Конспект открытого занятия
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Николаевская Софья Николаевна

Занятие в подготовительной группе с ТНР: "Звуки [З-Зь]. Буква "Зз". Лексическая тема "Зимующие птицы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oz_bukva_z.docx36.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Звуки [З-Зь]. Буква «З».

Лексическая тема:

«Зимующие птицы».

Цели.

1.Коррекционно-образовательная.

  • Дифференциация звуков [З-Зь]. Связь с буквой «Зз».

2.Коррекционно-развивающие.

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Закрепить артикуляцию звуков [З-Зь].
  • Активизировать словарный запас детей по теме «Зимующие птицы».
  • Тренировать навык отвечать полным ответом.
  • Развивать фонематические процессы.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать координацию речи с движением.
  • Развивать грамматический строй речи (образование множественного числа).

3.Коррекционно-воспитательные.

  • Воспитывать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Воспитывать усидчивость, познавательный интерес.
  • Преодолевать негативизм к занятиям.

Задачи:

  1. Активное использование развивающей образовательной среды для воспитанников во время занятия.
  2. Внедрять нейропсихологический подход в коррекционную работу с детьми.

Оборудование: Пособие для дыхания «птички», индивидуальные коктейльные трубочки, символы согласных звуков, буква «З», мяч, ёлка искусственная, кормушка, предметные картинки к игре «Угощение для птиц», кубики с буквами, тетради детские, карандаши, ластики, буквы и схемы слогослияния демонстрационные, текст для чтения, картина с изображением зимующих птиц.

Предварительная работа:

Закрепление названий зимующих птиц;

Уточнение, чем питаются зимующие птицы;

Разучивание и отработка упражнений: артикуляционной гимнастики, на дыхание, общей и мелкой моторики.

Словарная работа: 

Названия птиц: Воробей, сорока, снегирь, синица, свиристель, дятел, щегол.

План занятия.

I   Организационный момент.

     Сообщение темы занятия.        

II   Основная часть.

2. Артикуляционная гимнастика.

 3. Упражнение на дыхание.

4. Дидактическая игра «Один - много».

5. Характеристика звуков [З-Зь].

6. Связь буквы со звуками.

7. Упражнение «Хлопают девочки, хлопают мальчики».

8. Игра с мячом «Наоборот».

9. Упражнение на развитие общей моторики «Эта ёлка не простая».

10. Упражнение «Угощение для птиц».

11. Дидактическая игра «Собери слово».

12. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук «Птички».

13. Печатанье в тетради.

14. чтение текста.

III  Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

Этап

Слова и действия логопеда

Слова и действия детей

I

Послушайте стихотворение.

Найдем мы их в звездочке,

И в золоте, и в розе,

В земле, в алмазе, в бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.

- Какие 2 звука я выделяла в словах?

Сообщение темы занятия.

 Вот вы и назвали звуки, с которыми нам предстоит сегодня встретиться.

Дети называют звуки [З– Зь]. 

II

2. Артикуляционная гимнастика.

Выполним артикуляционную гимнастику.

Упражнения:
- для челюсти: медленное открывание и закрывание рта на счет до пяти, язык у нижних зубов;

для щек: «помидоры-толстячки», «огурцы- худышки»;

для губ: «трубочка» - «улыбка» (5 раз);

для языка: самомассаж - покусать язык; расслабить язык, пошлепать его губами.

3.Упражнение на дыхание «Птички прыгают» (с использованием индивидуального пособия для дыхания «Птички»).

К нам прилетели зимующие птицы. Назовите их. Поиграем с ними.

4.Дидактическая игра «Один-много»:

Педагог обращается к ребёнку:

- У тебя один воробей, а если их много, то это кто (воробьи)?

5.Характеристика звуков [З-Зь]. 

Поиграли с птичками. А теперь они посидят и послушают всё, что вы знаете о звуках [З-Зь]. Вспомним, как правильно произносить эти звуки.

– губы в улыбке;

– зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;

– кончик языка упирается в нижние зубы;

– посередине языка идет сильная, холодная воздушная струя;

– голосовые связки работают.

Дайте характеристику звукам [З- Зь]:

6. Связь звуков с буквой.

Какой буквой обозначаются звуки [З- Зь]?

Стих о букве:

Завиток на завиток,

Получается замок.

7. Упражнение «Хлопают девочки, хлопают мальчики»:

Поиграем в игру.

-за, зя, зо, зё, зи, зы;

- Найдем мы их в звездочке,

И в золоте, и в розе,

В земле, в алмазе, в бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.

8.Игра с мячом «Наоборот»:

Встанем в круг и поиграем с мячом.

За-зя, зо-зё, зу-зю, зы-зи, зэ-зе…

9.Упражнение на развитие общей моторики:

Ребята, давайте оставим мяч и подойдём к елочке.

Это елка не простая,

И она не для ребят.

Возле елочки, летая,

Птицы весело свистят.

Тут и дятлы, и синицы,

Снегири и воробей.

Все хотят повеселиться,

Возле елочки своей.

Дети, как птички, «летают» вокруг елки.

Не блестят на ней игрушки,

И не светится звезда,

Но зато для птиц кормушки,

Мы повесили туда.

Дети изображают, как они вешают кормушки.

10. Упражнение «Угощение для птиц».

Чтобы кормушка не была пустой, приготовим для птиц угощение.

На обратной стороне картинок с угощением для птиц – картинки со звуками [З- Зь]. Назовите звук, который слышится в этом слове, где слышится звук (начало, середина, конце слова), и поделите ваше слова на слоги.

11. Дидактическая игра «Собери слово»:

Дети смотрите,  а под ёлкой кубики!
Кубики-то не простые, на них буковки цветные.
Если кубики сложить, слово можно получить.

Соберите слово на кубиках.

Это слово «зима»!

12. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук «Птички».

Птички полетели

Большой палец отогнуть в горизонтальное положение, сверху

присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы

Крыльями махали,

Взмахи ладонями с широко раскрытыми пальцами.

На деревья сели,

Руки вверх, все пальцы широко расправить.

Вместе отдыхали.

То же, что и на первую строку.

13. Печатанье в тетради:

Давайте вернемся за столы и запишем это слово в тетрадь.

Когда вы напечатаете слово, зарисуйте под ним схему-слогослияния.

14. Чтение

Зима. Мороз.

Холодно птицам.

 

Выполняют упражнения артикуляционной гимнастики, упражнение на дыхание.

Дети образовывают множественное число от существительных:

Воробей-воробьи;

Сорока-сороки;

Снегирь – снегири;

Синица-синицы;

Свиристель-свиристели;

Дятел-дятлы;

Щегол – щеглы.

Дети дают характеристику звукам [З- Зь]:

 [З] – согласный, твердый, звонкий; обозначаем синим цветом;

[Зь] – согласный, мягкий, звонкий; обозначаем зеленым цветом.

Буква «Зз»

Повторение и проговаривание стиха о букве.

Девочки хлопают на слова и слоги со звуком  [З], а мальчики - на звук  [Зь].

Педагог бросает мяч ребёнку и называет слог с твёрдым звуком [З], а дети бросают мяч педагогу, называя слог с мягким звуком  [Зь].

Выполнение физкультминутки.

Дети называют картинки. Определяют позицию звука [З/Зь] в словах, складывают картинки - угощения на в кормушку для птиц.

Дети складывают слово «зима» из кубиков.

Выполнение движений по тексту.

Дети печатают слово в тетради, зарисовывают схему слогослияния к нему.

Чтение текста.

III

Итог занятия.

-Ребята, с какими звуками мы встретились сегодня?

- С какой буквой?

- Вспомните, какие птицы прилетали к нам на занятие?

-Познакомились со звуками [З-Зь], буквой «З».

-До свиданья.


Самоанализ

Тема. Звуки [З-Зь]. Буква «З».

Лексическая тема:

«Зимующие птицы».

Цели.

1.Коррекционно-образовательная.

  • Дифференциация звуков [З-Зь]. Связь с буквой «Зз».

2.Коррекционно-развивающие.

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Закрепить артикуляцию звуков [З-Зь].
  • Активизировать словарный запас детей по теме «Зимующие птицы».
  • Тренировать навык отвечать полным ответом.
  • Развивать фонематические процессы.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать координацию речи с движением.
  • Развивать грамматический строй речи (образование множественного числа).

3.Коррекционно-воспитательные.

  • Воспитывать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Воспитывать усидчивость, познавательный интерес.
  • Преодолевать негативизм к занятиям.

Задачи:

1.Активное использование развивающей образовательной среды для воспитанников во время занятия.

2.Внедрять нейропсихологический подход в коррекционную работу с детьми.

Оборудование: Пособие для дыхания «птички», индивидуальные коктейльные трубочки, символы согласных звуков, буква «З», мяч, ёлка искусственная, кормушка, предметные картинки к игре «Угощение для птиц», кубики с буквами, тетради детские, карандаши, ластики, буквы и схемы слогослияния демонстрационные, текст для чтения, картина с изображением зимующих птиц.

Предварительная работа:

Закрепление названий зимующих птиц;

Уточнение, чем питаются зимующие птицы;

Разучивание и отработка упражнений: артикуляционной гимнастики, на дыхание, общей и мелкой моторики.

Словарная работа: 

Названия птиц: Воробей, сорока, снегирь, синица, свиристель, дятел, щегол.

Подгрупповое занятие по обучению граммоте проводилось с 6 детьми.

Во время занятия с детьми была выполнена артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание, пальчиковая гимнастика и физминутка.

На своём занятии, мы с детьми выполнили ряд заданий:

- Выделили часто произносимые звуки  [З-Зь] из стихотворения;

- Дали характеристику звукам, связали их с буквой.

- Образовывали множественное число существительных в д/и «Один - много»;

- Поработали над развитием фонематических процессах в упражнениях «Хлопают девочки, хлопают мальчики», «Угощение для птиц», игре с мячом «Наоборот».

- Работа над языковым анализом прошла в дидактической игре «Собери слово».

- Печатали в тетради, зарисовывали схему слогослияния слова «зима».

- Читали текст.

Лексическая тема прослеживалась через тематическую пальчиковую гимнастику и физминутку, упражнение на дыхание (с использованием нейропсихологического подхода).

Также мы закрепили названия птиц, повторили чем питаются птицы зимой.

Развивающая среда была организованна в виде декорации зимней ёлки с птицами и кормушкой.

Занятие закончилось на подведении итогов (с какими звуками встретились и каких птиц вспоминали).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе ко дню открытых дверей на тему: «Туристы».

Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям....

Конспект открытого занятия на тему: «День открытых дверей» (1 младшая группа).

Конспект мероприятия на тему «День открытых дверей» в 1 младшей группе.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физич...

Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Увлекательные открытия с Фиксиками".

Данное мероприятие было проведено с целью привлечения внимания родителей к исследовательско-экспериментальной деятельности детей. Дети в интересной и увлекательной форме проводят опыты с воздухом, вод...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...