровой деятельности, соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности;
  3. Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на воспитанников с ОНР; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных  программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
  4. Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм);
  5. Обеспечение участия всех детей с ОНР, независимо от степени выраженности нарушений их развития. Вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

Кадровое обеспечение:

   

  Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. 

 Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

  Специфика организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми с ОВЗ, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.

         В процессе реализации программы  коррекционной работы учитель-логопед в ДОУ   использует:

  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.  «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» М.: Просвещение, 2009
  • авторская методика Гомзяк О.С. «Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи у дошкольников», рекомендованную  Учёным Советом Педагогического общества России. Москва, издательство « Гном и Д», 2007
  • Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Программно-методические рекомендации. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР». – М.: Дрофа, 2009
  • диагностический  и коррекционно–развивающий инструментарий, необходимый  для осуществления  профессиональной деятельности учителя – логопеда;
  • учебно – дидактический материал,  специальные методические пособия учебно – игровые и дидактические материалы, мультимедийные, аудио- и видео - материалы коллективного и индивидуального пользования.

 Весь учебный материал  систематизирован по следующим разделам:

  1. Развитие речи и коррекция её недостатков.
  2. Альбомы, инструментарий для логопедического обследования.
  3. Демонстрационные материалы по лексическим темам.
  4. Подготовка к обучению грамоте.
  5. Развитие познавательных психических процессов.
  6. Совершенствование мелкой и общей моторики.

2.3 Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества.

       В исправлении общего недоразвития речи у детей старшего  и подготовительного дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя – логопеда и воспитателя логопедической группы. Очень значима совместная работа с ними музыкального руководителя  и инструктора по физическому воспитанию. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с ОНР.

        В   группах компенсирующей направленности  с ОНР при

  построении системы коррекционной работы  совместная

деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно – педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие двигательных и  речевых сфер. Содержание занятий, организация и  методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы учителя-логопеда по разделам программы.

      Модель коррекционно – развивающей деятельности представляет собой целостную систему.  Цель состоит в организации воспитательно – образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно – развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника.

  Содержание коррекционно – развивающей деятельности строится с учётом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи  - и обеспечивают интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно – эстетического развития дошкольника с ОНР. Система коррекционно – развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные занятия, а так же самостоятельную деятельность ребёнка с ОНР в специально организованной пространственно – речевой среде.

        Все специалисты работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно -  развивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно – тематический план, осуществляет постановку диафрагмально – речевого дыхания, коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.

   Определены формы взаимодействия специалистов. Наиболее приоритетными выступили: педсоветы, консультации, тренинги, семинары – практикумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ открытых занятий и др.

     Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики и  коррекционной педагогики позволит обеспечить систему комплексного психолого – медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с речевыми нарушениями. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе – это служба сопровождения образовательного учреждения, которая представляет многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием детей с речевыми нарушениями.

МКДОУ «ЦРР – Пригородный детский сад»  взаимодействует по вопросам коррекционной работы с  внешними организациями, специализирующимися в области коррекционной педагогики, медицины.

Ещё один механизм реализации коррекционной работы - социальное  партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодейcтвие образовательного учреждения с внешними ресурсам (организациями различных ведомств, общественными организациями). Социальное партнёрство включает:

- сотрудничество ДОУ с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, здоровьесбережения детей с ОВЗ (МКОУ «Заводская СОШ»);

- сотрудничество ДОУ с родительской общественностью.

  Таким образом, коррекционно – развивающая работа с детьми  с ОНР строится на основе теории интеграции образования, личностно – ориентированного подхода, на принципах соблюдения интересов ребёнка, системности,  непрерывности,  рекомендательного характера оказания помощи. Правильно организованная предметно – развивающая среда способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка с ОНР.  Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе продуманной и налаженной сети интегрированных связей, комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта детей с ОНР, чем достигается эффективность и стабильность результатов. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают речевое развитие ребёнка с ОНР, в чём можно убедиться, сопоставив результаты стартового и  итогового логопедического обследования.

  1. Планируемые результаты освоения детьми коррекционной программы.

В итоге логопедической работы  речь выпускников логопедической группы должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам. Дети должны уметь:

  • Свободно составлять рассказы, пересказы;
  • Владеть навыками творческого рассказывания;
  • Адекватно употреблять в речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т.д.
  • Понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
  • Понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;
  • Овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;
  • Оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
  • Овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.
  • Помимо этого у детей должны быть достаточно развиты другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:
  • Фонетическое восприятие;
  • Первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
  • Графомоторные навыки;
  • Элементарные навыки письма и чтения (чтение и написание печатными буквами слогов, слов и коротких предложений).
  1. Мониторинг динамики речевого развития детей, их успешности в освоении   программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, авторской методики О.С. Гомзяк, корректировка коррекционных мероприятий.

               Организация коррекционного обучения и воспитания детей логопедической группы требует грамотного всестороннего обследования их речевых т неречевых функций. Учитывая вариативность проявлений недоразвития всех компонентов языка у таких детей, адекватность проведения логопедического обследования определяется рядом принципов, сформулированных ведущими учеными (Л.С.Выготским, Р.Е.Левиной, В.И.Лубовским, С.Д.Забрамной, О.Н.Усановой и др.)

Принципы логопедического обследования:

  1. Принцип комплексного изучения ребенка с речевой патологией. Позволяет обеспечить всестороннюю оценку особенностей развития обследуемого. Реализация данного принципа осуществляется в трех направлениях:
  1. Анализ первичной документации, содержащей информацию об условиях воспитания ребенка в семье и детском учреждении, особенностях его раннего речевого и психического развития; изучения медицинской документации, отражающей данные о неврологическом статусе детей с общим недоразвитием речи, их соматическом и психическом развитии, о состоянии слуховой функции, получаемом лечении и его эффективности;
  2. Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста;
  3. Подробное логопедическое обследование, предусматривающее определение состояния всех компонентов языковой системы.
  1. Принцип учета возрастных особенностей детей.

Ориентирует на подбор и использование в процессе обследования таких методов, приемов, форм работы и лексического материала, которые соответствуют возрастным возможностям детей дошкольного возраста.

  1. Принцип изучения детей в динамике. Позволяет оценивать не отдельные, разрозненные патологические проявления, а общие тенденции нарушения речевого развития и компенсаторные возможности детей с разным уровнем общего недоразвития речи.
  2. Принцип качественного системного анализа результатов изучения ребенка. Позволяет выявить характер речевых нарушений у детей разных групп и в соответствии с ними определить адекватные пути и направления коррекционной работы для устранения пробелов в речевом развитии детей.

   Мониторинг динамики речевого развития детей, их успешности освоении программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, О.С.Гомзяк, корректировку коррекционных мероприятий учитель-логопед проводит 3 раза в год (сентябрь, январь,  май).  Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Мониторинговая деятельность предполагает: 

      1.  Отслеживание динамики развития детей с ОНР и эффективности     плана индивидуальной логокоррекционной  работы;

      2. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

Учитель-логопед анализирует выполнение индивидуального плана логокоррекционной  работы и коррекционно – развивающей работы в целом с детьми с ОНР, даёт рекомендации для следующего этапа обучения. Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ребёнка с ОНР. Анализ полученных данных позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию коррекционно-образовательного процесса в группе детского сада.

На основе данных результатов мониторинга составляются диаграммы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Таким образом, данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы в  логопедической старшей и подготовительной к школе группе ДОУ на основе полного взаимодействия и преемственности всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников. Помимо задач развивающего обучения и всестороннего развития, основной задачей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения.

                                                  ЛИТЕРАТУРА:

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

комплексная «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2010 года издания и с учетом общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Москва, 2012 год (ФГОС, Приказ № 655 от 23.11.2010 г.)

Коррекционно-развивающие программы:

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» М.: Просвещение, 2009

Авторская методика Гомзяк О.С. «Комплексный подход в преодолении общего недоразвития речи у дошкольников», рекомендованная Учёным советом Педагогического общества России. Москва, 2007

Методическое обеспечение:

Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Программно-методические рекомендации. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР». – М.: Дрофа, 2009

Филичева  Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. «Айрис – Пресс». Москва 2007.

Филичева  Т.Б., Чиркина Г.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. - М.: «Дрофа», 2009.

Оксана Гомзяк. Говорим правильно в 6-7 лет. Альбом 3 упражнений по обучению. грамоте в подготовит. к школе логогруппе  Издательство: Гном, 2008 г.Серия:  Комплексный подход к преодолению ОНР

Оксана Гомзяк. Говорим правильно в 6-7 лет. Альбом 2 упражнений по обучению. грамоте в подготовит. к школе логогруппе  Издательство: Гном, 2008 г.Серия  Комплексный подход к преодолению ОНР

Оксана Гомзяк. Говорим правильно в 6-7 лет. Альбом 1 упражнений по обучению. грамоте в подготовит. к школе логогруппе  Издательство: Гном, 2008 г.Серия  Комплексный подход к преодолению ОНР                                              Оксана Гомзяк. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения в подготовит. логогруппе   Издательство: Гном, 2008 г. Серия: Говорим правильно в 6-7 лет                                                             Оксана Гомзяк. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий II периода обучения в подготовит. логогруппе   Издательство: Гном, 2008 г. Серия: Говорим правильно в 6-7 лет                                                                   Оксана Гомзяк. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий III периода обучения в подготовит. логогруппе   Издательство: Гном, 2008 г. Серия: Говорим правильно в 6-7 лет

         Оксана Гомзяк. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи   Издательство: Гном, 2008 г.Серия: Говорим правильно в 6-7 лет

         Оксана Гомзяк. Говорим правильно в 6-7лет. Сюжетные картины для развития связной речи в подготовительной логогруппе  Издательство: Гном, 2008 г.Серия: Говорим правильно в 6-7 лет

        Оксана Гомзяк. Говорим правильно в 5-6 лет. Альбом 1 упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы  Издательство: Гном, 2010 г  Серия: Комплексный подход к преодолению ОНР                                                                   Оксана Гомзяк. Говорим правильно в 5-6 лет. Альбом 2 упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы  Издательство: Гном, 2010 г  Серия: Комплексный подход к преодолению ОНР                                                            Оксана Гомзяк. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения в старшей логогруппе   Издательство: Гном, 2010 г. Серия: Говорим правильно в 5-6 лет                                                                                                Оксана Гомзяк. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий II периода обучения в старшей логогруппе   Издательство: Гном, 2010 г. Серия: Говорим правильно в 5-6 лет                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Оксана Гомзяк. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий III периода обучения в старшей логогруппе   Издательство: Гном, 2010 г. Серия: Говорим правильно в 5-6 лет
Оксана Гомзяк. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи.   Издательство: Гном, 2008 г.Серия: Говорим правильно в 5-6 лет

Оксана Гомзяк. Говорим правильно в 5-6 лет. Сюжетные картины для развития связной речи в старшей логогруппе.  Издательство: Гном, 2009 г.Серия: Говорим правильно в 6-7 лет

Оксана Гомзяк. Говорим правильно в 6-7лет. Конспекты занятий по развитию связной речи.   Издательство: Гном, 2008 г.Серия: Говорим правильно в 5-6 лет

Оксана Гомзяк. Говорим правильно в 6-7 лет. Сюжетные картины для развития связной речи в старшей логогруппе.  Издательство: Гном, 2009 г.Серия: Говорим правильно в 6-7 лет

Володина Виктория Семеновна . Альбом по развитию речи Издательство: Росмэн, 2004 г.(для обследования речи)

Коноваленко, Коноваленко. Автоматизация звуков у детей: дидактический материал для логопедов. Издательство: Гном, 2007 г.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет с III уровнем ОНР и III уровнем ОНР, осложненным дизартрическим компонентом, зачи...

Адаптированная программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР

Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет. Срок освоения программы 2 года....

Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет

Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО Автор — учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования Н. В. Нищева...

Адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР МДОУ "ДС №12 "Семицветик" комбинированного вида городского округа Стрежевой

Пояснительная запискаАдаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (общим недоразвитием речи) - это образовательная програм...