ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
статья

В системе дошкольного образования в последние годы произошли существенные изменения, связанные с принятием нового Закона «Об образовании» и внедрением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Впервые дошкольное образование определено в качестве первого уровня образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osnovnye_napravleniya_raboty_uchitelya-logopeda.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.

В системе дошкольного образования в последние годы произошли существенные изменения, связанные с принятием нового Закона «Об образовании» и внедрением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Впервые дошкольное образование определено в качестве первого уровня образования.

Говоря о работе логопеда в рамках ФГОС ДО, хочу остановиться регламентирующих документах. В своей работе мы руководствуемся прежде всего:

  • Законом РФ «Об образовании» № 273-Ф3;
  • Федеральным законом «О специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Типовым положением «О дошкольном образовательном учреждении»;
  • Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Главная цель введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (начального, основного, среднего) заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

Одной из целей ФГОС ДО является обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования (п. 1.5.2).

Эта цель должна достигаться выполнением одной из главных задач ФГОС ДО - обеспечением равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) (1.6.2).

На сегодняшний день остро встаёт вопрос раннего распознавания, квалифицированной диагностики и правильного коррекционного воздействия в работе с детьми дошкольного возраста. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, а также многолетний практический опыт работы показывают, что число детей со сложной структурой дефекта речи в последние годы растет.

Основные направления работы учителя-логопеда в ДОУ:

  1. Диагностическая деятельность, позволяющая определить тактику коррекционного воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей. Она включает в себя:

а) комплексное логопедическое и психолого-педагогическое обследование, в ходе которого выявляется:

- уровень сформированности всех компонентов речевой системы (фонетики, фонематического восприятия, слоговой структуры, лексики, грамматики, связной речи);

- состояние познавательных процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения);

- состояние общей и мелкой моторики (артикуляционной и пальчиковой);

- личностные особенности (интерес и мотивация к учебной деятельности, контактность, поведение, активность, реакции, усидчивость, работоспособность, критичность).

Целью такого обследования детей является установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии, что позволяет сформулировать объективное логопедическое заключение и наметить индивидуальные программы коррекционно-педагогической работы на долгосрочную перспективу (учебный год).

б) сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии;

в) динамическое наблюдение в процессе обучения с целью анализа результативности коррекционно-педагогического процесса.

  1. Коррекционно-логопедическая и педагогическая работа на групповых и индивидуальных занятиях по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций.

Учитель-логопед является координатором коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ, организует интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка-логопата.

Коррекционно-развивающее направление работы учителя-логопеда в рамках логопедической группы включает:

  • занятия с детьми по совершенствованию разных сторон речи;
  • совместную деятельность с педагогом-психологом по стимулированию психологической базы речи;
  • совместную деятельность с воспитателями;
  • совместную деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию темпо-ритмической организации речи.

На индивидуальных занятиях с детьми проводится:

  • дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
  • артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
  • пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
  • коррекция звукопроизношения разными способами;
  • автоматизация звуков в речи;
  • дифференциация звуков в речи;
  • обогащение словарного запаса;
  • закрепление знаний, полученных детьми на групповых логопедических занятиях.

  1. Консультативная и просветительская работа среди родителей состоит в оказании им консультативной помощи, предоставлении родителям полной информации о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка.

Просветительская деятельность логопеда ДОУ подразумевает проведение родительских собраний, на которых рассказывается об особенностях развития детей логопедической группы, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации.

Консультативная работа логопеда ДОУ - это консультирование родителей по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Основными направлениями консультативно-просветительской работы логопеда с родителями являются:

  • формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи;
  • выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей;
  • формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития детей разных возрастных групп и речевых расстройств;
  • обучение основным приёмам коррекционно-развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы) выполнения письменных заданий и т.д.);
  • ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

В течение учебного года консультативно-просветительская работа учителя-логопеда включает:

- участие в родительских пятиминутках, экспресс–выступления на родительских собраниях, рекомендация игр и упражнений для развития речевого дыхания, артикуляционной и мелкой моторики ребенка, а также для развития психических процессов;

- проведение индивидуальных и групповых логопедических консультаций для родителей;

- оказание помощи родителям в порядке выполнения домашних рекомендаций;

- участие в проведении тематических встреч, лекций, вечеров, «Дня открытых дверей».

  1. Профилактическая, просветительская, консультативная работа с воспитателями и педагогическим коллективом включает:

-  проведение в течение учебного года консультаций для воспитателей по профилактике речевых нарушений;

-  участие в семинарах, педсоветах, проведение мастер-классов;

- участие в подготовке детей к конкурсам, проведению праздников, кукольных спектаклей, театрализованных представлений;

- взаимодействие учителя-логопеда с музыкальным руководителем, воспитателем по физической культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления взаимодействия учителя - логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи

Известным и бесспорным фактом является то, что работа учителя-логопеда на группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями воспитанников. В...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с воспитанниками ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Всестороннее использование здоровьесберегающих технологий позволяет учителю-логопеду и воспитателям  улучшить  и усовершенствовать коррекционный процесс по развитию речи воспитанников, сдела...

«Система планирования работы учителя – логопеда, учителя – дефектолога с родителями в условиях ФГОС ДО»

В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на дошкольные образовательные учреждения (организации) и семьи воспитанников возлагаютс...

Основные направления деятельности учителя-логопеда.

Основные направления деятельности учителя-логопедаКоррекционная работа учителя - логопеда в дошкольном образовательном учреждении направлена на преодоление речевых и психофизических нарушени...

Основные направления деятельности учителя-логопеда в ДОУ

Основные направления деятельности учителя-логопеда: формирование полноценных произносительных навыков; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звуков...

Основные направления деятельности учителя-логопеда

Основные направления деятельности учителя-логопеда ...

Основные направления работы учителя-логопеда и воспитателя

В консультации говорится о роли учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми с ТНР...