Работа учителя-логопеда по формированию речеязыковой компетенции в условиях реализации ФГОС ДО
материал по логопедии

Ткаченко Галина Витальевна

Работа учителя-логопеда по формированию речеязыковой компетенции в условиях реализации ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tkachen-2.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВА «ШКОЛА № 2026»

«Работа учителя-логопеда

по формированию речеязыковой компетенции

в условиях реализации ФГОС ДО».

Учитель-логопед

                                                                                                                                      Ткаченко Г.В.

Работа учителя-логопеда по формированию речеязыковой компетенции в условиях реализации ФГОС ДО.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования утвержден Министерством образования и науки РФ 17 октября 2013 года. Вступил в силу с 01 января 2014 года.

Состоит из следующих частей:

 I. Общие положения.

II.Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему. III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

 IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

Основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Стандарт является основой для разработки Основной Образовательной программы дошкольного образования.

В ней должны быть отражены следующие образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

     В Программе должны учитываться виды деятельности детей разных возрастных периодов. Например, для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал.  Изобразительная (рисование, лепка, аппликация). Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно.

Результаты психологической диагностики могут использоваться только для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие условия:

  • психолого-педагогические условия;
  • условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста;
  • условия, для профессионального развития педагогов и организационно-методического развития педагогов и родителей.

     Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

     Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Они представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

    Рассмотрим 2 образовательные области: «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие», потому что одной из ведущих задач, которую мы решаем, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д.

 Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:


•    Овладение речью как средством общения и культуры    
•    Обогащение активного словаря    
•    Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи    
•    Развитие речевого творчества    
•    Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха    
•    Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы    
•    Формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

​ Сюда же можно отнести одну из задач образовательной области «Социально-коммуникативного развитие» - Развитие навыков коммуникации.

Данная образовательная область основана на следующих принципах:

​ взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;  

​ коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи;  

​ развития языкового чутья;  

​ формирования элементарного осознания явлений языка;  

​ взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

​ обогащения мотивации речевой деятельности;

​ обеспечения активной языковой практики

Основные направления работы по ФГОС ДО:

  • развитие словаря,
  • воспитание звуковой культуры речи,
  • формирование грамматического строя, развитие связной речи,
  • формирование элементарного осознания явлений языка и речи,
  • воспитание любви и интереса к художественному слову.

Основные направления учителя-логопеда по развитию речи детей в соответствии с параметрами оценки, выделенны Каленковой и Безруковой.

1. Формирование общих представлений ребенка об окружающем мире

4. Развитие текстовой деятельности

(формирование понимания и самостоятельного продуцирования/репродуцирования текста повествовательного характера )

2. Повышение уровня сформированности лексикона (увеличение объема словаря и формирование системной организации словаря).

5. Повышение уровня сформированности фонетико-фонологической компетенции (развитие фонематики, просодики, навыков звукового анализа и синтеза, формирование слоговой структуры).

3. Повышение уровня сформированности грамматической компетенции ( формирование словоизменительных и словообразовательных навыков; синтаксиса)

6. Формирование психологической базы речи (развитие вербальной памяти, словесно-логического мышления, речевого внимания).

В практике работы учителя-логопеда  по развитию речи используются следующие методы:

Наглядные:

  • Непосредственное наблюдение (в ходе диагностики и коррекционной работы),
  • Опосредованное наблюдение (рассматривание или предметов картин при составлении рассказов).


Словесные:

  • Пересказы
  • Рассказ по демонстрации действия
  • Описательный рассказ
  • Рассказ по серии картин
  • Рассказ по сюжетной картине
  • Творческий рассказ
  • Заучивание наизусть
  • Фольклор (скороговорки, поговорки, потешки.


Практические:

  • Артикуляционная гимнастика, формирование артикуляционных поз и переключаемости движений.
  • Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), пространственной координации и сенсорных эталонов.
  • Дидактические игры и упражнения, игры-драматизации, подвижные игры.

Для развития речи используются разнообразные средства:

​ Общение детей со взрослыми и друг с другом

​ Обучение родной речи на логопедических занятиях (Без специальных обучающих занятий невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей). Обучение на занятиях позволяет выполнить задачи всех разделов программы. Занятия помогают реализовать возможности речевого развития в дошкольном детстве, самом благоприятном периоде для овладения языком. На занятиях, помимо воздействия педагога на речь детей, происходит взаимовлияние речи детей друг на друга.

​ Культурная языковая среда, культура речи воспитателя, взаимодействие с семьями дошкольников.

​ Занятия по другим разделам Программы

​ Интеграция образовательных областей через взаимодействие специалистов (воспитатель, муз. руководитель, воспитатель по ФИЗО).


Практическая реализация указанной системы работы по развитию речи способствует становлению речевой активности, основ коммуникативной компетентности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учителя-логопеда, как форма взаимодействия с родителями в условиях внедрения ФГОС

Технология проектирования - нетрадиционная форма работы, учитывающая тесное  сотрудничество  с  родителями....

Использование Су – джок терапии в практике учителя – логопеда как одной из нетрадиционных технологий в условиях реализации ФГОС ДО.

Актуальным в последнее время является рост числа детей, имеющих речевые нарушения. Известно, что недостаточно развитая речь у ребенка влечет за собой несформированность мелкой моторики. И, н...

Требования к личности воспитателя на основе формирования компетенций в условиях реализации ФГОС

Есть такая профессия - воспитатель. Для характеристики личности в целом существенное значение имеют ее направленность, интеллектуальные, волевые, эмоциональные качества, которые проявляются в повседне...

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и музыкальным руководителем в рамках реализации ФГОС ДО

Основные направления взаимодействия: диагностика, коррекция, профилактика...

Содержание работы учителя-логопеда с обучающимися с нарушениями речи в условиях введения ФГОС ОВЗ».

В статье освещаются основные направления деятельности учителя-логопеда в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ....

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в коррекционно-развивающем пространстве ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО

Статья посвящена актуальным вопросам взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда в рамках реализации ФГОС ДО в коррекционно-развивающем пространстве дошкольного образовательного учреждения....