Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной логопедической группы на тему: «Зима. Зимние месяцы».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Гончарова Светлана Александровна

Цель занятия уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах, явлениях природы. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Зима. Зимние месяцы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_zanyatie_dlya_opyta.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Ровеньский детский сад №3 комбинированного вида Белгородской области»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию

 для детей  подготовительной  логопедической

группы на  тему: «Зима. Зимние месяцы». 

Подготовила и провела:

Гончарова Светлана Александровна,

учитель-логопед

п. Ровеньки

2020 г.

Цели: уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.

Коррекционно- образовательные  задачи:

уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Зима. Зимние месяцы». Совершенствовать грамматический строй речи. Закреплять умения образовывать относительные прилагательные,  существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами,  отвечать на вопросы полным предложением, подбирать слова – признаки и слова – действия.

Коррекционно – развивающие задачи:

развивать зрительное внимание и восприятие, память, мышление, связную речь. Развивать тонкую и общую моторику, дыхание и правильный речевой выдох, координацию речи с движением. Развивать творческое воображение.

Воспитательные задачи:

формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: картинки с изображением зимы,  предметные картинки для составления интеллектуальной карты (зимующие птицы, приметы, зимы, зимние забавы); мяч, «снежок», «волшебная палочка».

Ход организованной образовательной деятельности

  1. Организационный этап.

1. Приветствие.

Придумано кем – то просто и мудро,

При встрече здороваться:

- «Доброе утро!»

- Доброе утро, дети и гости!

2. Создание положительного эмоционального фона занятия.    

Логопед: Ребята, мы сегодня с вами поговорим ….., а о чем мы будем говорить, вы узнаете из моей загадки:

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром!

                     (Зима) 

  1. Основной этап.
  1. Постановка темы и целей.

         Ребята, а у нас есть дети, которые болеют и не могут присутствовать на сегодняшнем занятии. Мы для них составим «Умную карту» и повесим в группе. В течение недели у вас будет возможность дополнять информацию. А потом рассказать ребятам, что нового вы узнали о зиме.

Выполняем задания и параллельно составляем карту.

Логопед: В центре карты помещаем картинку с изображением зимы.

2. Беседа по вопросам.

- О какой царице идет речь в этой загадке? (О зиме)

- Что за скакуны в этой тройке? (Это зимние месяцы)

- Давайте вспомним названия зимних месяцев. (Декабрь, январь, февраль)

- Назовите первый зимний месяц. (Декабрь)

- Назовите последний зимний месяц. (Февраль)

- Назовите первый месяц в году. (Январь)

- А по каким признакам вы догадались о начале зимы?

Дети называют признаки зимы и приклеивают картинки на карту

-  Ребята, вы любите зиму? (можно ответить хором).

3. Игра «Волшебный  снежок».

Логопед: Зима  морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям.  Я тоже люблю зиму, и сейчас мы с вами постараемся объяснить, почему же для многих из нас зима  любимое время года.

         Посмотрите, что я вам принесла? Это — волшебный снежок! Давайте будем передавать снежок по кругу и по очереди отвечать на вопрос «Почему я люблю зиму?»

Дети: - Я люблю зиму, потому что мне нравится кататься на коньках.      (Выслушиваются ответы детей.)

Логопед: А ещё я люблю зиму за то, что зимой можно гулять по красивому зимнему лесу

Проводим следующую ветвь и наклеиваем Картинки с изображением зимних забав.

4. Игра  с мячом  «Один- много».

Логопед: Ребята, а играть интереснее одному или в компании с другими детьми? Почему?

5. Упражнение на координацию речи с движением  «Пойдем в лес».

Логопед: - В руки палочку возьму, волшебство я призову, чудо в гости к нам придёт, в зимний лес  нас унесёт.

Ну-ка детки собирайтесь в лес красивый отправляйтесь.

По дороге мы идем. (Маршируют)

Снег, метели нипочем. (Имитация подметания снега)

В морозный день идти не лень (Руки вверх)

Мы сугробы перепрыгнем, (Прыжок вверх)

Под корягой перейдем (Шаг в полуприседе)

Посидим на пенечке отдохнем (Приседаем на корточки)

Глазки откроем, встанем

И дальше мы пойдем (Маршируют)

6. Рассматривание картины зимнего леса. Звучит музыка.

Логопед: Слышите, сколько разных звуков в лесу (фонограмма «Прогулка в лесу»)? Звуки голосов птиц.

7. Игра «Назови ласково»

Назовите зимующих птиц. Возьмите по картинке с их изображением.

Наклеиваем на карту.

8. Дидактическая игра «Поймай звук».

Теперь нам нужно поймать только звук  р. Логопед произносит разные звуки, дети хлопают, когда его услышат.

 9. Упражнение на развитие речевого дыхания  «Отогреем ёлочку».

Логопед: Ребята, смотрите, а вот и елочка. Мне кажется, что она замёрзла, а как мы можем ее отогреть?

Дети: Подуть на нее.

Логопед: Верно,   но дуть нужно правильно (стали ровно, спинка прямая, ротик закрыт, носиком делаем вдох и через ротик медленно выдыхаем, несколько раз).

Посмотрите, она оттаяла, мы ее отогрели.

10. «Массаж биологически активных зон»

- Конечно, в такую погоду легко простудиться. Но нам простуда не страшна. Мы сделаем массаж «Неболейка».

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело    

(дети поглаживают ладонями  шею сверху вниз)

Чтоб не кашлять, не чихать, нужно носик растирать  

(указательными пальцами растирать крылья носа)

Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком    

(прикладывают ладони «козырьком» и растирают  его  движениями «в стороны – вместе»)

«Вилку» пальчиками сделай, массируй  ушки ты и шею

 (раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать точки впереди и сзади за ушами)

Знаем, знаем, да – да – да нам простуда не страшна!  

(потирают  ладони)

11. Образование относительных прилагательных.

 Логопед: Я хочу послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой? Логопед предлагает варианты:

 - Если на улице идёт снег, то погода… (снежная);

- Если сильный мороз, то погода какая? (морозная)

- Если метет метель, то погода какая? (метельная)

- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)

- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то погода какая? (студёная)

III. Заключительный этап.

Итог  занятия.

Логопед: ребята, какое задание вам показалось самым интересным?

Вы   много интересного узнали о зиме. И у вас получилась познавательная интересная карта, по которой вы можете рассказать о зиме друг другу.

Палочкой взмахнём своей,

Мы домой спешим скорей!»

Ну-ка за руки возьмитесь

Скоком - боком повернитесь

И все в группе очутитесь!

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевого направления «По дорожке в зимний лес» в первой младшей группе.

Данное занятие направлено на развитие речи  у детей 2 – 3 лет, на расширение их кругозора. Также это занятие способствует развитию воображения  малышей, формирует у них представление о...

Конспект по непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ в подготовительной группе «Зимние месяцы»

Изучить характерные признаки зимы в неживой природе, зимние явления природы.Решаемые развивающие задачи: познакомить со старинными названиями зимних месяцев; учить определять по признакам зимние месяц...

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ НЕДЕЛИ "ЗИМА. ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ."

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СРЕДНЕЙ  ГРУППЫ  ПО ТЕМЕ НЕДЕЛИ "ЗИМА. ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ."  с учетом ФГОС....

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевого направления «По дорожке в зимний лес» в младшей разновозрастной группе

Цель. Продолжать знакомить детей с дикими животными.Задачи.Побуждать детей узнавать и называть животных леса.Формировать у детей элементарные представления о зиме: идет снег, холодно, падают сне...

Конспект непрерывной образовательной деятельности познавательно-речевой направленности "Дикие животные зимой" для детей подготовительной группы

Программные задачи:— Формировать и обогащать представления детей о жизни диких (лесных) животных зимой.— Уточнять и систематизировать знания детей о жилищах, местах зимовки диких животных...