Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть IV Обследование слоговой структуры слова и фонематических процессов.
статья по логопедии (подготовительная группа)

Ушкалова Татьяна Владимировна

Обследование слоговой структуры слова и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с предоставлением дидактического материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chast_4_obsledovanie_rechi.docx49.63 КБ

Предварительный просмотр:

Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста

Часть IV     Обследование слоговой структуры слова и фонематических процессов.

Подготовила: Ушкалова Т. В.

Слоговая структура слова

          1. Повторение слов.

          Цель: определить уровень сложности слоговой структуры слова, доступный для самостоятельного проговаривания; установить характер и особенности искажений слов.

Процедура исследования:  предлагают произнести 14 типов слов с различной слоговой структурой по классификации А.К.Марковой. Традиционно принято обследовать слоговую структуру, начиная с первого класса до четырнадцатого, постепенно усложняя слова. Обязательным является наличие слова в пассивном словаре ребёнка (понимание).

Инструкция: «Повторяй за мной».

Материал для предъявления:

Словарь:

14 класс – четырехсложные слова со стечениями согласных

(аквариум, земляника, магнитофон, экскаватор).

13 класс – четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов (пуговица, пианино).

12 класс – двухсложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо, птенцы, свекла).

11 класс – односложные слова со стечениями согласных в начале или конце слова (гриб, гном, ключ, слон).

10 класс – трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка, лампочка, хлопушка).

9 класс – трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (вертолет, кузнечик, апельсин).

8 класс – трехсложные слова со стечением согласных (редиска, капуста, яблоко).

7 класс – трехсложные слова с закрытым слогом (помидор, огурец, барабан).

6 класс – двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова (альбом, тетрадь, чеснок).

5 класс – двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (сосны, ветки, письма).

4 класс – двухсложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога (петух, веник, банан).

3 класс – односложные слова, состоящие из закрытого слога (мак, лес, кот).

2 класс – трехсложные слова, состоящие из открытых слогов (петуха, веника, банана).

1 класс – двухсложные слова, состоящие из открытых слогов (мака, леса, кота).

Материал может предъявляться и в невербальной форме (в картинках). Тогда инструкция будет такой: «Назови картинки».

2. Повтор фразы с многосложными словами.

Цель: проверить сформированность умения ребенка произносить слова различной слоговой структуры в предложениях.

Процедура исследования: логопед показывает ребенку картинку и предлагает повторить предложения по её сюжету.

Инструкция: «Рассмотри картинку и повтори за мной предложение»;

Оборудование: сюжетные картинки:

 Речевой и стимульный материал: 

Полицейский стоит на перекрестке.

Золотые рыбки плавают в аквариуме.

Фотограф фотографирует детей.

Саша сушит мокрое белье на веревочке.

Часовщик чинит часики.

Мотоциклист едет на мотоцикле.

Экскурсовод проводит экскурсию.

Водопроводчик чинит водопровод.

Регулировщик регулирует движение транспорта.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Весело журчат весенние ручьи.

На сковороде жарятся котлеты.

         

       3. Ответы на вопросы.

       Цель: исследование слоговой структуры слов при ответах на вопросы.

       Процедура исследования: ребёнку предлагается ответить на вопросы по картинкам. Слова, сложные по семантике уточняются, поясняются.

      Инструкция: «Прослушай вопрос и ответь на него полным предложением».

      Оборудование: картинный материал из предыдущего задания.

      Речевой и стимульный материал:

     Что жарят на сковороде? (котлеты)

     Кто чинит водопровод? (водопроводчик)

     Кто регулирует движение транспорта? (регулировщик)

     Кто подстригает волосы? (парикмахер)

     Как называется водный дом для рыб? (аквариум)

     Кто учит учеников? (учительница) и т.д.

       

Фонематические процессы

Обследование фонематического слуха.

I. Исследование способности узнавать и дифференцировать неречевые звуки.

1. Узнавание неречевых звуков.

Цель: определить возможности узнавания ребёнком неречевых звуков.

Процедура исследования: Перед ребенком на столе раскладывают несколько музыкальных инструментов. Логопед предлагает послушать звучание каждого и запомнить его. Далее ребенку необходимо на слух, без зрительной опоры определить что звучит. При забывании названия звучащего предмета допускается использовать набор картинок, содержащий изображения всех предъявляемых предметов. В этом случае в протоколе фиксируется наличие стимулирующей помощи и отмечается нарушение кратковременной памяти.

Инструкция: «Рассмотри музыкальные инструменты. Давай послушаем как звучит каждый из них. Это барабан, он звучит так…(манипуляция с барабаном)». Аналогичным образом разбираются все инструменты, после чего предъявляется следующая инструкция: «Внимательно послушай и скажи, что звучало».

Оборудование: настольная ширма, музыкальные инструменты – барабан, бубен, погремушка, колокольчик, треугольник, металлофон, дудочка.

2. Локализация звука.

Цель: изучить возможности ребёнка определять направление звучания.

Процедура исследования: Ребенку предлагается с закрытыми глазами определить направление звучания, то есть сказать, где звук справа, слева, вверху, внизу, спереди, сзади. Для исследования берется звучащий предмет, который ребенок безошибочно опознавал в предыдущем задании.

Инструкция: «Покажи (скажи), где звучит колокольчик».

Оборудование: звучащая игрушка или музыкальный инструмент.

II. Исследование способности к восприятию и воспроизведению ритмов.

1. Восприятие и воспроизведение ритмов.

Цель : определить умение определять количество ударных движений..

Процедура исследования: Предлагается прослушать предъявляемые логопедом простые удары, посчитать их количество. Удары производятся за ширмой, для исключения считывания ребенком количества движений, совершаемых при ударах. В данном задании можно использовать ударные музыкальные инструменты. Ритмы используются простые, отличающиеся друг от друга одним ударом: I – II, II – III, III – II, II – I. При выполнении задания возможно использование цифрового ряда, то есть ребенок должен посчитать удары, произведенные с паузой, и обозначить услышанное с помощью карточек-цифр.

Инструкция: «Послушай и скажи, сколько раз я ударила в барабан (металлофон, простучала по столу и т.д.). Выложи с помощью карточек-цифр то, что ты услышал».

Оборудование: ударные музыкальные инструменты, карточки-цифры.

2. Исследование слухомоторных координаций.

Цель: определить состояние ритмической организации.

Процедура исследования: Ребенку необходимо прослушать и повторить (отстучать, проиграть на музыкальном инструменте) предъявляемые ритмы. Ритмы отстукиваются за ширмой. Вначале предъявляются простые, постепенно нарастающие или убывающие ритмы: I – II – III, III – II – I; затем сложные: II – III – I, I – III – II, II – III – II и т.д.

Второй вариант выполнения задания – это выполнение задания с применением зрительной опоры. Перед ребенком раскладывают карточки, на которых схематично изображены ритмы, ему необходимо выбрать, соответствующую услышанному ритму, карточку. При анализе выполнения отмечается доступность выполнения каждого варианта задания. Если ребенок справляется только со вторым вариантом, то это говорит о формированном слуховом восприятии и нарушенной слухомоторной координации.

Инструкция: «Послушай и повтори точно так же, как я. Найди карточку, которая соответствует тому, что ты услышал».

Оборудование: ударные  музыкальные инструменты, карточки-схемы с ритмическим рисунком.

III. Исследование просодической стороны речи

Цель: выявить наличие или отсутствие чувствительности к просодическим характеристикам языковой единицы.

1. Восприятие и воспроизведение интонации.

Цель: изучить уровень способности ребёнка  воспринимать и воспроизводить интонацию. 

Процедура исследования: Ребенку предлагается прослушать одинаковые предложения, произнесенные с различной интонацией (повествовательной, вопросительной, восклицательной) и определить, как они произнесены. Перед выполнением задания проводиться обучающая беседа, в которой на материале серий различных предложений ребенка знакомят с разными видами интонации и подкрепляют полученные знания карточками со знаками препинания – точкой, вопросительным знаком, восклицательным знаком. Далее произносят предложения, а ребенок должен определить его интонационную окраску: «Солнце светит. Солнце светит? Солнце светит! Появилась радуга. Появилась радуга? Появилась радуга! Я иду в гости. Я иду в гости? Я иду в гости! Мама пришла. Мама пришла? Мама пришла!». Затем предлагают повторить предложения с противоположными типами интонации отраженно за логопедом. В завершении дается задание на самостоятельное воспроизведение различной интонации. При выполнении этой части задания используются сюжетные картинки и карточки со знаками препинания. Ребенок, ориентируясь на сюжетную картинку, вспоминает содержание предложения и произносит его с той интонацией, которую задает логопед с помощью знака препинания, изображенном на карточке. На протяжении всего исследования используется один и тоже речевой материал.

Инструкция: 

1. «Слушай внимательно, если ты услышишь, что я буду произносить предложение спокойным, ровным голосом, подними карточку с точкой. Если услышишь, что я задаю вопрос, подними карточку с вопросом. Если я буду говорить радостно и громко, подними карточку с восклицательным знаком».  

2. «Слушай внимательно предложения и повторяй их с той же интонацией, точно так же как я».            3. «Посмотри внимательно на картинки, вспомни все предложения. Я буду показывать карточку, а ты произносить предложения с той интонацией, которая на ней обозначена».

Оборудование: карточки – точка, вопросительный знак, восклицательный знак, сюжетные картинки к предложениям.

2. Восприятие и воспроизведение модуляций голоса по громкости.

Цель: выявить возможности детей различения силы голоса.

Процедура исследования: Предлагается посмотреть на сюжетную картинку, на которой изображены транспортные средства, животные различно расположенные в пространстве и определить положения каждого объекта ориентируясь на звук – далеко или близко. Звуки произносятся парно – громко, тихо. Ребенок, ориентируясь на звук, выбирает подходящую картинку. Затем логопед предлагает самостоятельно произнести звуки транспорта и животных, находящихся далеко или близко.

Инструкция: 1. «Послушай звуки транспорта и животных и определи, где они находятся – далеко или близко». 2. «Посмотри на картинки и произнеси звуки транспорта и животных, находящихся далеко, близко».

Оборудование: сюжетные картинки – «самолеты», «машины», пароходы», «цыплята», «барашки».

3. Восприятие и воспроизведение звуков различной тембровой окраски.

Цель: выявить возможности ребёнка различения высоты, тембра голоса.

Процедура исследования: Логопед предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя», рассмотреть сюжетную картинку и определить, кто из персонажей говорит следующие фразы: «Кто сидел на моем стуле?», «Кто ел из моей тарелки?», «Кто спал в моей кровати?». Далее ребенку, ориентируясь на персонажей, предлагается самостоятельно воспроизвести указанные выше фразы с различной тембровой окраской.

Инструкция: 1. «Послушай и определи, кто так говорит папа-медведь, мама-медведица или медвежонок». 2. «Спроси «кто сидел на моем стуле» как папа-медведь, как медвежонок и т.д.».

Оборудование: сюжетные картинки из сказки «Три медведя».

IV. Исследование умения узнавать и различать слова близкие по звуковому составу.

1. Опознание правильного и искаженного произнесения слов.

Цель: оценить способность ребёнка отследить собственные дефекты звукопроизношения в момент говорения и распознавать дефекты, аналогичные собственным, в чужой речи.

Процедура исследования: Ребенку предлагается прослушать цепочку слов и определить правильный вариант звучания. Цепочка слов строится с постепенной заменой звуков в слове на акустико и артикуляционно схожие. Первоначально задание выполняется на с опорой на картинный материал, затем слова предъявляются на слух. Для исключения искаженного произношения слов ребенку предлагаются сигнальные карточки. В случае неправильного произнесения слова логопедом поднимается красная карточка, при правильном – зеленая.

Инструкция: 

1. «Посмотри на картинку и скажи это «шабака»? Подними зеленую карточку, если услышишь правильное название картинки «фябака – шабака – собага – собака – сопага»…».

2. «Слушай внимательно слова, которые я буду произносить, если я произнесу слово правильно поднимай зеленую карточку, если нет – красную».

Оборудование: сигнальные карточки красная и зеленая, предметные картинки.

Материал для обследования:

1. Опознание слов с опорой на картинку:

шабака – сопака – собага – собака

коська – гошка – кошка – кошга

конвета – конфета – комфета - конфеда

торт – дорт – толт – тёрт

саяц – заясь – заац – заяц 

лучка – руська – ручка – ручга

2. Опознание слов без опоры на наглядность:

миська – нишка – мишка – мищка

баман – даван – банам – банан

груса – круша – груша – глуша

тарелка – талелка – дарелка – тарелга

сонт – зомт – зёнт – зонт 

козя – гозя – коза – кёза

2. Опознание похожих по звучанию слов.

Цель: определить способность дифференциации слов по сходному набору фонем

Процедура исследования: Ребенку предлагается прослушать цепочку слов и определить то слово, которое не похоже на другие. Задание выполняется в двух вариантах: с опорой на ряд предметных картинок и на слух.

Инструкция: 1. «Посмотри на картинки, назови из. Какое слово не похоже на остальные». 2. «Слушай внимательно слова, которые я буду произносить, назови слово, которое не похоже на остальные».

Оборудование: предметные картинки.

Материал для обследования:

1. Выбор слов с опорой на картинку:

мак – бак – рак – банан 

сом – ком – индюк – дом

лимон – вагон – кот – батон

2. Выбор слов на слух:

ветка – клетка – диван – сетка

бак – мак – веник – рак

бант – билет – букет – пакет

3. Восприятие и воспроизведение слов,  различающихся фонетически далекими звуками.

Цель: изучить способность ребёнка к различению фонетически далёких звуков и воспроизведению слов с данными звуками.

Процедура исследования: Вся процедура состоит из двух этапов. На первом этапе логопед произносит цепочки слов, отличающихся друг от друга фонетически далекими звуками, ребенок, ориентируясь на набор картинок, показывает произнесенные слова. На втором – отраженно, вслед за логопедом произносит цепочки слов. При выполнении заданий ребенок не должен видеть артикуляционный аппарат логопеда, для исключения ориентации на артикуляционную характеристику звуков.

Инструкция: 

1. «Внимательно слушай слова, которые я буду произносить, и показывай картинку, на которой они изображены».

2. «Внимательно слушай слова и произноси их в том же порядке, что и я».

Материал для обследования:

1. Цепочки слов, предъявляемые с картинным материалом:

дом – сом

марка – майка

жук – лук – сук

кот – сок – рот

2. Цепочки слов, предъявляемые на слух:

дом – дым

лук – луч  

ком – сом – лом

мак – рак – бак  

4. Восприятие и воспроизведение слов различающихся акустически и артикуляционно близкими звуками.

Цель: изучить способность восприятия акустически и артикуляционно близких звуков и воспроизведения слов с данными звуками.

Процедура исследования: аналогична с предыдущим заданием.

Инструкция: 

1. «Слушай внимательно, покажи мне ту картинку, которую я назову».    

 2. «Внимательно слушай слова и произноси их в том же порядке, что и я».

Материал для обследования:

1. Цепочки слов, предъявляемые с картинным материалом:

коса – коза

мышка – мишка

маска – кашка  

розы – рожи

шар – жар

точка – дочка

почка – бочка

вата – фата

кора – гора

рак – лак

рейка – лейка

лук – люк

2. Цепочки слов, предъявляемые на слух:

палка – балка

сова – софа

точка – кочка

калька – галька

тушь – душ

осы – оси

лиса – лица

сайка – чайка

роса – роща

роса – роза

башня – пашня

шить – жить

печка – пешка

катать – качать

помешать - помещать

плач – плащ

мел – мель

болт – борт

удар – ударь

Маша – наша

5. Восприятие и воспроизведение слов, различающихся акустически и артикуляционно близкими звуками, в составе предложений.

Цель: изучить способность ребёнка к восприятию и воспроизведению слов, различающихся акустически и артикуляционно близкими звуками, в составе предложений.

Процедура исследования: Данное направление включает в себя оценку нескольких умений. Вначале ребенку предлагают прослушать предложения, в состав которых входят слова, отличающиеся акустико-артикуляционно близкими звуками, и определить правильное употребление слов в них. Задание выполняется на слух, в случае затруднения, или ошибочных ответов, ребенку предлагают предметные картинки с изображением слов встречающихся в предложениях. Если с опорой на картинный материал задание выполняется, это говорит о нарушенном фонематическом слухе и сохранном словесно-логическом мышлении. Далее ребенку предлагают самостоятельно составить предложения, используя слова предложенные логопедом. Слова предъявляются на слух, в случае затруднения предлагаются опорные картинки. В данном задании оценивается самостоятельность выполнения, способ использования речевого материала (на слух, с опорой на предметную картинку), логика построения предложения.

Инструкция: 

1. «Внимательно слушай предложения, если я скажу что-то не правильно подними красную карточку и исправь предложение. Если будет все верно, поднимай зеленую карточку».

2. «Внимательно слушай слова, которые я буду произносить. Составь предложение со словами …».

Оборудование: сигнальные карточки – красная, зеленая; опорные предметные картинки (слова перечислены ниже).

Материал для обследования:

1. Предложения, содержащие слова, отличающиеся близкими звуками:

Огурцы солят в почки. – Весной на деревьях набухают бочки.

В озере плавает удочка. – Ваня закинул уточку в реку.

Собака грызет гости.- К нам пришли долгожданные кости.

У Маши длинная коза. – На лугу пасется коса.

В берлоге спит косолапый миска. – Катя ест кашу из мишки.

Пищу нужно хорошо зевать. – Перед сном хочется жевать.

Бабушка поставила петь пироги. – Настя любит печь песни.

Под дверью есть маленькая челка. – У Танюши красивая щелка.

Миша очень ряд новой машинке. – Я сел на первый рад.

Мяч закатился в самый уголь. – В сарае лежит черный угол.

Вася нос тяжелую сумку. – У Лены зачесался нес.

2. Пары слов для составления предложений:

палка – полка

луна – липа

сок – сук

дом – дым

тапки – тяпки

уголок – уголек

папочка – бабочка

колос – голос

трава – дрова

сабля – цапля

нос – ночь

лес – лещ

зайка – сайка

ноль – моль

скала – шкала

уши – ужи

пешка – печка

чаша – чаща

колобок – коробок

дом – дым  

V. Исследование способности дифференцировать слоги и фонемы.

1. Воспроизведение слоговых рядов.

Цель: определить способность дифференцировать звуки по: звонкости – глухости, твердости – мягкости, свистящие – шипящие и т.д. в слогах.

Процедура исследования: Логопед садится рядом с ребенком, прикрывает свой артикуляционный аппарат экраном и просит ребенка повторять произнесенные им слоги. Вначале для повторения предъявляются цепочки слогов содержащие акустически и артикуляционно далекие звуки. Цепочки произносятся троекратно с изменением порядка слогов, например «са – ма – са», «са – са – ма», «ма – ма – са». Затем переходят к цепочкам слогов с оппозиционными звуками. Первоначально работа ведется с цепочками слогов, в которые входят звуки, правильно произносимые ребенком. Для того чтобы проверить дифференциацию звуков, нарушенных в речи, ребенку предлагают набор звукоподражательных картинок. Предварительно проводится беседа по разъяснению значения данных картинок. Далее ребенок, используя картинки, определяет последовательность произнесенных логопедом слогов. Например, логопед произносит слоги «са – за – са», ребенок последовательно поднимает звукоподражательные картинки: «насос – комар – насос», при этом слоги он не повторяет.

Инструкция: 

1. «Внимательно слушай слоги, которые я буду произносить, повторяй их в той же последовательности».

 2. «Внимательно слушай слоги, подними картинку «насос», если услышишь слог со звуком «с», подними картинку «комар», если в слоге услышишь звук «з»…».

Оборудование: набор звукоподражательных картинок.

Материал для обследования:

1. Слоги, содержащие фонетически далекие звуки:

са – ма

ва – га

ша – та

да – ха

ка – ла

фа – за

за – на

ба – ча

жа – та

ма – ка

ца – на

за – та

га – ша

ча – ва

ла – са

ра – фа

ти – ни

ки – ча

ди – ви

ги – ли

дя – ня

Для детей старше 5,5 лет:

Са-ма-са   са-са-ма

Ва-га-ва   ва-га-га

Ша-та-ша  ша-ша-та

Да-да-ха   ха-да-ха

Ка-ла-ка   ка-ла-ла

Фа-за-фа   за-фа-за

За-на-за   на-за-на

Ба-ча-ба   ча-ба-ча

Жа-та-жа   та-жа-та

Ма-ка-ма   ка-ма-ка

 Ца-на-ца   на-ца-на

За-та-за      та-за-та

Га-ша-га   ча-ва-ча

Ла-са-ла    ра-фа-ра

Ти-ни-ти   ни-ти-ни

Ви-ди-ви   ди-ви-ви

Ги-ли-ги   ли-ги-ли

Дя-ня-дя   ня-дя-ня

2. Слоги, содержащие оппозиционные звуки:

па – ба

та – да

ва – фа

са – ша

за – жа

са – за

ша – жа

ка – га

ма – на

ра – ла

ва – ла

ча – тя

ща – ча

ща – ша

са – ца

та – тя

ва – вя

ба – бя

да – дя

са – ся

за – зя

ка – кя

га – гя

ма – мя

на – ня

тя – ся

пя – бя

тя – дя

вя – фя

ла – ля

ся – ща

кя – гя

мя – ня

ря – ля

ря – ря

Для детей старше 5,5 лет предлагаются цепочки из трёх слогов.

2. Опознание фонем.

Цель: изучить способность распознавания акустически и артикуляционно далёких, оппозиционных звуков.

Процедура исследования: Ребенку предлагают выбрать заданный звук из цепочки звуков. Вначале звуки выбираются их ряда звуков далеких друг от друга по акустико-артикуляционным признакам, затем среди оппозиционных. Логопед при предъявлении звукового ряда закрывает свой артикуляционный аппарат экраном, для исключения считывания ребенком артикуляции звука.

Инструкция: 1. «Я буду произносить звуки, если ты услышишь звук «с» хлопни в ладоши…и т.д.».

Материал для обследования:

1. Цепочки акустически и артикуляционно далеких звуков:

С – п, д, х, с, л

З – в, д, ф, з, б

Ш – д, м, а, к, ш

Ж – ф, ц, р, ж, й

Ч – п, ы, к, ч, ф

Щ – м, т, в, к, щ

Ц – п, х, й, в, ц

П – п, м, ж, ц, х

Б – д, ж, к, б, ф

В – к, з, у, л, в, щ

Ф – к, д, ы, з, ф

К – н, х, ч, ж, к

Г – г, ц, ш, а, ч

Л – к, д, л, ц, ж

Р – в, к, д, р, ж

Т – в, у, ж, б, т

Д – к, ф, с, з, д

М – з, ж, а, ц, м

Н – т, д, н, г, а

Й – к, т, ф, й, з

2. Цепочки оппозиционных звуков:

С – з, ц, с, ш, щ

З – ж, с, ц, з, щ

Ш – с, ш, ж, ч, щ

Ж – з, щ, ж, ч, ш

Ч – щ, ш, ч, с, ть

Щ – ш, с, щ, ч, ть

Ц – с, ч, сь, ц, щ

П – п, б, в, пь, ф

Б – п, пь, б, в, д

В – п, ф, в, вь, фь

Ф – фь, в, ф, п, х

К – т, х, кь, к, г

Г – г, гь, к, х, т

Л – ль, в, у, р, л

Р – л, рь, р, д, з

Т – ть, д, т, дь, к

Д – ть, т, г, д, дь

М – н, нь, м, мь

Н – м, мь, нь, н

Й – ль, й, я, ю, у

 

VI  Обследование элементарных навыков фонематического анализа.

1. Выделение звука на фоне слова.

Цель: исследовать навыки дифференциации фонем и проверить готовность к формированию звукового анализа.

Процедура исследования: В этом задании ребенку предлагается определять наличие заданного логопедом звука в словах. Вначале задание выполняется с опорой на картинный материл, затем на слух. Акцент на позиции звука не делается. В цепочке слов используются слова с оппозиционными звуками.

Инструкция:

 1. «Внимательно смотри на картинки и слушай слова, которые я буду произносить, если услышишь в слове звук «ш» хлопни в ладоши (подними карточку)…».

2. «Внимательно слушай слова, если та услышишь в слове звук «…» хлопни в ладоши (подними карточку)».

Оборудование: сигнальная карточка; опорные предметные картинки (слова перечислены ниже).

Материал для обследования:

1. Слова, предъявляемые с картинным материалом:

А – сок, мак, лук, лиса, аист

О – дым, сок, луна, остров, стул

У – флаг, коза, утка, муха, стол

Э – дом, экскаватор, ежевика, рак, енот

Ы – мыши, сова, веер, бусы, кот

И – иголка, кит, улей, лось, мыло

С – ананас, курица, лопата, сом, коса

З – зонт, автобус, ваза, носок, усы

Ш – сок, шар, ключ, душ, мешок

Ж – жираф, зубы, ножницы, замок, мяч

Р – ведро, роза, пила, топор, банка

Л – лук, майка, гиря, белка, дятел

К – лампа, кот, лев, паук, собака

Г – кость, гусь, снеговик, мак, халат

Т – заяц, тапки, ракета, мост, барабан

Д – дом, трава, звезда, ботинки, лимон

П – лопата, бубен, помада, укроп, забор

Б – полка, сова, бант, клубок, ножницы

Х – хлеб, петух, лист, весы, клубок

Щ – цапля, плащ, шкаф, щетка, овощи

Ч – часы, шкаф, ключ, бабочка, тапки

Ц – цепь, огурец, капуста, пуговица, лес

2. Слова, предъявляемые на слух:

А – астра, ухо, чулки, бак, пух

О – улей, Африка, обувь, кот, перо

У – узел, осы, дуб, арка, рана

Э – эхо, замок, этаж, астра, дым

Ы – бык, туча, тыква, лапа, куст

И – рыба, ива, рис, рысь, осень

С – нос, топор, зонт, весы, слон

З – гусь, платье, зубы, пуговица, коза

Ш – шапка, сумка, машина, жук, нос

Ж – шахматы, желудь, радуга, ножи

Р – рыба, лиса, торт, пар, огонь

Л – диван, лак, каблук, бант, стол

К – индюк, коза, часы, самолет, свекла

Г – гром, крот, багаж, щека, кино

Т – танк, хобот, дверь, лось, газета

Д – дрова, мишка, помидор, ложка, ток

П – пуля, мыло, серп, бинт, крупа

Б – бочка, радуга, хлебушек, слон, дом

Х – хомяк, орех, туча, шкаф, вата

Щ – щегол, шутка, клещи, лещ, марш

Ч – почтальон, куча, мяч, бутылка, лев

Ц – сабля, цапля, индеец, кость, яйцо

2. Определение места звука в слове.

Цель: исследовать навыки дифференциации фонем и проверить готовность к формированию звукового анализа.

Процедура исследования: Ребенку предлагается определить позицию звука в слове: начало, середина, конец. Задание можно выполнять с помощью опорных карточек, на которых изображена позиция звука. Речевой материал предъявляется как с помощью картинного материала, так и на слух. Данное задание возможно выполнять параллельно с предыдущем: ребенок называет слово с заданным звуком, логопед спрашивает, где этот звук находиться.

Инструкция: 

1. «Внимательно смотри на картинки и слушай слова, которые я буду произносить, определи, где в слове «собака» находится звук «с»: в начале, середине или в конце, покажи нужную карточку…».

2. «Внимательно слушай слова, и определи позицию звука «ш»…».

Оборудование: опорные карточки с изображением позиции звука; предметные картинки (из предыдущего задания).

Материал для обследования: тот же, что и в предыдущем задании.

VII  Обследование навыков фонематического синтеза.

1. Составление слов из последовательно предъявляемых звуков.

Цель: определить способность ребёнка составлять слова из разного количества звуков, данных в прямой последовательности.

Процедура обследования: ребёнку в вербальной форме предлагается ряд звуков, из которых ему необходимо составить и назвать слово. Звуки слова предъявляются в прямой последовательности с интервалом.

Инструкция: «Составь слово из звуков».

Материал для предъявления:  

К,о,т        Р,у,к,а      с,у,м,к,а

М,а,к        ш,у,б,а     п,о,л,к,а

Д,о,м        к,р,а,н      ш,а,п,к,а

С,о,к        л,у,ж,а      п,а,с,т,а

2. Составление слов из непоследовательно предъявляемых звуков.

Цель: определить способность ребёнка составлять слова из разного количества звуков, данных вразбивку.

Процедура обследования: ребёнку в вербальной форме предлагается ряд звуков, из которых ему необходимо составить и назвать слово. Звуки предъявляются непоследовательно с интервалом.

Инструкция: «Составь слово из звуков».

Материал для предъявления:

О,м,д     л,а,н,у

А,р,ш     з,о,р,а

Д,м,ы    л,и,а,с

А,р,к

VIII  Обследование уровня фонематических представлений.

Цель: выявить способность ребёнка оперировать результатами фонематического анализа.

1. Нахождение картинок или предметов, в названиях которых есть заданный звук.

Процедура исследования: ребёнку предъявляется набор картинок (игрушек) и предлагается отобрать те из них, в названиях которых есть заданный звук.

Инструкция: «Найди те картинки, в названиях которых есть звук « о, п, л…».

Оборудование: все предметные картинки, используемые во всех предыдущих заданиях.

2. Подбор слов на определенный звук.

Процедура исследования: Данное задание предполагает два варианта выполнения. Вначале ребенку дают набор картинок и предлагают выбрать картинки, начинающиеся с определенного звука. Этот вариант, позволяет оценивать уровень развития фонематического слуха у детей с нарушенным звукопроизношением. Затем просят придумать самостоятельно слова, начинающиеся на заданный звук.

Второй вариант задания: придумать слова, в которых есть заданный звук.

Инструкция: 1. «Внимательно рассмотри картинки и выбери из них те, названия которых начинается со звука «л»…».

2. «Придумай слово, которое начинается на звук «т»…».

3. «Придумай слово, которое начинается на тот же звук, что и названное логопедом.

Оборудование: все предметные картинки, используемые во всех предыдущих заданиях.

Материал для предъявления (к заданию №3):

СТОЛ- СУМКА

ЗИМА- ЗЕБРА

ШАПКА- …

ЩЕПКА- …

ЧАЙКА- …

РУКА- …

РЕПА- …

ЛУЖА- …

ПОЛКА- …

БОЧКА- …

ТУЧА- …

ДОМ- …

КАША- …

ГОРКА- …

ВАТА- …

ФОРМА- …

 

3. Составление  словосочетания  или /и предложения, все слова которого начинаются на заданный звук.

Процедура исследования: ребёнку предлагается придумать словосочетание (предложение), в котором все слова начинаются на один и тот же звук. В случае затруднения можно предложить ребёнку помощъ:

1) назвать первое слово и сориентировать на подбор признака или действия к данному слову;

2) предложить вниманию ребёнка предметные или сюжетные картинки, например:

- мальчик поёт (Петя поёт песню.);

- девочка танцует (Полина пляшет);

- солнце (Солнце светит) и т.д.

Инструкция: придумай словосочетание (предложение), в котором все слова будут начинаться на одну и ту же букву.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки.

4. Определение звука, преобладающего в словах предъявляемой фразы (предложения, текста).

Процедура исследования: ребёнку предъявляетя вербальный материал и предлагается определить звук, который встречается чаще всего.

Инструкция: «Какой звук чаще всего встречается в предложении?»

Материал для предъявления (по выбору логопеда):

Звук Р

Рассерженный Родион Романович раскричался: «Рано радовались, размокший ремень рюкзака разорвался.

Ребята разминались — резво распрыгались, разбегались, рыкнул ротвейлер – ребятня разом разбежалась.

Звук Л

Лисонька-лиса ловила лупоглазую лягушку.

Лаборантка Лариса лениво любовалась лилиями, лакомилась лазаньей, лимонадом.

Летом ласковая Лена, ладная Лиля, лиричная Люба лакомились лепёшками, лавашем, лобио, лисичками, лососем; лентяйничали, любезничали, любовались лютиками, лавандой, ловили лёгкие лепестки левкои.

Звук К

Квалифицированный кузнец Коля катил колесо.

Картингист Кеша купил кеды, катался, кувыркался, кружился, купался, колесил.

Княгиня Капитолина Карповна кушала курочку, красную клубнику, королевский крыжовник, кормила крупную куропатку, котёнка.

Звук М

Маргарита музицировала, мурлыкала мотив.

Малышка Марика молча мыла миролюбивого мишку молочно-белым мылом.

Моросило; миролюбивый музыкант Михаил Маркович Малинин миновал миниатюрный мост, мелькнул мимо музея, мчался мимо мэрии.

Звук Н

Норка несмело нырнула, носорог не надеялся нагнать незнакомку.

Наконец Нина натушила навагу, наделала наггетсов, налила новых напитков.

Нелли нашла нормальную няню; новоприбывшая наготовила новинок, ночевала, надела новые носки, нарядилась, написала напутствие, напевала.

Звук О

Остроглазая Оля отыскала отличные опята.

Олень отгонялл от опушки отчаянного охотника.

Звук П

Полина  присмотрела полушерстяное покрывало, пуховую подушку, постельные принадлежности.

Пётр переоделся, покушал, прогулялся по прибрежному проспекту Победы, посидел, подумал, покумекал, пошёл прочь.

Звук С

Соня сочинила серенаду.

Самая смелая Стрекотунья-стрекоза села, спела.

Саранский селекционер, садовод Степан Сергеевич Селиверстов своевременно сорвал самую спелую, сочную сливу сорта «Старт».

Звук Т

Телеведущая Тамара Трофимовна требовала тишины.

Титулованный танцор Тимати точно танцевал традиционно трудный твист, трогательное танго.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть I Обследование артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики.

Подробная программа обследования артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с предоставлением  дидактического материала....

Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть II Обследование звукопроизношения гласных звуков.

Подробное обследование звукопроизношения гласных звуков у ребёнка старшего дошкольного возраста с предоставлением дидактического и наглядного материалов....

Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть III Обследование произношения согласных звуков.

Обследование произношения согласных звуков у ребёнка старшего дошкольного возраста с предоставлением дидактического и наглядного материалов, примеров игр и игровых приёмов....

Сказка как средство формирования произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста

Анализ научных исследований подтверждает, что речь у ребенка не возникает сама по себе, она проходит период формирования. В основе её формирования находится человеческий опыт общения, речь ближайшего ...

Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗ

Рассматриваются особенности проведения логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок. ...