Конспект открытого подгруппового мероприятия непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему "Зима. Зимующие птицы" Звук [С]. Буква "С".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ломанова Ирина

Цель: Обобщение представлений о зиме и типичных зимних явлениях в природе. Формирование, усвоение знаний, почему зимующие птицы так называются,  как люди помогают птицам в зимнее время. Закрепить навыки четкого произношения звука [С].

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»

Конспект открытого подгруппового мероприятия непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности

на тему «Зима. Зимующие птицы». Звук [С]. Буква «С»

Учитель-логопед: Ломанова И.Н.

 

https://cdn2.vectorstock.com/i/1000x1000/45/71/bullfinch-and-rowan-vector-8744571.jpg

г.Стрежевой

Конспект открытого подгруппового мероприятия непрерывной образовательной деятельности  в подготовительной группе компенсирующей направленности

на тему «Зима. Зимующие птицы». Звук [С]. Буква «С»

Цель: Обобщение представлений о зиме и типичных зимних явлениях в природе. Формирование, усвоение знаний, почему зимующие птицы так называются,  как люди помогают птицам в зимнее время. Закрепить навыки четкого произношения звука [С].

Коррекционно – образовательные задачи:

- расширение, уточнение и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы»;

- закрепление знаний о зимних месяцах;

- закрепление и уточнение названий зимующих птиц, мест обитания;

- уточнить артикуляцию звука [С]

- закрепить навыки четкого произношения звука [С], учить выделять звук [С], в словах, познакомить с буквой «С»;

- употребление в речи простых и сложных предложений

- совершенствовать слоговой и звуковой анализ слов.
Коррекционно - развивающие задачи:

- развивать связную речь;

- развивать фонематическое восприятие;

-развивать мышление, внимание, мелкую, общую моторику.

Коррекционно – воспитательные задачи:

 -воспитывать бережное отношение к природе;

-воспитывать желание защищать и оберегать зимующих птиц, заботиться о них.

Методы и приемы: объяснение, напоминание, повтор, беседа, показ презентации, рассказ логопеда о зимующих птицах, показ способа выполнения упражнений, помощь детям при выполнении заданий.

Словарь: зимующие птицы, воробей, ворона, сорока, синица, снегирь, голубь, дятел, сойка, клест, сова, красногрудый, белобокая, желтогрудая, толстоклювая, длиннохвостая, чернокрылая.

Оборудование: презентация «Зима. Зимующие птицы», аудиозапись зимнего ветра, демонстрационные картинки зимующих птиц, пирамидка, муляж птицы, цветные карандаши, фишки, индивидуальные зеркала.

Ход занятия:

-Здравствуйте, ребята! Мне приятно встретиться с Вами.
Посмотрите друг на друга, подарите улыбку другу и свое хорошее настроение.

Логопед: - Ребята, посмотрите за окошко. Какое сейчас время года? (Зима.)

А какой месяц сейчас наступил? А какие еще зимние месяцы вы знаете? А кто знает признаки зимы?

Ответы детей: наступили холода; воет вьюга, дует сильный, порывистый (злой ветер, вся земля покрыта снегом, лед замерз в речке, море; люди одеваются в теплую зимнюю одежду). (Слайд 2)

Логопед: - Да, ребята все верно сказали, а вы знаете, какой лес зимой?  я вас сегодня приглашаю на прогулку в зимний лес. А на чём мы туда отправимся вы узнаете, когда выполните следующее задание. (Слайд 3)

2. Упражнение «Метель».

Дети выполняют движения соответственно тексту:

- Ух, ты, зимушка-зима, закружила, замела 

(дети становятся на носочки и поднимают руки вверх, затем опускаются)

Все дорожки, все пути - ни проехать, ни пройти 

(дети идут, высоко поднимая колени).

Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали 

(дети идут быстрым шагом друг за другом).

  - Вот мы и прибежали в лес. Таня на чём мы пришли в лес?

Ответ: Мы пришли на лыжах.

Логопед: -А в лесу холодно. Давайте с вами погреемся. (Слайд4) включить запись ветра.

В лесу мороз и ветер, (пощипывание щёк)

В лесу гуляют дети.  (постукивающие движения пальцами)

Ручки, ручки согревают, (подышать на ладошки)

Ручки, ручки потирают. (потереть ладошки друг о друга)

Нам мороз не страшен, (указательными пальцами массировать крылья носа)

Вот как мы попляшем. (Зигзагообразные движения от середины лба к вискам)

3. Логопед: - Ребята, а теперь Алиса, хочет вам загадать загадку.

Алиса рассказывает загадку:

Каждый год я к вам лечу.

Зимовать у вас хочу.

Ведь еще красней зимой

Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.)        (Слайд 5)

https://st2.depositphotos.com/5900272/9541/i/950/depositphotos_95412542-stock-photo-bullfinch-bird-winter-illustration.jpg

https://i1.wp.com/luckclub.ru/images/luckclub/2018/10/cc3dcad458995851bd277785f8092176.jpg

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614578514_59-p-snegir-na-belom-fone-66.jpg

Логопед: - А снегирь какая птичка? Снегирь-это перелётная птица или зимующая?

Ответ детей: зимующая.

Логопед: Да, действительно это зимующая птица.

А каких ещё зимующих птиц вы знаете?

Ответы детей: синица, ворона, воробей, сорока, голубь, дятел, клёст, сова, сойка. (Слайд 6)

Варя, каких птиц вы называли?

Логопед: -Почему их называют зимующими?

Ответы детей: - Этих птиц называют зимующими, потому что они не улетают в тёплые края. Они не боятся зимы. Они и зимой находят корм.

Логопед: - Ребята, посмотрите. К нам прилетела зимующая птичка. Давайте с ней поиграем.  Следите за этой птичкой, только глазками.  

4. Зрительная гимнастика «Птичка»

Птичка вправо полетела, (дети вправо посмотрели)

Птичка влево полетела  (дети влево посмотрели)

Птичка вверх полетела  (дети смотрят вверх)

Птичка вниз полетела (дети смотрят вниз).

Логопед: - Ребята, подул сильный ветер и наши птички улетели, пора и нам занять свои места. (Дети проходят на свои места, садятся за столы).

5.  Упр. «Определи звук» (Слайд 6)

Логопед: -Ребята, послушайте внимательно слова, которые я произнесу, сорока, снегирь, синица, сойка, сова. Какой звук я выделяла голосом?

Дети: Звук [С].

Логопед: - Да ребята, верно. Алиса, ты согласна с Машей?

Характеристика звука [С].

Звук [С] –согласный, твердый.

При произношении звука [С]:

- губы улыбаются;

- зубы сближены;

- широкий кончик языка находится за нижними зубами.

 Логопед: Поиграем в игру «Эхо».

6. Игра «Эхо». Тихое и громкое произношение слогов:

Са–со–су,  су–са–сы, со-су-са, сы-са-су.

7. Пальчиковая гимнастика

– Пришло время поиграть с пальчиками.

Я по дереву стучу,                 Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец
Червячка добыть хочу,             
другой руки– клюв дятла. На каждую строчку
Хоть он скрылся под корой,  четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.

8.Упр. «Что за птица?» (Слайд 7)

Ребята, посмотрите, что за птица появилась на слайде? (На слайде появляется изображение птицы совы).

Дети отвечают: Сова.

Логопед: - Нонна, сколько частей в слове СОВА.

Дети: В слове со-ва 2 части.

Логопед: - Таня ты как думаешь, сколько частей в слове сова? Верно! Сейчас откройте свои тетради, разберём по звукам слово СОВА.

 9. Работа в тетради, выполнение звукового анализа слова: СОВА (Слайд 7)

https://avatars.mds.yandex.net/get-altay/916509/2a0000015fd89ff4a0b663fb35aa16be2979/XXXL

Логопед: - Какой первый звук в слове: СОВА

Ответы детей: - Первый звук в слове  СОВА  [С] – он согласный твердый, обозначается синим цветом и т.д.

Логопед: Сколько всего звуков в слове: СОВА?

Ответы детей: - В слове СОВА четыре звука. Два согласных и два гласных звука.

Логопед: - Все звуки имеют свой образ – букву. (Логопед демонстрирует букву «С». Показ буквы С (Слайд 8)

Логопед: На что похожа буква «С»? Ребята, давайте напечатаем букву «С» в воздухе.

Выкладывание буквы «С» на листе бархатной бумаги, ниткой.

С какой буквой мы познакомились?

Ответы детей.

10. Придумайте предложение со словом СОВА. (Слайд 9)

(Дети озвучивают свои предложения, чертят схемы своих предложений в тетрадях).

11. Подвижная игра «Снегири»

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1369/00009c20-0eeb77fb/img7.jpg

Логопед: - Ребята, посмотрите внимательно на зимующих птиц. Какие они все разные. Опишите птичку одним словом. (Слайд 10)

12. Упр. «Скажи одним словом»

- Если у сороки белые бока, она какая? (Белобокая)

- Если у синички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая)

- Если у снегиря красная грудка, он какой? (Красногрудый)

- Если у сороки длинный хвост, она какая? (Длиннохвостая)

- У вороны черные крылья, она какая? (Чернокрылая)

- Если у воробья короткий клюв, он какой? (Короткоклювый)

Логопед: - Ребята, вы справились с заданием.

13. Игра с мячом «Закончи предложение»

Логопед: - Теперь поиграем с мячом, я начну предложение, а вы его закончите.

Словарный материал:

• Зимой надо подкармливать птиц, чтобы...

  •  С нами остаются зимовать…
  • Я могу для зимующих птиц…

• Нельзя разорять птичьи гнезда, потому что...

Логопед: -Молодцы! Хорошие составили предложения о зимующих птицах.  

Логопед: - Ребята, зима продолжается. На улице холодно. И мы с вами не должны забывать о зимующих птицах: строить кормушки, подкармливать птиц.

Логопед: - Ну вот, и все. Наше путешествие в зимний лес закончилось. Нам пора возвращаться в детский сад. Повторяйте за мной волшебные слова:

- Раз, два, три повернись и в детский сад возвратись!

12. Итог: Сегодня мне понравилось, как вы отвечали. Спасибо Алисе, что выучила загадку. Нонна красиво говорила, а Маша отвечала полным предложением.  Какие красивые кормушки вы сделали вместе с родителями, сегодня на прогулке установите их, насыпьте корм в них. Потом будете наблюдать за зимующими птицами на прогулках. Вы все молодцы! Спасибо, ребята!

Литература:

  1. Н.В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР»-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009
  2. А.И. Дербина, Л.Е. Кыласова «Логопедическая группа: игровые занятия с детьми 5-7 лет» _Волгоград: Учитель, 2012
  3. О.Н.Лиманская «Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе»-М.: ТЦ Сфера, 2019

4. М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие» -М.: ТЦ Сфера, 2005 

5. Н.Э.Теремкова Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» Альбом  2. –М.: Издательство ГНОМ, 2012

  1. Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов». –М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непрерывная образовательная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему «Путешествие в жаркие страны».

Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности в обучении...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема «Путешествие в сказку о потерянном времени»

Конспект предназначен для организации и проведения непрерывной образовательной деятельности по формированию временных представлений, расширению знаний детей о видах часов, закреплению лексико-граммати...

Конспект открытого подгруппового занятия по речевому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: «Культурную речь и слушать приятно».

Конспект открытого подгруппового занятия по речевому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: «Культурную речь и слушать приятно». ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: "Страна Игрушек"

Интеграция детской деятельности: коммуникативной, познавательной, продуктивной, двигательной.Используемые технологии: технология исследовательской деятельности, здоровье - сберегающая технология, ТРИЗ...

Конспект непрерывно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности по рисованию «Зимний пейзаж»

Конспектнепрерывно образовательной деятельностив подготовительной группе компенсирующей направленности по  рисованию«Зимний пейзаж»...