Календарно-тематический план работы оказания логопедической помощи
календарно-тематическое планирование по логопедии

Хабибуллина Людмила Владимировна

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционнологопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_raboty_po_nedelyam.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено:

                                                                                                                                                                                                 Заведующий НРМ ДОБУ                                                                                                                                                                                               детский сад  «Лесовичок»

                                                                                                                                                                                               Пулик Е.И.____________

                                                                                                                                                                                               ПР № ______от_______2021 г

Календарно-тематический план работы

оказания логопедической помощи НРМ ДОБУ детский сад «Лесовичок»

на 2021-2022 учебный год

Учитель-логопед:

                                                                                                                                                                       Хабибуллина Людмила Владимировна


Сентябрь

Неделя

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Фонематический слух

Слуховое внимание

Пальчиковая гимнастика

(самомассаж кистей рук)

3 неделя

Знакомство с артикуляционным аппаратом стр. 17 Репина З.А., Буйко В.И.

Развитие дыхания:

формирование плавного выдоха. Упражнение «Осенние цветочки»

-медленно набираем воздух через нос. Ах, как приятно пахнет!

(Следить, чтобы плечи у ребенка не поднимались.)

В три одинаковые непрозрачные бутылки насыпаны горох, пуговицы, манная крупа.

Логопед встряхивает бутылки.

Ребёнок определяет на слух, что находится в каждой бутылке.

Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.

Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щетку, Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

пальчики – удальчики.

4 неделя

Сказка о веселом язычке

Развитие дыхания:

формирование плавного длительного вдоха.

Упражнение « Узнай овощ»

- перед ребенком стоит блюдо с овощами (лук, чеснок, укроп, огурец). Ребенок рассматривает и называет их, затем нюхает. Логопед завязывает глаза ребенку и просит сделать плавный вдох, не поднимая плеч, и узнать по запаху предложенный овощ.

Развитие слуха:

- угадай, что звучит?

Используется ширма и музыкальные инструменты

( дудочка, колокольчик, барабан, металлофон).

Массаж поверхностей ладоней мячиками – ёжиками, прыгунками.

Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и « стрелять», состязаясь в меткости.

Мячик мой не отдыхает,

По ладони он гуляет.

Взад-вперед его качу,

Влево - вправо – как хочу.

Сверху – левой, снизу – правой.

Октябрь

Неделя

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Фонематический слух

Пальчиковая гимнастика

(самомассаж кистей рук)

1 неделя

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков

Развитие дыхания:

формирование плавного длительного вдоха. Упражнение « Узнай фрукт»

- перед ребенком стоит блюдо с фруктами (апельсин, лимон, яблоко). Ребенок рассматривает и называет их, затем нюхает. Логопед завязывает глаза ребенку и просит сделать плавный вдох, не поднимая плеч, и узнать по запаху предложенный фрукт.

Развитие слуха.

Логопед стучит по металлофону, ложкой по чашке, щёлкает ножницами, переливает воду и т.д.

Ребёнок, стоя спиной, рассказывает, что делает логопед.

Массаж шестигранным карандашом.

Пропускать карандаш между

одним и двумя – тремя пальцами, удерживая его в определенном положении

В правой и левой руке.

Карандаш в раках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

2 неделя

Развитие дыхания:

формирование плавного длительного выдоха.

Упражнение «Ветерок»

-подуть на ветку с листочками.

В этот солнечный денёк

Дуй  - подуй, мой ветерочек!

Ветерочек – ветерок,

Дуй - подуй, мой ветерок!

Развитие слуха:

Упражнение «Назови слова для Мишки».

Логопед говорит ребёнку:

« Плюшевый Мишка думает,

что ты знаешь много слов. Мишка просит , чтобы ты научил его произносить их.

Мишка плохо слышит, поэтому нужно произносить слова громко и внятно».

Ребёнок произносит слова. Логопед в роли мишки повторяет эти слова, но иногда заменяет один звук на другой (кубик – пубик).

Ребёнок должен исправить логопеда

Массаж грецкими орехами (каштанами).

Катать два орехи между ладонями.

Прокатывать один орех между двумя пальцами.

Научился два ореха,

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет,

Буквы ровные писать.

3 неделя

Развитие дыхания:

Формирование плавного длительного выдоха.

Ребенок играет на дудочке.

Упражнение №1

Упражнение

« Щелкунчики»

- каждым пальцем щелкаем по бусам, закрепленными на ширме.

4 неделя

Развитие дыхания:

Формирование плавного выдоха.

Упражнение «Подуй на шарик»

-дуть на шарик в тазике с водой.

Упражнение «Сдуй с ладони перышко».

Упражнение №2

Упражнение «Кус  – кус»

- бельевыми прищепками поочерёдно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.

Ноябрь

Неделя

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Фонематический слух

Пальчиковая гимнастика

(самомассаж кистей рук)

1 неделя

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков

Развитие дыхания:

формирование плавного длительного выдоха. Упражнение «Сдуй снежинки со снежной поляны»

-дети сдувают с листа бумаги голубые бумажные снежинки.

Упражнение №3

Упражнение « Узелки»

-завязывать и развязывать узлы на верёвке, перебирать верёвочки узлами пальцами, называя дни недели, месяцы.

2 неделя

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков

Развитие дыхания:

формирование плавного длительного выдоха.

Упражнение «Чей комочек дальше улетит?»

-дети сдувают с листа бумажные комочки.

Упражнение №4

Упражнение « Прогулка»

-с помощью подставки под горячее «ходить» указательными и средними (средним и безымянным, безымянным и мизинцем) пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делать по шагу.

На прогулку мы пойдём,

И в футбол играть начнём.

И с хорошей тренировкой,

Каждый станет сильным, ловким.

3 неделя

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков

Развитие дыхания:

Формирование плавного длительного выдоха.

Упражнение «Паровоз громче и дольше подаёт сигнал?»

- логопед дует в пузырек, чтобы послышался свист, затем предлагает ребенку сделать то же, не надувая щёк.

Упражнение №5

Упражнение « Лыжники»

- «вставать» в углубления больших пуговиц указательными и средними

Пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.

Две новые клиновые

Подошвы двухметровые:

На них поставили две ноги,

И по большим снегам беги.

4 неделя

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков

Развитие дыхания:

Формирование плавного носового вдоха.

Ребёнок получает две коробки – с еловыми иголками и апельсиновыми корками. Логопед предлагает понюхать  содержимое каждой коробки и подобрать коробку с аналогичным ароматом из его набора.

Упражнение №7

Упражнение «Волшебные верёвочки»

- из различной длины и цвета верёвочек, заплетать косички, рисовать цветы, различные предметы.

Декабрь

Неделя

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Фонематический слух

Пальчиковая гимнастика

(самомассаж кистей рук)

1 неделя

Развитие комбинированного дыхания:

Вдох носом, выдох ртом

- ребенок получает стакан с водой, и трубочку для коктейля. Логопед показывает, как можно пускать пузыри с помощью трубочки: вдох носом, выдох через рот, зажав губами трубочку. Дети учатся контролировать силу выдоха

 (при сильном выдохе вода выливается из стакана, при слабом выдохе из трубочки выходят пузырьки).

Упражнение №8

«Бассейн для пальчиков».

В большую коробку с бортиками высотой 7–8 см насыпать горох (фасоль, гречневую крупу, рис) и поместить несколько предметов, различных по форме и величине, знакомых ребенку. Он должен опустить кисти рук в «бассейн», найти предметы, ощупать их и назвать.

2 неделя

Развитие комбинированного дыхания:

вдох носом, выдох ртом.

Игра « Мотылек»

-  на уровне глаз ребёнка прикреплен шнурок с привязанными к нему бумажными мотыльками разного цвета и величины. Логопед предлагает подуть на мотыльков определенного цвета и величины.

( На лугу мотыльки летают. Красный мотылек взлетел.

 И т. д.)

Упражнение №9

«Найди, из чего сделано». Ребенок вначале ощупывает 3–5 игрушек с различной фактурой поверхности, затем кусочки материалов, из которых сделаны игрушки. Необходимо соотнести на ощупь игрушку и материал, из которого она сделана.

3 неделя

Развитие комбинированного дыхания:

вдох носом, выдох ртом.

Упражнение « Лёгкие шарики»

- ребенок дует на легкий пластмассовый шарик, так, чтобы он долетел к игрушке.

Упражнение №10

«Волшебный мешочек».

 Ребенок должен на ощупь угадать, что находится в мешочке:

а) бытовые предметы (карандаш, монета, кольцо);

       б) мелкие игрушки;

в) геометрические фигуры различной величины и фактуры (наждачная, бархатная бумага, плотная фольга);

       г) буквы и цифры, различные по размеру и фактуре (для детей, знакомых с ними).

4 неделя

Подготовка к новогодним утренникам

Январь

Неделя

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Фонематический слух

Пальчиковая гимнастика

(самомассаж кистей рук)

1 неделя

Новогодние праздники

2 неделя

Развитие дыхания:

формирование плавного выдоха.

Упражнение « Двигаем пёрышко»

-ребёнок дует в трубочку направленную на перышко, лежащего на столе.

Упражнение №11

«Кулачок».

Рука лежит на столе тыльной стороной. Поочередно сжимаем в кулачок пальцы, начиная с большого, и разжимаем, начиная с мизинца. Движения выполняются одной рукой, другой рукой, затем двумя руками одновременно.

3 неделя

Развитие дыхания:

формирование сильного длительного выдоха.

Ребёнок дует на султанчики.

Упражнение №12

«Здравствуй, пальчик». Локти опираются на стол, все пальцы поочередно прикасаются к большому подушечками – «здороваются».

 Движения выполняются одной рукой, другой рукой, затем двумя руками одновременно.

4 неделя

Развитие дыхания:

формирование сильного длительного выдоха.

Ребёнок надувает воздушный шар.

УПРАЖНЕНИЕ №13

«Человечек бегает». Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные прижаты к ладони большим пальцем. Выпрямленные пальцы передвигаются по столу.

Февраль

неделя

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Фонематический слух

Пальчиковая гимнастика

(самомассаж кистей рук)

1 неделя

Развитие дыхания:

Формирование сильного длительного выдоха.

Упражнение «Кто задует свечку одним выдохом?»

Ребёнок дует на «свечу» - деревянную палочку с прикрепленным к ней перышком.

Упражнение №14

«Бинокль».

 Локти опираются на стол, ладони подняты вверх, большие пальцы соединены горизонтально. Остальные пальцы, начиная с указательного, поочередно приставляют к большим (движения рук могут быть как одновременные, так и последовательные) до образования «бинокля».

2 неделя

Развитие дыхания:

формирование плавного вдоха.

Пускать мыльные пузыри.

Упражнение №15

«Мишка косолапый».

 Все пальцы, кроме среднего, стоят на столе, средний согнут и приподнят вверх – «голова медведя». Выполняют движения поочередно большим и указательным пальцами – безымянным и мизинцем, как бы имитируя походку медведя.

3 неделя

Чередование дыхания: нос (вдох) - рот (выдох), рот (вдох)- нос (выдох).

Упражнение №16

«Игра на рояле».

 Ладони лежат на столе в позе пианиста (пальцы слегка согнуты). Попеременно постукивают первым – вторым, первым – пятым пальцами.

4 неделя

Развитие дыхания: ребенок

делает краткий глубокий вдох и медленный выдох.

Упражнение №17

«Краб».

 Ладони направлены вниз, пальцы переплетены внутрь, большие пальцы направлены к себе. «Краб» движется по столу влево -вправо путем поочередной перестановки большого пальца правой руки – остальных пальцев правой руки – большого пальца левой руки – остальных пальцев левой руки.

Март

Неделя

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Фонематический слух

Пальчиковая гимнастика

(самомассаж кистей рук)

1 неделя

Развитие дыхания:

ребенок делает глубокий медленный вдох и выдох узкой струёй.

Упражнение №18

«Солим суп»

Ребёнок опускает руки в миску с солью и выполняет перетирающие движения большим, указательным, средним пальцами.

2 неделя

Развитие дыхания:

ребенок делает глубокий медленный вдох через нос, и медленный выдох на счет 1,2,3,4,5

Упражнение №19

Упражнение «Повар» 

с использованием «пальчикового бассейна».

Варим, варим, варим щи.

(Выполнять движения по дну «бассейна» круговые движения кистью по часовой стрелке.)

Щи у нас хороши.

(Выполняются аналогичные движения  кистью против часовой стрелки.)

3 неделя

Развитие дыхания:

Упражнение « Гудок»

-  на одном выдохе ребенок усиливает и ослабляет звук

 м-м-М-М-м-м.

Упражнение №20

«Прикрепи лучики к солнышку»

прикрепить прищепки разных цветов к шаблону «Солнышко», затем откреплять прищепки по инструкции.

4 неделя

Развитие дыхания:

Упражнение «Вой ветра»

- на одном выдохе ребенок усиливает и ослабляет звук

 в-в-В-В-в-в.

Упражнение №21

Работа с трафаретами

Апрель

Неделя

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Фонематический слух

Пальчиковая гимнастика

(самомассаж кистей рук)

1 неделя

Развитие дыхания:

Упражнение «Свеча»

-  ровный медленный выдох  (пламя свечи) и его нужно удержать в этом положении.

Упражнение №22

Упражнение «Обезьянки»

См. дидактич. пособие

2 неделя

Развитие дыхания:

Упражнение « Погаси свечу»

- ребёнок делает вдох, затем секундная задержка дыхания и несколько выдохов – толчков – фу- фу- фу.

Упражнение №23

Нарисуй рисунок по клеточкам.

См. дидактич. пособие

3 неделя

И. п. – руки перед  собой,

             вдох носом – руки развести в стороны,

             медленный вдох – руки свести так, чтобы встретились ладони.

Упражнение №24

Собери пирамидку по образцам.

См.  дидактич. пособие

4 неделя

Развитие дыхания:

Упражнение « Комар»

Стр.зз Крупенчук

Упражнение №25

Работа с пазлами

Май

Неделя

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Фонематический слух

Пальчиковая гимнастика

(самомассаж кистей рук)

1 неделя

Развитие дыхания:

На одном вдохе, выдыхательными толчками ребёнок произносит звук «Ф» 5 раз (6-10).

Ладонь лежит на животе, контролирует подтягивание мышц живота при произнесении звука.

Упражнение №26

Пальчиковый театр

2 неделя

Развитие речевого дыхания:

Упражнение Антенна»

- ребёнок делает вдох  и на выдохе произносит звук «И», представляя себя длинной, тонкой антенной, направленной вверх.

Упражнение №27

Упражнение « Узелки»

-завязывать и развязывать узлы на верёвке, перебирать верёвочки узлами пальцами, называя дни недели, месяцы.

3 неделя

Развитие дыхания:

Упражнение «Ворона»

- руки опущены вдоль туловища, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опускаем руки - выдох, и произносим: «Кар!»

Упражнение №28

Упражнение « Щелкунчики»

- каждым пальцем щелкаем по бусам, закрепленными на ширме.

4 неделя

Развитие дыхания:

Упражнение «Надоедливый комар»

- руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу.

Вдох – руки разводим в сторону.

Выдох – очень медленно («чтобы не спугнуть комара») соединяем руки, одновременно произнося

 «з-з-з», затем следует резкий хлопок ладонями.

Упражнение №29

Шнуровки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ФРОНТАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (1 год обучения)

Цели Примечание Коррекционно-образовательныеКоррекционно-развивающиеКоррекционно-воспитательныеЛексическая тема I период Н.В. Нищева. Конспекты подгрупп. лог. зан. в ст. гр. д/с дл...

Календарно-тематическое планирование для старшей логопедической группы

Календарно-тематическое планирование дя старшей логопедической группы  по ФГОС на 2015-2016 сентябрь, октябрь...

Календарно - тематическое планирование в средней логопедической группе на 2015 - 2016 учебный год

Данный материал содержит в себе непосредственно - образовательную деятельность детей средней логопедической группы. НОД - это 3 подгрупповых занятия в неделю с детьми логопедической группы. Каждое зан...

Календарно - тематическое планирование в средней логопедической группе

Данный материал содержит ежедневное планирование корррекционной работы с детьми в игровой форме....

Календарно-тематическое планирование в подготовительной логопедической группе

Использование таких образовательных технологий как:-личностно - ориентированные (позволяют учитывать индивидуальное развитие каждого ребенка группы);-информационно-коммуникационные технологии (нахожде...