Подгрупповое логопедическое занятие: "Путешествие домовенка Кузи"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Кошелева Любовь Александровна

Подгрупповое логопедическое занятие для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) Тема: "Путешествие домовенка Кузи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx88.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад» с. Новосысоевки

КОНСПЕКТ НОД

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Подгрупповое логопедическое занятие

для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)

 Тема: «Путешествие домовенка Кузи»

Сказка Домовенок Кузька, Александрова Татьяна - читать для детей онлайн

                                           

                                                                                   Подготовила:  учитель-логопед

                                                                                   Кошелева Любовь Александровна

2023 г.

Цель: Дифференциация звуков  «Р» - «Л».

Задачи:

Коррекционно - образовательные: 

  • закрепить правильное произношение звуков «Л» - «Р»;
  • выделять из слов заданные звуки;
  • формировать умение дифференцировать звуки «Л» - «Р» изолированно, в  слова,  на слух и в произнесении.

Коррекционно - развивающие: 

  • активизировать словарный запас;
  • развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику;
  • фонематическое восприятие;
  • слуховое внимание и  мышление;
  • совершенствовать связную речь.

Коррекционно - воспитательные: 

  • воспитывать у детей чувство взаимопомощи;
  • доброжелательное отношение к окружающим;
  • самостоятельность и стремление доводить дело до конца;
  • учить  сотрудничать со сверстниками;
  • прививать интерес к сказкам.

Материалы и оборудование: лапти, рубашка, записка, письмо, фото Кузи, зеркала, физминутка «Самолёт», сундучок, карта, Старичок-лесовичок,  мяч, 3 ключа, мольберты, предметные картинки со звуком «Л»-«Р», шарики «Су-Джок, медали.

Предварительная работа: просмотр мультипликационного фильма «Домовёнок Кузя», беседа с детьми,  знакомство с согласными звуками «Л»-«Р», работа со словами, разучивание стихов,  загадывание загадок, рассматривание картинок, иллюстраций, разучивание комплексов артикуляционной  гимнастики, гимнастики для глаз, упражнений на развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением, игровые упражнения на дифференциацию звука «Л»-«Р» в слове.

Ход образовательной деятельности:

Дети входят в музыкальный  зал под музыку.

I. Вводная часть.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас!  Меня зовут Любовь Александровна, я пришла к вам в гости,  чтобы с вами поиграть.

«Психогимнастика» 

(Создание эмоционального положительного фона) 

                           Учитель-логопед предлагает встать детям в круг:

Логопед: Я сейчас буду читать стихотворение, а вы будете его слушать и вместе со мной выполнять движения под эти слова.

                 Давайте с вами встанем в круг – (дети становятся в круг)

                 Сколько радости вокруг – (дети поднимают вверх руки и машут ими)

                 Мы все за руки возьмёмся  - (дети берутся з а руки)

                 И друг другу улыбнемся. – (дети улыбаются)

                 Вы готовы поиграть?

Дети: Да!

Логопед: Можно встречу начинать?

Дети: Да!

Логопед: День сегодня необычный – удивить хочу я вас. Ребята, а вы любите сказки? Сегодня вас ждет волшебная сказка, увлекательные игры и еще много интересного. Я хочу, чтобы у вас было хорошее настроение и все сегодня получилось!

                  Ребята, вы ничего не заметили необычного? Да, это следы, но чьи   интересно? Никого не видно. Давайте по следам пойдем, может что-то увидим, что-то найдем.

Дети идут по следам. На столе лежит рубашка,

записка,  под столом стоят лапти.

Логопед: Ребята! Может вы знаете, что это? (лапти, рубашка). А тут лежит записка для нас: «Ты на вещи  посмотри, первый звук в словах скажи. Правильно эти звуки всегда произноси, задания с ними ждут тебя впереди!» (л, р).

Дети:  ЛЛапти, РРубашка.

Логопед: Ребята! А тут ещё и письмо,  давайте его прочитаем.

Учитель-логопед берёт письмо и читает.

Логопед: Ой, беда, беда, огорчение! Ребята! Моего друга, рыжего кота похитили!   Кащей  Бессмертный  в замке держит его взаперти! Помогите!

                Дети! Я по-моему догадалась от кого нам это письмо. Да тут и фотография его.

Учитель-логопед достаёт из письма фотографию домовёнка Кузи.

Логопед: Ребята! Это письмо нам от домовёнка Кузи и он зовет нас на помощь.     Вы готовы помочь домовёнку Кузе и его рыжему коту?

Дети: Да!

Логопед: Прежде чем мы начнём помогать домовёнку Кузе и его рыжему коту,    нам нужно подготовить наши язычки. А, вы помните, что в записке было написано? Все задания будут связаны со звуками Л и Р. Сделаем артикуляционную гимнастику. Присели на стульчики.

Учитель-логопед берёт зеркала и раздаёт детям.  

                                         «Артикуляционная гимнастика»                                

Логопед: Смотрите на меня и делайте как я. (повтор упражнений 4-5 раз)

                 Язычок наш загорает
                Лег на губку отдыхает (лопатка).

                Мы болтаем языками
               Стали детки индюками (индюк).

               Эй, веселые ребятки,
              Не пора ль сыграть в лошадки?
              Конь копытом землю бьет,
              Он кататься нас везет! (лошадка).

               Самолет летит, самолет гудит: л - л - л.

Логопед: Мододцы! Теперь можно отправляться  в путь.

                 Только, как нам попасть в сказку?

Дети: На поезде, самолёте, вертолёте, машине.

Логопед: Ребята! Я предлагаю  вам отправится на самолёте, так быстрее будет. Давайте с вами встанем в круг. Смотрите на меня и делайте как я.

Дети становятся в круг.

Физминутка «Самолёт»

Смотрите в небе самолёт   (стоят  качаются руки в стороны)

А в самолёте том пилот  («надевают очки»)

Штурвалом ловко управляет  (крутят руль)

И между облаков летает   (летят руки в стороны)

Под самолётом то гора  (руки вверху домиком (гора))

То лес дремучий, то нора  (руки скрещены перед собой/ руки вверху круг ( нора))

То в небо дивится народ  (козырёк влево и вправо)

То зайцы водят хоровод (твист, руки в стороны)

II. Основная часть.

Логопед: Ребята! Ну, вот мы с вами и попали в сказку. Смотрите ребята, а это волшебный сундучок. Может быть он нам подскажет, куда  нам идти дальше. Но, чтобы его открыть, надо глубоко вдохнуть и на сундучок подуть (дуют). Давайте мы с вами вдохнем через носик и выдохнем через рот, губки сделаем трубочкой. Щёчки при этом не надуваем,  плечи не поднимаем. Смотрите на меня. А теперь давайте вместе.

«Дыхательная гимнастика»

                        (звучит волшебная музыка – открывается сундучок)    

 II. Основная часть.                                     

Логопед: Дети! Тут, лежит нам подсказка.

Учитель-логопед достаёт записку и читает.  

Логопед: Вы на карту посмотрите и домовёнку Кузе помогите. Ребята, посмотрите, а вот и сказочная карта. Будем по карте с вами  шагать, задания героев все выполнять. Три ключа нам надо найти, чтобы  кота  нам  рыжего спасти.

II. Основная часть.

Логопед: А вот и первое задание. Кто же встретился нам на пути? Давайте посмотрим.  

Дети:  Старичок–лесовичок.             

Логопед: Так, сейчас прочитаю задание:

                 По стрелкам смело шагай,

                 упражненья  выполняй,

                 Язычок свой разминай.

                 Все слова дополняй,

                 Ничего не пропусти –

                 Ключ в конце пути возьми!        

Дидактическая игра «Договори слово» с мячом.

Дифференциация изолированных звуков [р] и [л]. 

(Учитель-логопед называет начало слова и бросает мяч ребенку, а  дети  договаривают  звук и бросают  мяч обратно) (берут 1 ключ)

Логопед: Ребята! Я начну слово, а вы должны его закончить, добавив последний  звук [р]  или [л].  (ша-Р, вете-Р, сту-Л, дяте-Л, кома-Р, сы-Р, узе-Л, пена-Л,  топо-Р,  мото-Р,  футбо-Л, сто-Л).

Логопед: Молодцы! С заданием мы справились. А вот и первый ключ. Чтоб в    пути не заскучать, предлагаю поиграть, зрительную гимнастику за мною повторять. 

Дети выполняют зрительную гимнастику «Будь здоров»

выполняют движения глазами по тексту стихотворения

Логопед:  Чтобы глазки зорче были,
                  И  в очках чтоб не ходили.
                  Эти нужные движенья.
                  Предлагаю повторить.
                  Вдаль посмотрим и под ножки,
                  Вправо, влево по быстрей.
                  Удивимся - что такое?
                  И закроем их скорей.
                  А теперь по кругу быстро,
                  Словно стрелочки часов,
                  Проведем глазами дружно,
                  Ну, а дальше – будь здоров!

Логопед: Молодцы! Двигаемся дальше по карте. Смотрим следующее задание, кто здесь  живет?

Дети:  Баба Яга.

Логопед: Так, читаю задание:

                 Ты, дружочек, не зевай!

       Зелье волшебное мне варить помогай.

       Все, картинки со звуком «Р» выбирай

       И в котел скорей бросай.

       Как только зелье я сварю –

       Ключ тебе я подарю.

Дидактическая игра «Найди картинку».

(На мольберте дети располагают картинки в названии которых есть звук Р)

  (берут 2 ключ)

Логопед:  С этим заданием , мы справились, вот и второй ключик у нас. Но, путь нас сложный ждет впереди – без разминки его не пройти.

Дети становятся в круг. Массаж ладоней и пальцев рук с помощью

 шариков "Су-Джок".

(Массажировать и закреплять название пальцев.

Шарик на ладони катать каждым пальчиком).

Логопед: Возьмите колечки и делайте, как я. Будем надевать колечко на каждый  пальчик.

                 Мы колечки надеваем,

                 Пальцы наши украшаем.

                 Надеваем и снимаем,

                 Пальцы наши упражняем.

 

Дети надевают колечки на пальчики другой руки.

                 Будь здоров ты, пальчик мой,

                 И дружи всегда со мной.

Логопед: Молодцы! А теперь покатаем шарики.

                 Шарик пальчиком катаю.  

                 Ловкость пальцев проверяю.

                 Ты колючий шарик мой.

                 Подружись сейчас со мной.

Логопед: Ну, что дальше надо нам идти  кто же ждёт нас впереди?

Дети:  Змей Горыныч.

Логопед: Так, читаю задание от Змея Горыныча.

                 Я живу в большой норе на кудыкиной горе.

       Я совсем не страшный змей,

       Только скучно и одиноко мне, нет у меня совсем друзей.

       Вы меня повеселите и немножко развлеките.

       Коль доволен буду я, ключ отдам я вам, друзья!

Дидактическая игра «Найди слова-друзья».

(Дети  берут картинки и к каждой картинке находят пару: лак-рак, лама-рама, ложки-рожки, лом-ром).  (берут 3 ключ)

Логопед: Ребята! Вот у нас и картинки не могут найти себе друзей. Давайте им    поможем. К каждой картинке найдем пару. Молодцы! А вот и третий ключ.

Логопед: Идём дальше смотрим на карту. А вот и замок  Кащея  Бессмертного         перед нами. Читаю задание.

        Чтобы кота освободить,

        Нужно дверь скорей открыть.

        Поторопись и не зевай -

        Ключ к замочку подбирай!

Задание «Подбери ключики» (освобождают кота)

(Дети  берут ключики на которых картинки и выбирают ключик с картинкой со звуком Л).

Логопед: Очень интересное задание, давайте посмотрим, ключики  вроде все   одинаковые. Может дело в замочке?

Дети: На замочке нарисован самолёт.

Логопед: Ребята! А напомните мне, какой звук мы произносили, когда мы делали артикуляционное упражнение самолёт летит, самолёт гудит.

Дети: ЛЛЛ

Логопед: А теперь давайте посмотрим на ключики. О, смотрите, а на ключиках тоже нарисованы картинки. Значит, нам подойдёт только тот ключик с картинкой, в которой есть звук Л.

Дети: Яблоко.

III. Заключительная часть.

Логопед: Ну вот, рыжий кот домовёнка Кузи на свободе, и, конечное же, большая

                 заслуга в этом ваша, ребята.

       - Скажите, вам понравилось путешествие?

       - С какими звуками мы выполняли задания?

       - Какое задание было для вас самым интересным?

       - Какое сложным?

 Но вы со всеми заданиями справились. Молодцы! Домовенок Кузя, вас благодарит,  и дарит вам на память вот такие маленькие медальки, они вам будут напоминать про сказочное путешествие, и вы сможете рассказать о нем своим друзьям.  Вам, ребята, пора отправляться в группу, где вас ждут друзья. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия «Путешествие на планету Шежеса.

Логопедическое занятие для детей подготовительной к школе группы. Цель занятия: закрепление навыков различения звуков Ш, Ж, С, З в слогах,  словах и фразах. Задачи. Корр...

Конспект подгруппового логопедического занятия «Путешествие по городу» с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе

Конспект  подгруппового логопедического занятия  «Путешествие по городу»  с использованием здоровьесберегающих технологий  в подготовительной группеЦель: познакомить детей со звуко...

Конспект подгруппового логопедического занятия «Путешествие по Звукограду»

Дать ребенку представления о звуках (фонемах) русского языка, привлечь внимание к положению языка и губ в момент произнесения звука речи, научить звукоразличению гласных-согласных, твердых, мягких. Ди...

Подгрупповое логопедическое занятие "Путешествие в мир полярных животных"

Обобщить и систематизировать знания о диких животных полярных районов Земли, их внешнем виде и образе жизни....

Конспект подгруппового логопедического занятия "Путешествие с Незнайкой" в старшей группе по лексической теме: "Транспорт. Правила дорожного движения"

На занятии дети уточняют и расширяют знания о видах городского трансторта и правилах дорожного движения. Знакомятся с сигналами светофора и с безопасным переходом через дорогу....

Конспект подгруппового логопедического занятия "Путешествие слонёнка Локи"

Конспект логопедического занятия на автоматизацию звука Л...

Конспект подгруппового логопедического занятия "Путешествие по сказкам"

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИАктивизация словарного запаса по теме «Зима. Дикие животные нашего леса» .Учить детей подбирать однокоренные слова к слову «снег»Закрепить в активной речи...