Рекомендации семинара «Формирование познавательной активности на занятиях учителя – логопеда с применением технологии развития критического мышления у детей – логопатов»
материал по логопедии

Ерофеева Татьяна Дмитриевна

Все приемы данной технологии универсальны. Их можно применять на всех стадиях (вызов, осмысление, рефлексия), можно интегрировать с любой образовательной деятельностью.

Эти приемы предполагают как индивидуальный вид работы, так и групповой.

Чтобы практически воплотить технологию, необходимо планировать образовательную деятельность, учитывая все три стадии: вызов, осмысление, рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_vospitatelyam.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации семинара  «Формирование познавательной активности на занятиях учителя – логопеда с применением технологии развития критического мышления у детей – логопатов»

 составлены учителем – логопедом МДОУ «ДС № 3»

Ерофеевой Т. Д.   17.12.2021года.

Приемы, применяемые в образовательном процессе.

Все приемы данной технологии универсальны. Их можно применять на всех стадиях (вызов, осмысление, рефлексия), можно интегрировать с любой образовательной деятельностью.

Эти приемы предполагают как индивидуальный вид работы, так и групповой.

Чтобы практически воплотить технологию, необходимо планировать образовательную деятельность, учитывая все три стадии: вызов, осмысление, рефлексия.

Приём «Кластер» эффективно используется на всех этапах образовательной деятельности. Смысл «кластера» в выделении смысловых единиц и их графическом оформлении в виде грозди. Правила составления «кластера» очень простые:

1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа (предложить картинку детям).

2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой (выкладываются иллюстрации).

3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.

4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.

Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия.

Например, в нашем кластере по теме «Радуга»  мы систематизировали знания детей о нашем городе, дифференцировали и структурировали полученную   информацию. Для легкости запоминания мы использовали схемы, фотографии, картинки.

Прием «Ассоциативный ряд».

Он достаточно широко используется в нашем дошкольном мире. И он, я уникален, потому что, развивает у дошкольников воображение, представление, умение анализировать и делать самостоятельные выводы. Детям предлагается слово, а они подбирают к нему слова - ассоциации.

Прием «Тонких и толстых вопросов»

Научить детей думать над услышанным, понимать иногда скрытый смысл, помогает прием «Толстых» и «Тонких» вопросов. Этот прием   может быть   использован на любой из трех фаз. Ребята не сразу научились задавать такие вопросы. Работали мы по образцу: сначала говорили, показывали, а дети повторяли. Тонкие вопросы требуют односложного ответа. И задаются со словами: кто, что, когда, как звать? А толстые вопросы требуют развернутого ответа. Звучат примерно так: дайте объяснение, почему…? А что, если…? Почему вы думаете, что…?

Прием «Кубик».

Суть данного приема заключается в следующем: Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий: 1. Опиши это… (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)

 2. Сравни это… (На что это похоже? Чем отличается?)

3. Проассоциируй это… (Что это напоминает?)

 4. Проанализируй это… (Как это сделано? Из чего состоит?)

5. Примени это… (Что с этим можно делать? Как это применяется?)

 6. Приведи «за» и «против» (Поддержи или опровергни это.)

Прием  «Синквейн»более эффективен на стадии осмысления.

Синквейн – это не способ проверки знаний детей. Его цель добиться более глубокого осмысления темы. Что такое «синквейн»?. Это пятистрочный, нерифмованный стих, который позволяет в нескольких словах изложить учебный материал. «Синквейн» состоит из следующих этапов:

а)имя существительное, тема

б)признак предмета(подбираем прилагательные) – два слова Нами разработана модель написания синквейна

в)действие предмета

г) фраза, выражающая отношение автора к теме

д) слово-синоним

Этапы работы.

1 этап. На этом этапе вводится понятие: “слово-предмет”, предъявляется модель-существительное, актуализируется номинативная лексика.

«Кто это?» - Ежик. «Что это?» - машина.

2 этап. Вводится “слово-признак”, предъявляется модель-прилагательное актуализируется адъективная лексика.

«Ежик какой?» - Колючий, дикий, маленький, добрый, серый.

3 этап.  “Слово-действие”, предъявляется модель-глагол, актуализируется предекативная лексика.

«Ежик что делает?» - Фыркает, спит, сворачивается, ловит.

4 этап. Детям дается алгоритм составления синквейна.

 Вот некоторые из «синквейнов», составленные детьми:

Лиса

1.Лиса

2.Хитрая, рыжая

3.Обманывает, ворует, крадется

4.Она съела колобка

Гриб - лисичка

Родина

1.Родина

2.Большая, богатая

3.Кормит, охраняет, любит

4.Дом, в котором мы живем

5.Россия

Существует различные вариации для составления дидактического синквейна, которые  способствуют разноплановому составлению заданий.

Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты:

Составление краткого рассказа по готовому синквейну  (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна). Например, синквейн «Белка»

1. Белка.

2. Пушистая. Рыжая.

3. Прыгает, Скачет, Заготавливает.

4. Белка живет в дупле.

5. Дикое животное.

Составление рассказа «Белка»:

В лесу живет рыжий, пушистый зверек. Это белка. Жизнь у белки хлопотливая, она заготавливает себе пищу на зиму. Ловко прыгает и скачет по веткам. На большом дереве у нее дупло. Зимой диким животным жить трудно. Мы подкармливаем белку орешками, семечками.

Коррекция и совершенствование готового синквейна;

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части.

Например, «синквейны – загадки». Как это происходит? Первое слово – тема не произносится (закрывается). Остальные строчки остаются без изменений. По описанию нужно догадаться, какая была задана тема. Нужно учитывать то, что чем точнее составлены описания, тем больше вероятность отгадать синквейн.

?

Злой, серый

Пугает, охотиться, воет

По лесу рыщит, добычу ищет

Серенький бочок

(волк)

Для детей старшей группы, которые еще не умеют читать, можно предложить алгоритм, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют вместе с  воспитателем.

Метод «Шесть шляп мышления», наверное, один из самых популярных и эффективных методов ТРКМ. Этот метод нравится и детям и педагогам, он позволяет в игровой форме (ведущий вид деятельности дошкольников) развивать критичность мышления. В основе «6 шляп» лежит идея параллельного мышления. Каждая шляпа определяет свой режим мышления:

- белая – факты

- красная – чувства, эмоции

- черная – критика

- желтая – позитив

- зеленая – творчество

- синяя – управление процессом

Этот метод может выступить и в роли своеобразной диагностики личностных качеств детей. Даже не являясь, педагогом-психологом, наблюдая за детьми во время работы «под шляпой» можно определить к какому психотипу относятся дети. Так, например фантазеры с удовольствием работают под зеленой шляпой, более эмоциональные и чувственные дети - хороши в красной, ну а, если ребенок, по натуре критикан, то он   хорошо работает в черной шляпе - умеет определять недостатки, и уже нашей задачей является – научить его видеть плюсы, что-то позитивное.

Технология скрайбинг — (от английского слова "scribe" – набрасывать эскизы или рисунки).

Скрайбинг — это создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл образовательной деятельности понятным.

Эта технология была придумана британским художником Эндрю Парком для британской компании, которая занималась популяризацией научных знаний. В чем смысл данной технологии — речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги).выступающий рассказывает что-то, и в это же время этот рассказ иллюстрирует.

Рисовать можно чем угодно и фломастерами и карандашами, используя бумагу, презентационную доску, сопровождать это все можно рисунками, пиктограммами, символами, буквами, цифрами. И самое главное в этой технологии все -таки не картинки, схемы, а история, которая ведет за собой повествование.

Сегодня выделяют три самых распространенных вида скрайбинга – рисованный скрайбинг, аппликационный скрайбинг и онлайн-скрайбинг.

Рисованный скрайбинг является классическим скрайбингом. Художник (скрайбер) изображает картинки, схемы, диаграммы, записывает ключевые слова. Это происходит параллельно с произносимым текстом.

Аппликационный скрайбинг – техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту. Магнитный скрайбинг является разновидностью аппликационного, единственное отличие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску

А если есть картинки, с помощью которых ребенок может легко пересказать рассказ? Я предлагаю вам самим попробовать с помощью картинок  пересказать рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в страну хлеба» в старшей группе (с применением технологии развития критического мышления)

МБДОУ детский сад «Солнышко»     Конспект интегрированного занятия «Путешествие в страну хлеба»в старшей группе(с применением технологии развития крити...

Презентация по теме: "Технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста" для работников дошкольного образования

  Создать условия развития критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс. На районнам совещании был рассмотрен вопрос по развитию технол...

Выступление на МО дошкольных работников Курманаевского района: "Технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста"

 Создать условия развития критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс. На районнам совещании был рассмотрен вопрос по развитию техноло...

Технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста

Человек, который обладает критическим мышлением, способен:- понимать логические и причинно-следственные связи между разными идеями и понятиями;- быстро анализировать суждения окружающих и оценивать их...

Формирование познавательной активности на занятиях учителя-логопеда

ФГОС дошкольного образования обозначил целевые ориентиры на зтапе старшего дошкольного возраста, которые развивают у детей любознательность, воображение и творческую инициативу....

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в страну хлеба» в старшей группе (с применением технологии развития критического мышления)

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в страну хлеба»в старшей группе(с применением технологии развития критического мышления)...

Мастер-класс с применением технологии развития критического мышления у дошкольников " Метод шести шляп" и синквейн.

Мастер-класс  с применением  технологии развития критического мышления у дошкольников " Метод шести шляп"и синквейн.Актуальность. Сегодня существует множество технологий и мет...