Нейроигры в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.
статья

Юлик Светлана Анатольевна

Все больше внимания в логопедической практике уделяется такому направлению как нейропсихология. Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyroigry_v_korrektsionnoy_rabote_uchitelya-logopeda.docx44.13 КБ

Предварительный просмотр:

Нейроигры в коррекционной работе учителя-логопеда

с детьми дошкольного возраста.

Автор: С.А. Юлик

Как известно, речь играет большую роль в формировании всех сфер личности ребенка. При нарушениях речи происходит торможение познавательных процессов, затруднены или снижены память, внимание, мышление. Ребенок с трудом понимает инструкции, теряя при этом смысловые и логические связи. Происходит нарушение коммуникационного компонента. Идет торможение ведущей деятельности дошкольного возраста – игровой, что естественно отражается на формировании психического развития. Поэтому все больше внимания в логопедической практике уделяется такому направлению как нейропсихология.

Нейропсихологический подход позволяет задействовать в работе все сохранные анализаторы, предполагая коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. А также способствует созданию базы для успешного преодоления тяжелых нарушений речи. Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой. Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе.

Нейроигры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, быстрому включению ребенка в занятие. Нейроигры оказывают благотворное влияния на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, процессов восприятия, пространственных представлений и процессов саморегуляции. Во время занятий происходит стабилизация эмоционального фона, раскрытие внутреннего потенциала ребёнка, повышение уровня самооценки. В дальнейшем нейроигры и упражнения помогут ребенку в обучении в школе. Взаимодействие левого и правого полушария закладывает основу на процессы письма и чтения.

Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые использую на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях. Нейроигры и упражнения подбираются с учетом индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

Упражнение «Фонарики» - правая ладонь раскрыта, левая- закрыта в кулак. Поочерёдно меняем положение рук. Выполняем сначала медленно, а затем быстро.

Упражнение «Ухо – нос». Левой рукой взять себя за кончик носа, правой – за левое ухо. Одновременно поменять руки: правой взяться за кончик носа, левой – за правое ухо. Повторить несколько раз.

Игра «Показывай, называй». В этой игре используются специальные карточки. Карточка разделена на две части – слева вверху рука, а под ней цифры, справа – рот, под ним цифры. Необходимо пальцами левой руки показывать цифру в левом ряду, одновременно называя цифру справа в этом же ряду.

Игры на выкладывание схем или узоров из камней, пуговиц, фишек, выкладывание букв из счетных палочек одновременно двумя руками. Такие игры можно использовать для развития мелкой моторики, автоматизации и дифференциации звуков. Например, слева и справа выложить круг. Усложнение: слева – круг, справа – треугольник.

Игра «Назови». Используем ритмический круг. Делим его на две части. В левой части пять картинок на определенный звук и в правой части пять картинок на другой звук, например, слева – звук [ш], справа – звук [ж]. Дифференцируем звуки [ш] – [ж]. Работаем одновременно двумя руками. Напротив каждой картинки выложить по камню слева и справа и произнести слова одно за другим, на дифференцируемые звуки, например, каша – жаба. Аналогично ведется работа по развитию фонематического слуха, например, найти и отметить камнями (фишками и т.п.) в кругу слева и справа (одновременно) предметы, которые отличаются одним звуком, например, мышка-мишка).  

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь». Три положения руки последовательно сменяют друг друга:

а) сжатая в кулак ладонь;

б) положение ладони ребром на плоскости стола;

в) распрямленная ладонь на плоскости стола.

Выполняется сначала правой рукой, потом левой, потом двумя руками вместе. Используем эту игру для развития фонематического восприятия, например, определить первый звук в слове и показать соответствующее движение: кулак – согласный твердый звук, ребро – согласный мягкий звук, ладонь – гласный звук.

Игра «Колечко». Поочередно перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе, например: Пальчиковая игра «Весна в природе» (О.И. Крупенчук):

Левая рука

Правая рука

1-2

Тает

1-5

И

1-2

Скоро

1-5

С крыш

1-3

снег,

1-4

на речке

1-3

к нам

1-4

опять

1-4

уходит

1-3

ледо-

1-4

придет

1-3

польет

1-5

лед,  

1-2

-ход.

1-5

апрель

1-2

капель.

Игра «Симметричные рисунки или двуручное рисование». Дайте ребёнку фломастеры в обе руки и предложите обвести симметричные рисунки двумя руками.  Важно, чтоб руки обводили картинку одновременно (если одна из рук остановилась, нужно этот момент проконтролировать и возобновить процесс обведения уже совместно правой и левой рукой).

Таким образом, использование нейроигр и упражнений в коррекционной работе способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое коррекционное развивающее занятие с детьми дошкольного возраста (психогимнастика) по теме: "ЦИРК".

Цели работы: Устранение неэффективного психологического напряжения; формирование положительного образа Я и самооценки.Задачи: 1. Отреагирование актуальных состояний;2. Снятие эмоционального напряжения...

Опыт работы учителя-логопеда МДОУ детского сада №12 «Колокольчик» г. Егорьевска Московской области Раткиной Светланы Геннадьевны по теме: «Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада».

Логопедическая группа для заикающихся детей существует в нашем городе с 1994 г.. Все эти годы в этой группе логопедом работаю я, Раткина Светлана Геннадьевна. С 1999 года имею высшую квалификационную ...

Статья на тему "Коррекционно - развивающие технологии в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста"

Данная статья содержит актуальность проблемы речевого развития детей. Анализ коррекционно-развивающих технологий, которые может применять любой педагог ДОО,  различных авторов....

программа коррекционных занятий "Использование методов арт-терапии в работе с агрессивными детьми дошкольного возраста с ТНР"

Актуальность данной проблемы определяется необходимостью многоаспектного рассмотрения агрессии, так как во многих теоретических концепциях она получает весьма противоречивое толкование. Для практическ...

Нейроигры в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнен...

«Нейроигры – эффективный инструмент в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста с ТНР»

laquo;Нейроигры – эффективный инструмент в работе воспитателя  с детьми дошкольного возраста с ТНР»...

Система коррекционной работы с безречевыми детьми раннего возраста. Взаимодействие логопеда и семьи.

Модель взаимодействия учителя - логопеда и родителей безречевых детей дошкольного возраста....