Логопедический проект «Учимся правильно дышать»
проект по логопедии (старшая группа)

Правильное речевое дыхание создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение интонационной выразительности и плавности речи, помогает научить ребенка правильно произносить звуки родного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение "Детский сад комбинированного вида "Аленький цветочек"

МБДОУ "Детский сад "Планета детства" комбинированного вида"

Логопедический проект «Учимся правильно дышать»

https://image-cdn.kazanexpress.ru/c2kcv4o854rsenjnear0/original.jpg

Составитель:

учитель-логопед Паунькина С.В

Актуальность:

В настоящее время, детей , имеющих стойкие нарушения речи  становится всё больше и больше.  Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, т.к. для овладения навыками письма и чтения у ребенка к школе должна быть сформирована устная речь. Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Дефекты звукопроизношения многообразны: сигматизмы- свистящие и шипящие - межзубный, призубный, ротоцизмы, пароротацизмы.

       Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение интонационной выразительности и плавности речи, помогает научить ребенка правильно произносить звуки родного языка. Все это позволяет сделать вывод о необходимости проведения профилактических, коррекционных мероприятий по нормализации физиологического и речевого дыхания у детей в условиях дошкольного учреждения. Цель дыхательных упражнений: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный  выдох. Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Развивать  дыхание помогают различные игры и упражнения. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.

Вид проекта:  краткосрочный

Срок реализации:  20 ноября -по 20 декабря

Участники:  дети старшего возраста, воспитатели, родители, учитель-логопед.

Цель проекта:   - ознакомить детей с дыхательными упражнениями, направленными на постановку правильного диафрагмального дыхания и выработку умения управлять органами дыхания;    - повысить интерес к играм на развитие речевого дыхания и научить самостоятельно изготавливать игры..

 Задачи проекта

- формировать у детей правильное речевое дыхание,

- развивать плавный ротовой выдох

- закрепить у детей навык дифференциации носового и ротового дыхания,

-  формировать силу, плавность и направленность выдыхаемой воздушной струи

   - научить детей изготавливать игрушки для развития речевого дыхания разными способами из различных материалов

 -   повысить компетентность воспитателей и родителей о вопросах развития речевого дыхания, познакомить их с разнообразием дыхательных упражнений

Ожидаемый результат    :   дети научатся правильному дыханию при речи  ; развитие достаточной правильной воздушной струи  в результате речь станет более чёткой, разборчивой; повышение профессиональной  компетентности воспитателей ДОУ и грамотности родителей в вопросах развития речевого дыхания и оказания поддержки и помощи детям с речевыми нарушениями в коррекционном процессе;   будет разработан перспективный план и картотека по формированию речевого дыхания на учебный год.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

- настенное зеркало,  демонстрационные карточки с изображением органов артикуляции, ватные диски, индивидуальные зеркала,  «поддувалочки» (листочки, птички, фонтанчики и др.), резиновые игрушки, комплект карточек с упражнениями артикуляционной гимнастики, тренажеры для развития направленной воздушной струи.

Этапы реализации проекта

1 этап. Организационный

- Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.

- Изучение методической литературы по данной теме

-Планирование работы с воспитателями и родителями по вопросу формирования правильного дыхания и привлечение к изготовлению пособий для дыхательной гимнастики

- Составление перспективного плана работы над дыханием

- Разработка картотеки на формирование речевого дыхания

2 этап . Основной

Работа с детьми : Выработка длительного плавного выдоха,

-Дифференциация ротового и носового выдоха.

-Выработка глубокого вдоха.

-Формирование физиологического дыхания, развитие его силы.

- Развитие силы голоса и речевого дыхания. Закрепление диафрагмального дыхания на материале

гласных и согласных звуков.

Работа  с родителями

- Оформление информационного стенда «Игры на  развитие и формирование правильного выдоха у детей дошкольного возраста».

- Консультация «Развитие речевого дыхания у детей»

  - Оформление памятки для родителей  «Упражнения для развития речевого дыхания».

- Изготовление пособий и игр по формированию речевого дыхания

- Индивидуальные консультации для родителей в течение года

Работа с педагогами группы

- Консультация «Технологии развития речевого дыхания у детей с речевой патологией».

- Оформление памятки для воспитателей группы «Изготовление игр и пособий по развитию дыхания у  детей»

3 этап. Итоговый

- Разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания.

- Изготовление пособий для  дыхательной гимнастики ,развития речевого выдоха .

- Презентация игр и пособий по развитию дыхания у детей

Вывод:    Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и  артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.

В перспективе: - поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во  взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. Использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо  в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Но эта деятельность должна
носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять
 свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.

Конечным продуктом проекта является: 

-  Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.

- Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе

- Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушения

-Дети  научились правильному  речевому дыханию при постановке конкретного звука, в результате речь стала  более чёткой, разборчивой.

Литература:

Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии:«Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999.

Лукьянов Л.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Тренируем дыхание.М.,Знание 1987.

Симкина Л.П.,.Титаровский Л.В. Азбука здоровья М.,Амрита – Русь, 2006

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010

Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005

C:\Users\Acer\Desktop\20191105_103036.jpg

C:\Users\Acer\Desktop\20191001_094433.jpg  упраж. «Фонтан»

Упр.  « Сдуй ватку»C:\Users\Acer\Desktop\работа 19-20\20191001_113303.jpg                                   

 Упр . «Накорми собачку» C:\Users\Acer\Desktop\работа 19-20\20191001_113701.jpg

Упр.  «Змейка»

C:\Users\Acer\Desktop\работа 19-20\20191001_094322.jpg.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся правильно дышать

В этой статье отображены практические рекомендации того, как научиться владеть своим голосом....

Логопедический проект «Давайте правильно дышать»

Предлагаю коллегам, а особенно  начинающим логопедам, проект работы по формированию речевого дыхания с детьми старшего дошкольного возраста. В проекте расписана последовательность работы над рече...

Исследовательско-творческий проект "Мы учимся правильно дышать"

Обучение дошкольников правильному дыханию...

Речевое дыхание. Учимся правильно дышать.

Речевое дыхание. Учимся правильно дышать....

Учимся правильно дышать

Умеем ли мы правильно дышать? «А как же!» - ответите вы. Мы дышим постоянно, непрерывно, дыхание жизненно необходимо человеку. Это физиологическое дыхание. Но есть еще дыхание речевое, которое появляе...

"Учимся правильно дышать"

Консультация для родителей...

Проект «Учимся правильно дышать».

Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. Речь, как известно, является составляющей общего здоровья. Дыхание вход...