Роль образовательной среды в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста c нарушениями речи.
статья по логопедии (старшая группа)

Гончарова Марина Васильевна

Проектированием образовательной среды понимается целенаправленная деятельность всех участников образовательного процесса, обеспечивающая развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста.  Развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста будет способствовать проектирование образовательной среды развития игровой деятельности, компонентами которой являются взаимодействие участников образовательного процесса, создание развивающей предметно-пространственной среды, определение содержания дошкольного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon goncharova_statya.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гончарова Марина Васильевна

Роль образовательной среды в развитии  игровой деятельности детей дошкольного возраста c нарушениями речи

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет приоритетность развивающей парадигмы в образовании детей дошкольного возраста, нацеленность программ дошкольного образования на разностороннее развитие детей. В статье 64 (п.2) ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для них видов деятельности [5].

Принципы современного дошкольного образования (ФГОС ДО) утверждают самоценность дошкольного детства, его непреходящую значимость для личностного развития, акцентируют роль дошкольного образования в становлении специфических видов детской деятельности, являющихся «фундаментом» учебной деятельности. Именно сформированность игровой деятельности дошкольников как интегративная характеристика может служить показателем качества дошкольного образования и предпосылкой успешности освоения программы начального общего образования [4].

Кроме этого в ФГОС ДО говорится о необходимости создания условий для детей с ограниченными возможностями здоровья, к категории которых относятся дети с тяжелыми нарушениями речи.

Необходимость развития игровой деятельности у дошкольников было подтверждено исследованиями начала XX века (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,               А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин  и др.).

Как отмечает Е.О. Смирнова, несмотря на общепризнанные аргументы о ценности игры для развития детей, она подменяется игровыми формами обучения. В режиме дня дошкольных образовательных организаций не остается времени на свободную игру, формирование игры не представляет собой самостоятельную задачу дошкольного образования, более того, игра противопоставляется полезным занятиям как что-то необязательное, а потому ненужное. Следовательно, у современных дошкольников отмечается тенденция снижения показателей развития игровой деятельности. Низкий уровень игры, по данным автора, отмечен у 60% дошкольников, что, в свою очередь,  указывает на  актуальность проблемы поиска эффективных путей и средств развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста [3].

Кроме этого, отсутствие единой комплексной системы оценки уровня игровой деятельности дошкольников, затрудняет возможность ее развития, не позволяя выделить индивидуальные игровые потребности ребенка.

К тому же, чтобы игра состоялась, в исследованиях Е.А. Аркина, О.В. Дыбиной,                  Н.В. Нищевой, В.А. Петровского указывается на необходимость игрового пространства, в котором осуществляется игровое действие, сюжет и роль. По мнению А.А. Бодалева,                   С.Д. Дерябо, В.А. Левина, Ю.С. Мануйлова и др., наиболее перспективно рассматривать возможности развития ребенка в результате воздействия среды: чем больше и полнее ребенок использует потенциал той или иной среды, тем более успешно происходит его саморазвитие.

Поэтому в дошкольный период детства возникает необходимость тщательного подхода к вопросам проектирования образовательной среды, которая способствует развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста.

В методических рекомендациях к реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отмечено, что образовательная среда дошкольного учреждения представлена следующими компонентами:

-взаимодействие участников педагогического процесса;

-развивающая предметно-пространственная среда;

-содержание дошкольного образования [4].

Взаимодействие участников педагогического процесса представляет собой согласованную деятельность педагога, обучающихся и родителей (законных представителей) для того, чтобы достичь совместных задач и результатов дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещением, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Содержание дошкольного образования  включают знания, умения и навыки, мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи, элементы социального, познавательного и творческого опыта.

Содержание основной образовательной программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми;  система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому [4].

Под проектированием образовательной среды мы будем понимать целенаправленную деятельность всех участников образовательного процесса, обеспечивающую развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Главным условием формирования игры у дошкольников, по мнению Е.О. Смирновой, является позиция взрослого-воспитателя, то есть  его «игровая компетентность», которая включает три основных способности:  развитое воображение, которое способствует преодолению стереотипов и созданию новых образов и сюжетов; эмоциональная выразительность и артистизм, которые вовлекают дошкольников в воображаемую ситуацию; поддержка инициативы и самостоятельности самих детей, их уверенности в собственных возможностях [2]. Другими словами, для сопровождения игры, передачи игровой культуры, а не навязыванию псевдоигры, взрослому необходимо быть самому хорошим игроком, который также вовлечен в игру. Способность взрослого включать детей в игру предполагает следующее (см. рис. 1):

Рис. 1. Игровая компетентность воспитателя

Одним из направлений работы выступает взаимодействие с родителями при реализации педагогического сопровождения. Цель взаимодействия с родителями заключается в том, чтобы развивать у них психолого-педагогическую компетентность. Чтобы достичь этой цели, необходимо решать ряд задач: формировать представления о содержании  и роли игры в развитии детей; формировать активную позицию родителей по вопросу развития игровой деятельности детей; формировать умение организовывать совестную игровую деятельность с ребенком [6].  

Важным условием развития игровой деятельности дошкольников  с нарушениями речи является развивающая предметно-пространственная среда: «Такая среда предполагает гибкость и трансформируемость пространства, возможность использовать разные предметы (мебели, тканей, мягких модулей и пр.), чтобы самостоятельно построить игровую ситуацию. Полифункциональность среды и игровых материалов, наличие предметов-заместителей способствует стимулированию создавать игровые замыслы. Между тем в дошкольных учреждениях преобладают стационарные игровые уголки и закрытые реалистические игрушки с фиксированным способом действия (пластмассовые овощи и фрукты, посуда, кухонная утварь, инструменты и пр.). Такие игрушки провоцируют детей на стереотипные и однообразные способы действий. У детей быстро теряется интерес к игрушкам, т.к. их набор остается неизменным в течение длительного времени. Уровень игры существенно выше там, где дети могут   самостоятельно создавать игровое пространство с помощью предметов-заместителей и подручных материалов» [1, с. 4].  

По мнению Е.О. Смирновой, для  восстановления полноценной игры в жизни детей в условиях дошкольной образовательной организации, прежде всего, нужна открытость образовательной программы. Обусловлено это тем, что сегодня в детских садах существуют жесткие рамки образовательных занятий, предписанных программой. Их деятельность переструктурирована и запрограммирована, каждый шаг и каждый час расписан. Ни взрослым, ни детям не предоставляется возможность выбора занятий и материалов для собственной активности. В такой ситуации не может быть места для свободной игры. Учитывая мощный развивающий потенциал игры, в образовательной программе для дошкольников должно предусматриваться специальное время для нее (не менее 1-2 ч) и возможность свободно и содержательно общаться детям со сверстниками. Это необходимое  условие для появления детской игровой инициативы [3].

В исследовании Л.Ю. Шавшаевой указывается важность проектирования содержания  работы по развитию игровой деятельности детей. Автор отмечается необходимость разработки планов подготовки к различным видам игр, планов-конспектов в рамках педагогического сопровождения. Развитие игровой деятельности происходит в процессе совестной игры взрослых и детей, где уделяется внимание совместному сюжетосложению. Совместное сюжетосложение предполагает формирование умения к проектированию различных событий, которые охватывают разную тематику. Важно проявлять ориентацию на сверстников, т.е. пояснять  о событиях на следующих этапах игры, необходимость слушать позицию других игроков, а также сочетать предложенные самостоятельно и другими детьми последовательности событий. В связи с этим  рекомендуется использовать «игры-придумывания», прототипом которых являются совместные фантазирования. Игры-придумывания направлены на активизацию реализации согласованных разнообразных сюжетных линий дошкольниками. Кроме этого можно предлагать детям игры-драматизации (театрализованные игры), игры с правилами, самостоятельные детские игры [6].

Таким  образом, под проектированием образовательной среды понимается целенаправленная деятельность всех участников образовательного процесса, обеспечивающая развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста.  Развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста будет способствовать проектирование образовательной среды развития игровой деятельности, компонентами которой являются взаимодействие участников образовательного процесса, создание развивающей предметно-пространственной среды, определение содержания дошкольного образования.  

Библиографический список

  1. Рябкова И.А. Ролевое замещение в игре дошкольников в условиях разной предметной среды. Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2019.  28 с.
  2. Смирнова Е.О. Игровая компетентность воспитателя // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. №9. С. 4–9.
  3. Смирнова Е.О. Психология и педагогика игры  учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова. М.: Издательство Юрайт, 2019. 223 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2013.
  5. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Омега-Л, 2014. 144 c.
  6. Шавшаева Л.Ю. Педагогическое сопровождение формирования игровой деятельности старших дошкольников // Азимут научных исследований: педагогика и психология.  2020.  № 2 (31).  С. 291-295.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием ТРИЗ-технологии. Противоречия в количестве.

Конспект НОД для детей с нарушениями речи с использованием ТРИЗ-технологии. Материал взят из книги С. Гин "Занятия по ТРИЗ в детском саду"....

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

«Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи»

«Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи»...

Роль комфортной и безопасной образовательной среды в игровой деятельности детей дошкольного возраста

В данной статье говорится о том, насколько важно не только дать возможность детям заниматься игровой деятельностью, но и помочь правильно ее организовать...

Роль пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей дошкольного возраста с нарушением речи

Роль пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей дошкольного возраста с нарушением речи...