Основные направления деятельности учителя-логопеда.
консультация по логопедии

Основные направления деятельности учителя-логопеда

Коррекционная работа учителя - логопеда в дошкольном образовательном учреждении направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи.

1. Основные цели деятельности учителя – логопеда

- Выявление детей, имеющих речевые нарушения.

- Коррекция речевых нарушений.

- Профилактика возникновения речевых нарушений у дошкольников.

Преодоление вторичных проявлений речевой недостаточности: затруднения в общении с окружающим миром нередко препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу.

2. Основные направления деятельности учителя – логопеда

- Оказание коррекционной помощи детям, испытывающим трудности в речевом развитии.

- Консультирование педагогов по вопросам, связанным с развитием речи детей.

- Консультирование родителей по вопросам развития речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoped.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

     К основным направлениям деятельности учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении относятся:

- Диагностическая деятельность

- Коррекционно-развивающая деятельность

- Консультативная работа с родителями и педагогами

- Методическая деятельность

- Аналитическая деятельность

Диагностическая деятельность учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении определяет тактику коррекционно-развивающего воздействия, выбор методов, приемов и способов достижения поставленных целей.

Диагностическая деятельность представляет :

Раннее выявление детей нуждающихся в помощи.

Обследование воспитанников общеразвивающих групп и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи. Результатом проведенной диагностики является подготовка материалов для психолого- педагогического консилиума ( ППк) с целью комплектования групп для детей с тяжелым нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом.

Логопедическое и психолого-педагогическое обследование детей.Подразумевает изучение речевого (артикуляционный аппарат, дыхание, звукопроизношение, слоговая структура слов, фонематическое восприятие, анализ, синтез, лексико-грамматическая сторона речи, особенности связной речи, темпо-ритмическая характеристика, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

Наблюдение в процессе обучения, диагностика.

Анализ результативности коррекционно-педагогического процесса.

Коррекционно-развивающая деятельность в дошкольном образовательном учреждении представляет собой интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив , родители ребенка-логопата.

В рамках логопедической группы коррекционно-развивающие направления деятельности учителя-логопеда :

- Занятия учителя-логопеда с детьми по утвержденным лексическим и грамматическим темам.

- Индивидуальные занятия с детьми по звукопостановке и совершенствованию всех компонентов речи.

- Совместная деятельность с педагогом-психологом.

- Совместная деятельность с воспитателями.

- Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя.

- Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий.

На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.

На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.

На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.

На индивидуальных занятиях с детьми проводится:

- Артикуляционная гимнастика ;

- Дыхательная гимнастика ;

- Пальчиковая гимнастика ;

-Упражнения на развитие фонематических процессов;

- Коррекция звукопроизношения разными способами;

- Автоматизация звуков в слогах, словах и в речи;

- Дифференциация звуков в слогах, словах и в речи;

- Обогащение словарного запаса;

- Закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых занятиях.

На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве.

В основу работы положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи.

Результаты коррекционной работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту выпуска и доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей.

Просветительская деятельность учителя-логопеда в рамках логопедической группы подразумевает совместное проведение родительских собраний, на которых рассказывается об особенностях развития детей логопедической группы, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации.

Пропаганда логопедических знаний осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и воспитателей со сменным материалом.

Консультативная работа учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения-это консультирование родителей, воспитателей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения.

Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров.

Основными направлениями консультативно–просветительской работы учителя-логопеда с родителями являются :

- Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи.

- Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.

• Формирование компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения).

- Обучение основным приёмам коррекционно-развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы) выполнения письменных заданий и т. д.).

- Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

Методическая деятельность учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения включает в себя :

- разработку методических рекомендаций для воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям;

- перспективное планирование;

- изучение и обобщение передового опыта;

- участие в работе методических объединений учителей-логопедов;

- обмен опытом (конференции, семинары, открытые показы и др.);

- поиск наилучших средств коррекции речи детей;

- изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи;

- самообразование;

- изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции речи.

Аналитическая работа позволит учителю-логопеду отследить эффективность проводимой коррекционно-развивающей деятельности, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка. Она включает:

-Проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости).

-Выпускные собеседования .

-Подведение итогов работы за учебный год.

Цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.

Актуальность логопедической работы растет с каждым годом, т. к. увеличивается количество детей с речевыми проблемами. Речь тесно связана с мышлением, вниманием, памятью. Без речевой функции психика не будет полноценно развиваться. Ученые доказали , что эффективнее всего работать с устранением нарушением в дошкольном возрасте. Без овладения устной речи не будет письма и чтения. Ограничение социальных контактов негативно сказывается на развитии личности. Должно быть, правильное комплексное воздействие на проблему. Чтобы выходя из детского сада, дети были полноценно готовы к следующей ступени своей жизни – школе, умели разговаривать, понимали, что они говорят и для чего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитие основных движений детей с нарушениями речи."

Как построить работу по звукопроизношению, чтобы дети успешно преодолевали свои дефекты? Учитель – логопед работает над исправлением произношения у детей, инструктору по физвоспитанию надо научить дет...

Основные направления взаимодействия учителя - логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи

Известным и бесспорным фактом является то, что работа учителя-логопеда на группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями воспитанников. В...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-6 лет, старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи III уровня) Разработана на основе адаптированной основной обра

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАорганизации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-6 лет,старшей группы компенсирующей направленности для детейс тяжелыми нарушениями речи(общее недоразвитие речи III уровня)...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

В системе дошкольного образования в последние годы произошли существенные изменения, связанные с принятием нового Закона «Об образовании» и внедрением федерального государственного об...

Основные направления деятельности учителя-логопеда в ДОУ

Основные направления деятельности учителя-логопеда: формирование полноценных произносительных навыков; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звуков...

Основные направления деятельности учителя-логопеда

Основные направления деятельности учителя-логопеда ...

Основные направления работы учителя-логопеда и воспитателя

В консультации говорится о роли учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми с ТНР...