Конспект группового логопедического занятия в старшей группе: "Звук и буква С"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Шумахер Юлия Владимировна

Фронтальное логопедическое занятие по формированию фонетической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности "Звук и буква С"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Звук и буква С21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Фронтальное логопедическое занятие по формированию фонетической стороны речи в старшей группе

Звук и буква С

Цель: Познакомить со звуками [с], [с’] и буквой «С».

Образовательные задачи:

  • закрепить понятия «согласный звук», «гласный звук»;
  • продолжать учить различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки [c] и [c’] на слух;
  • продолжать закреплять навыки звукового анализа;
  • познакомить с буквой «С»;
  • уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ;
  • учить определять место звука в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении);

Развивающие задачи:

  • развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук;
  • побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к познавательной деятельности, инициативности, самостоятельности, умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей;
  • воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;
  • воспитывать у детей самоконтроль за речью;
  • воспитывать навыки общения в игре и на занятии.

  1. Организационный момент. Артикуляционная гимнастика:
  1. Забор
  2. Трубочка
  3. Лопата
  4. Иголочка
  5. Чашка
  6. Вкусное варенье
  7. Часики
  8. Качели
  9. Лошадка
  10. Индюки болтают
  1. Повторение пройденного материала:
  1. Ребята напомните, какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые мы можем пропеть, работают только губы, язычок не учавствует). Перечислите их пожалуйста.
  2. Какие звуки мы называем согласными? (Звуки, которые мы пропеть не можем, в образовании которых работает язычок)
  3. Какими бывают согласные? (Твердые – мягкие, глухие - звонкие)
  1. Знакомство с новым звуком, буквой.

Ребята, сегодня мы с вами будем изучать новую букву – С (изображение на магнитной доске), которая обозначает согласный звук С. Давайте вместе его произнесем: СССССС

Характеристика звука:

Логопед

Дети

Что делают губки, зубы, когда мы произносим звук С?

Где расположен в этот момент язычок?

Горячая или холодная воздушная струя? И куда она направлена?

***

Звук С является согласным или гласным звуком?

Давайте проверим работает ли горлышко, когда произносим звук С.

Еще, ребята, звук С может быть мягким и твердым – можем слышать С, Сь

Губки улыбаются, зубы разомкнуты

Кончик язычка за нижними зубками.

Воздушная струя холодная, направлена вниз, к подбородку.

***

Звук С - согласный, потому что преграда зубы и язычок.

Дети прикладывают руку к горлышку и произносят звук С – выясняют, что звук глухой.

Закрепление образа буквы: предлагаются листы с заданием «Заштрихуй букву».

  1.  Развитие фоематического слуха, фонематического анализа.

Игра «Поймай звук»:

Нужно хлопнуть в ладоши, когда услышите звук С:

с, ш, т, с, м, с, а, с, к, п, р, л, с;

са, ша, су, та, то, со, лы, ас;

стул, лавка, стол, пол, кресло, диван, малина, смородина, сыр, кефир, молоко, бусы.

Игра с мячом «Повтори слоги»:

Са – су – со

Су – сы – са

Са – сы – со

Со – са – су и т.д.

Игра «Не ошибись»:

Каждому раздать 2 картинки, те, в названии которых есть звук С – нужно повесить на доску, если звука С в слове нет – убираем картинку в коробку: нос, коса, сумка, ананас, самокат, самолет, стол, колесо, поднос, собака, лавка, шапка, тетрадь, машина, кукла, цыпленок.

  1. Физминутка. Пальчиковая гимнастика (в зависимости от лексической темы недели)
  2. Развитие фонематического анализа. Определение мягкости\твердости звука.

Игра «Зоопарк»

Предлагаются картинки, с изображениями животных. В синюю коробку необходимо поместить картинки, в названии которых слышится твердый звук С, в зеленую – картинки, в названии которых слышим мягкий звук Сь: лось, осел, слон, лиса, барсук, рысь, носорог.

  1. Итоги занятия:
  • Какой звук и букву проходили
  • Повторение характеристик звука С

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе. Звук П.

Использование коррекционной технологии речедвигательной ритмики на подгрупповом логопедическом занятии по преодолению общего недоразвития речи у детей...

Конспект логопедического занятия в старшей группе : «Звук и буква Т».

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР:«Звук и буква Т»....

Конспект логопедического занятия в старшей группе "Звук и буква А"

Конспект логопедического фронтального подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе "Звуки А и У"

Предлагаю вашему вниманию конспект по обучению грамоте в старшей логопедической группе первый год обучения....

Конспект логопедического фронтального занятия в старшей группе «Звуки н, нь. Буква Н»

Конспект логопедического фронтального занятия для детей страшей группы ДОУ с ТНР. Использоваться может логопедами и полезен так же воспитателям логогруппы....

КОНСПЕКТ ГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЗВУК [у], БУКВА У»

КОНСПЕКТ ГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ«ЗВУК [у], БУКВА   У»Цель: закрепление навыка четкого произношения звука [у]; научить определять позицию звук...