Формирование лексико-грамматических категорий посредством дидиктической игры
консультация по логопедии (старшая группа)

Гудкова Анна Петровна

Консультация для педагогов логопедических групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №260»

Тема: «Формирование лексико – грамматических категорий посредством дидактической игры»

Составил: учитель-логопед Гудкова А.П

Новокузнецкий городской округ, 2023г.

 В настоящее время наблюдается рост количества дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Проблема формирования грамматического строя речи у детей с недоразвитием речи является одной из значимых в логопедии.

Своеобразие овладения грамматическим строем речи проявляется у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

В настоящее время в работах учёных достигнуты определённые успехи в определении нарушений грамматического строя речи и разработаны методы их преодоления. В работах А.Н. Гвоздева, Г.А. Розенгард-Пупко, Д.Б. Эльконина, подробно описано становление речи у детей, начиная с самого раннего детства. Менее изученной является проблема усвоения детьми с общим недоразвитием речи отдельных разделов грамматики. Данные об этом представлены в работах Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

Развитие грамматического строя речи в дошкольном возрасте имеет исключительную практическую значимость для детей, и особенно для тех, кто имеет её нарушения, поскольку в повседневной жизни они постоянно находятся и ориентируются в мире людей, вещей, предметов. Процесс развития грамматического строя речи у детей с ОНР осложняется специфическим характером их речевого недостатка, вследствие чего возникает необходимость специальной логопедической работы сданной категорией дошкольников. На логопедических занятиях организуется специальное обучение. При этом оно выступает средством познания окружающего мира, предметов, явлений, событий и, следовательно, протекает более успешно, когда основывается на непосредственном наблюдении и изучении этих предметов, явлений и событий.

Грамматический строй речи формируется, прежде всего, в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве. И важным педагогическим условием является грамотная организация этой деятельности взрослым в повседневной жизни.

Дидактическая игра – как игровой метод обучения дошкольников.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать
 свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, а значит и происходит полноценная подготовка ребенка к обучению в школе.

Чтобы понимать речь, мало знать лексическое значение слов, из которых она состоит, надо еще понять грамматические отношения между этими словами. Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем в развитии речи детей дошкольного возраста.

Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. А сами правила грамматики довольно сложно воспринимаются детьми дошкольного возраста. В этом и состоит сложность обучения, которое еще осложняется и тем, что мы, взрослые, допускаем грамматические ошибки в своей речи и неосознанно формируем неправильную речь своих детей. Отсюда следует, что важнейшей заботой взрослого при общении с ребенком должна быть забота о том, чтобы дети слышали грамотную речь и как можно раньше услышали все грамматические формы родного языка.

Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение. А, как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. И только с её помощью можно обучение детей сделать интересным.

В формировании грамматического строя речи детей - дошкольников большую роль играют дидактические игры, которые педагог может использовать не только на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, но и в повседневной жизни. Специальные игры и упражнения для усвоения грамматических форм можно включать в любые другие занятия, использовать их на прогулке, в утренние часы, во вторую половину дня; а так же необходимо рекомендовать родителям использовать чаще такие игры дома.

Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Большинство исследователей выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:

- дидактическая задача (цель), состоящая из игровой и обучающей;

- игровые правила;

- игровые действия;

- окончание игры, подведение итогов.

Дидактическая (обучающая) задача - это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей. Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями.

В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи.

Игровые действия - это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны и реализуются через различные формы. Подведение итогов проводится сразу по ее окончанию. Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи, в зависимости от возраста детей.

Работа по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста осуществляется во всех возрастных группах с использованием дидактических игр и упражнений. Содержание игр определяется возрастом детей и программными требованиями.
Игры могут быть предметные и словесные.

Игры предметного характера (с использованием игрушек, предметов и картинок) в большинстве используются в младшем и среднем дошкольном возрасте, словесные (построены на словах и действиях играющих) игры чаще используются педагогом в старшем дошкольном возрасте.

Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ним совершать.

Дидактические игры по формированию грамматического строя речи можно разделить на три основные группы:

1. Игры и упражнения на словоизменение:

- учат правильно употреблять падежные формы, самой трудной из которых для них является родительный падеж множественного числа, игры: "Чего не стало?", «Чего не хватает кукле?», «Парные картинки» и др.;

- употреблять несклоняемые существительные типа: пальто, кофе, радио, кенгуру  игры "Ателье", "Кафетерий" и др.);

- правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже и координировать с глаголами и предлогами: "Какой?, Какая?, Какое?", "Кто что делает?", "Отгадай, что это?", "Расскажи о предмете";
- различать глаголы по видам, лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Особое место занимают игры на правильное употребление так называемых "трудных" глаголов: 
хотеть, звонить, бежать и др. Игры "Вы хотите? - Мы хотим", "Медвежонок и ослик разговаривают по телефону" и др.

2. Игры и упражнения на словообразование:
Дидактические игры на словообразование можно разделить на 4 подгруппы

-Образование названий детенышей животных.

-Образование названий профессий.

-Образование названий посуды.

-Образование однокоренных слов.

В области словообразования дошкольников учат создавать новые (однокоренные) слова с помощью:

-суффиксов: заяц - заинька, зайчонок;

-приставок: шить - пришить, зашить, вышивать;

-смешанного способа: настольный, разбежался, убегающий и т.п.
В процесс обучения включаются игры, помогающие осознать изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков: усы - усики - усищи; кот - котик – котище. Педагог учит ребят образовывать прилагательные от основ существительных: Какое варенье из малины? Из клубники? Из смородины?; и образованию притяжательных прилагательных (значение принадлежности).

3. Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи:

Как уже подчеркивалось, овладение синтаксическим строем речи происходит в процессе речевого общения, где основным методическим приемом выступают вопросы воспитателя: "Почему?", "Зачем?", "Что было бы, если…". Важным средством формирования у дошкольников навыков строить предложения разных типов являются специальные игры и упражнения: "Закончи предложение", "Дополни предложение", "Кого покатаем на машине?", "Размытое письмо" и др.

В дошкольном учреждении работа по формированию грамматического строя речи детей, в том числе и по устранению грамматических ошибок в детской речи ведётся по двум направлениям: на занятиях и в повседневной жизни детей.

Систематическая работа по формированию лексико-грамматических категорий помогает  обогатить словарный запас детей, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Дети начинают использовать в своей речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением. У детей совершенствуется умение согласовывать в предложении существительные с числительными, прилагательными; формируется умение использовать несклоняемые существительные. 

Дошкольники правильно согласуют слова в предложении, учатся использовать простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, образуют форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, однокоренные слова, учатся  правильно  использовать предлоги.  

Примерные игры.

  1. Работа над предложением. Именительный падеж.
    Игра «Больница для игрушек»
    Оборудование: поломанные игрушки.
    Ход игры: Дети разбирают поломанные игрушки и идут с ними к «доктору»: «У меня мишка без уха», «У меня кукла без руки», «У меня заяц без хвоста», «У меня машина без колеса», «У меня самолёт без крыла» и т. д.
    Игра «Для чего эта посуда?»
    Оборудование: предметные картинки с изображением посуды.
    Ход игры: Логопед поочерёдно показывает детям предметные картинки и задает один вопрос: «Скажите, для чего нужна эта посуда?» Дети отвечают: «Это кастрюля для супа», «Это бидон для молока», «Это кувшин для воды» и т. д. Игра заканчивается определением последней карточки, а выигрывает тот, у кого карточек окажется больше.
    Игра «Посмотри и скажи»
    Оборудование: коробка с мелкими предметам, пенал с ручками, карандашами и фломастерами, шкатулка с набором для рукоделия (нитки, пуговицы, булавки и т. п.), набор акварельных красок, набор карандашей и т. п.
    Ход игры: Логопед поочерёдно берёт и открывает коробки, шкатулки и т. п. и предлагает детям посмотреть и сказать: «Чего много в ___ пенале (коробке, шкатулке и т. п.)?». Игра заканчивается, когда все коробки будут раскрыты.
    2. Управление дательным падежом.
    Игра «Закончи предложение»
    Оборудование: сюжетные картинки.
    Ход игры: Логопед задаёт вопрос, а ребёнок должен дать ответ:
    Девочка дает сено кому? (корове, козе, овце)
    Собака дает лапу кому? (мальчику)
    Мальчик сыплет зерно кому? (цыплятам)
    Нина несет очки кому? (бабушке)
    Мама дарит куклу кому? (дочке)
    Папа подарил велосипед кому? (сыну)
    Задание усложняют подбором однородных членов.
  2. Игра «Кому что нужно для работы»
    Оборудование: предметные картинки.
    Ход игры: Логопед задаёт вопрос, а ребёнок должен дать ответ (используя картинки):
    а) Удочка нужна кому? — Рыбаку.
    Указка нужна кому? — Учителю.
    Кисточка нужна кому? — Художнику.
    Лекарство нужно кому? — Врачу, больному.
    Ружье нужно кому? — Охотнику.
    Ножницы нужны кому? — Портнихе.
    б) Кому нужен для работы градусник?
    Кому нужна расчёска?
    Кому нужен огнетушитель?
    Кому нужен для работы рубанок?
    Кому нужны для работы весы?
    Кому нужна поварёшка?
    Кому нужна швейная машина?
    в) Игле – нитка, забору – калитка,
    Супу – картошка, а книжке – обложка.
    Мышке – норка, братишке – сестра.
    Улитке – пруд, а лентяйке – труд.
    Игра «Подумай и ответь, кому что дать на обед».
    Оборудование: предметные картинки.
    Ход игры: Логопед задаёт вопрос, а ребёнок должен дать ответ (используя картинки):
    Сена пучок (корове с телёнком).
    Молочка на блюдечке (кошке с котёнком).
    Зёрнышек немножко (петушку с цыплёнком).
    А себе возьму ………
    3. Управление винительным падежом существительных.
    Игра «Назови своё любимое занятие»
    Я люблю играть (в футбол).
    Я люблю ходить в (парк).
    Я люблю читать _____
    Я люблю смотреть ___
    Я люблю слушать ___

Игра «Дополни предложение»
Полотёр натирает что? (пол)
Пылесос собирает что? (пыль)
Утюг гладит что? ___
Швейная машина шьет что? _____
Хлеборезка режет что? ___
Картофелечистка чистит что? ___
Мясорубка мелет что? _____
Игра «Что перепутал Буратино?»
Буратино говорит детям: «Я ходил на лес. Там я увидел белка. Белка прыгнула на дупло». Необходимо исправить его ошибки.
4. Управление творительным падежом существительных.
Игра «Кто за кем?»
Оборудование: фишки.
Ход игры: Дети делятся на две команды. Водящие стоят впереди команды, спиной к детям. Их задача: вспомнить и сказать, кто за кем стоит? Правильпый ответ поощряется фишкой.
Игра: «Определи место игрушки!»
Оборудование: игрушки.
Ход игры: дети отправляются в игровой уголок и определяют, где стоят игрушки. Рядом с кем? Рядом с чем? Например: Кукла стоит рядом с миш-кой. Машина стоит рядом с кубиками и т. д.
Игра «Кто с кем?»
Оборудование: картинки с изображением животных и их детенышей.
Ход игры: Логопед говорит: «Вышли па полянку разные животные. Разбрелись, разошлись, по всей полянке. Стали мамы своих детей к себе подзывать... Помогите мамам, найдите их детенышей и скажите: кто с кем вышел гулять?» Дети выполняют инструкцию и отвечают «Лиса вышла с лисятами, белка вышла с бельчатами» и т. д.
5. Предложно-падежные конструкции.
Упражнения на уточнение семантического значения предлога в предложении:
1. Выполнение действий с предметами. Конкретно-пространственные значения предлогов.
— Возьмите ручки. Откуда взяли ручки (из ящика).
— Положите ручки в стол. Где они сейчас? (в столе).
— Спрячьте ручки под стол. Где они? (под столом) и т. д.
2. Определение местоположения предметов, игрушек в комнате (без вопроса), показать на предмет:
Стул стоит между столом и шкафом. На столе лежат книги. Лампа висит над столом.
3. Построение друг за другом по указанию логопеда:
Вова встанет за Светой. Алеша за Вовой. Вова перед Алешей. Ира за Вовой и т. д.
— За кем ты стоишь? Впереди кого ты стоишь?
— Между кем ты стоишь? Позади кого ты стоишь?
— Рядом с кем ты стоишь?

6. Управление предложным падежом.

Игра «Угадай, что изменилось»
Оборудование: игрушки.
Ход игры: Ребёнок определяет изменение в расположении предметов игрушек: мишка сидел на столе, сейчас под столом.

Игра «Скажи, куда мы положили»
(предлоги: на, за, под)
Оборудование: игрушки, мелкие предметы.
Ход игры: Один ребёнок выходит из комнаты, остальные прячут игрушку или предмет. Ребёнок возвращается и ищет. Дети подсказывают: мяч под, мишка за.

Игра «Что нужно медвежонку»
Оборудование: игрушка мишки, предметные картинки.
Ход игры: Логопед раздаёт картинки: мыло, шарф, тарелка, зубная щётка, носки, шапочка, книги.
Логопед: «Медвежонок проснулся, встал, надел ___, хотел умыться. Он взял ___. Чем он чист зубы? Чем вытирался? Мишка умылся и пошёл! завтракать. Что ему дала мама? Пора идти в детский сад. Что он надел?»


Список литературы

1. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2007.
2. Гущина Е.А. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников / Е. А. Гущина // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013.
3. Дмитриевских Л.С. Обучение дошкольников речевому общению. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
4.Ефименкова  Л.  Н.  Формирование  речи  у  дошкольников:  (Дети  с  общим недоразвитием речи). Книга для логопеда. – М.: Просвещение, 1985.
5. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2002.
6. Лалаева Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
7. Лебедева Л.В. (и др.). Игры и упражнения с родственными словами. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2009.
8. Логинова В.И. Формирование словаря// Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: 1984.
9. Никонова О.В. Своеобразие дидактических игр и их педагогический потенциал // Дошкольное воспитание. – 1986. - № 4.
10. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. – М.: ТЦ Сфера, 2005
11. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. — 2-е изд. — М.: Дрофа, 2010.

12. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада.- М., Мозаика-Синтез, 2011.
13. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи - М., Академия, 2009.
14. Гавриш, Н.В. Характерные особенности речевой деятельности в дошкольном детстве//Актуальные проблемы развития речи и лингвистического образования детей. Орел, 2012.
15. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практ. работников ДОУ. - 3-е изд., испр. и доп./ Г.С.Швайко. - М., Айрис-пресс: Айрис-Дидактика, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы актуализации словарного запаса дошкольников и формирования лексико-грамматических категорий посредством театрализованной деятельности"

"Актуализация словарного запаса дошкольников и формирование лексико-грамматических категорий посредством театрализованной деятельности"  В  общей  основе  развития  лично...

"УЧИМСЯ, ИГРАЯ" - интерактивные игры по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ТНР

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9126427","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Формирование лексико-грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня посредством дидактических игр

На современном этапе наблюдается увеличение детей, поступающих в школу с речевыми нарушениями. А это препятствует формированию полноценной учебной деятельности в контексте развивающего обучения. Поэто...

Формирование лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактической игры и компьютерных технологий.

Обоснована роль коррекционного обучения для развития лексико-грамматических категорий у детей с задержкой психического развития. Даны примерные виды игровых упражнений для развития речи у дошкольника...

Формирование лексико-грамматических категорий посредством дидактической игры

разработка плана дидактической игры для формирвания  лексико-грамматических категорий...